- БРЕЙЗИГ
-
Брейзиг (Breysig) Курт (05.07. 1866, Позен (Познань) - 16.06.1940, Берлин) - немецкий историк, социолог, философ. Ученик Шмоллера. Испытал влияние философии жизни (Зиммель) и философской биологии Г. Дриша и Я. фон Икскюля. С 1892 г.- приват-доцент, с 1896 г.- экстраординарный и с 1923 г.- ординарный профессор Берлинского университета. От позитивистских исследований в духе школы Ранке Брейзиг перешел, вдохновляясь идеями Вико и Гердера, к созданию универсальной философии истории.Исторический факт, по Брейзигу, следует постигать в самых широких по одновременному охвату и глубоких по историческим истокам зависимостях. Таким образом, подлинная история - лишь история человечества как "история образов действия", "форм человека". Основная идея Брейзига -"ступенчатое строение" мировой истории, в которой "пути развития всех народов и групп народов Земли идут в одинаковом или мало различающихся направлениях и... немногие различия, которые, как и почти во все времена, являет картина человечества, могут быть объяснены лишь различием в скорости развития, с какой отдельные части человечества прошли эти свои пути". Среди ступеней истории Брейзиг называет доисторическое время, древность, раннее и позднее средневековье, новое и новейшее время. Древность прошли все народы, средневековье - европейские и индийские, последние две стадии - лишь Европа.Такми образом, Брейзиг - один из прямых предшественников Шпенглера. Но, в отличие от него, осторожен в уподоблении развития исторической формы и биологического цикла. "Историческое становление" предполагает у Брейзига смену форм как бы по спирали: следующая ступень отрицает предыдущую и воспроизводит черты более ранней. Последовательно универсализуя историю, Брейзиг соединил ее с естественной историей через категорию самоподвижности - изначальной формы природного и человеческого бытия. На этом "монокосмическом" подходе базировалось его позднее исследование всемирной истории, которое Брейзиг не завершил. Исток исторического развития, по Брейзигу,- творческая личность, ее "витальная мощь". Но даже деяния немногих величайших личностей внесли в ход истории ничтожные изменения. Творческой силе личности противостоит сила инерции сообщества, которое противится новациям, далеко не всегда избирая их для подражания, составляющего основу для исторического становления. Разработкам Брейзига не хватало философской строгости и оригинальности. Пик его влияния - 20-е гг.Соч.: 1) Законы мировой истории//3о-ибарт- В. Социология/Л., б. г. С. 101-108. 2) Die Geschichte der Menschheit. Bd. 1. В., 1907. 3) Der Stufenbau und die Qesetze der Welt-geschichte. Stuttg. u. В., 1927. 4) Vom geschi-chtlichen Werden. Bd. 1-3 Stuttg. u. В., 1925- 1927.
Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009