- ФИРКАНДТ
-
Фиркандт (Vierkandt) Альфред (04.06.1867, Гамбург-24.04.1953, Берлин) - нем. социолог и этнолог. Изучал математику, физику, философию и географию в Лейпцигском университете; первоначально специализировался по географии (доцентура 1894 г.), затем - по народоведению и сопутствующим областям философии (новая доцентура 1900 г.). В 1910 г.- сооснователь Немецкого социологического общества. С 1921 г.- внештатный, а с 1925 г.-ординарный проф. социологии в Берлине. С 1934 г.- на пенсии, с запрещением читать лекции. С 1945 г.- председатель Кантовского об-ва, с 1946 г.- возобновление лекций в Берлинском университете.До первой мировой войны социологические концепции Фиркандта строились на базе позитивистской методологии с преимущественным интересом к этнографическим описаниям, культуре и религии первобытных народов. Выступая против чрезмерно рационалистического объяснения этих феноменов, Фиркандт высоко оценивал иррациональные, неосознанные основы общественной жизни. Полемизируя с Тардом, придававшим исключительную роль в историческом процессе отдельным гениальным новациям, Фиркандт отстаивает принцип постоянства в культурном развитии. Эта общая тенденция приводит Фиркандта к акцентированию социальной роли группы, признаком которой он считает наличие у ее членов группового сознания. Однако он стремился избежать слишком категоричной однозначности в вопросе об отношении индивида и группы, оговаривая значение индивидуальных действий.Выделяя группу в качестве исходного момента общества, Фиркандт рассматривал ее как элемент более крупных социальных объединений с соответствующими типами личности, индивидуальные границы которой преодолеваются во взаимодействии с социальным окружением. В целом общество предстает у Фиркандта как внутренняя взаимосвязь всех включенных в него общностей и групп.После первой мировой войны происходят важные изменения в методологии Фиркандта, стремящегося опереться на философско-биологическую теорию целостности (Холизм), взятую в сочетании с феноменологией Гуссерля. Задачей теоретической социологии оказывается, по Фиркандту, интуитивное усмотрение чистых сущностей социального, независимых от исторического изменения. В этой точке зрения нетрудно увидеть также влияние формальной социологии Тенниса и особенно Зиммеля, тем более что указанные Фиркандтом "чистые сущности" общества сходны с зиммелевскими "формами обобществления", Фиркандт также принимает тённисовское деление "община - общество", но смягчает его, отказавшись от резкого противопоставления общины и общества и вводя множество промежуточных членов.Соч.: 1) Handworterbuch der Soziologie. В., Lpz. 1931. 2) Einfuhrung in die Gesellschafislehre. Familie, Volk und Staat (1936) //Kleine Gesellschaftslehre. В., 1948.
Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009