- БЕЛЛА
-
Белла (Bellah) Роберт H. (p. 1927) - американский социолог, профессор социологии и сравнительных исследований в департаменте социологии Калифорнийского университета, г. Беркли. Основные труды посвящены проблемам социологии религии. В 60-е гг. активно занимался изучением восточных религий (Китай, Япония), в частности продолжая традиции М. Вебера, пытался определить роль этих религий в процессе индустриализации и модернизации общества. Отправляясь от идеи Парсонса о структурной дифференциации социальных институтов, Белла разработал схему эволюции религии, выделив пять основных этапов, каждый из которых отличается от предыдущего "степенью дифференциации религиозных символов"."Примитивная религия" (первый этап) характерна для первобытного об-ва. Этой религии свойственно мифологическое нерасчлененное сознание, в к-ром естеств. еще не отделилось от сакрального. "Архаическую религию" (второй этап) отличает большая систематизация и дифференциация религ. сознания и культа. "Исторические религии" (третий этап) уже четко противопоставляют сферу мирского и священного. К историческим религиям Белла относит иудаизм, христианство, ислам. "Раннесовременная религия" (четвертый этап), получившая наиболее яркое выражение в протестантизме, "представляет собой определенный сдвиг в сторону потустороннего мира в качестве главной сферы религиозного действия. Спасения теперь надлежит искать не в той или иной сфере ухода от мира, а в гуще мирской деятельности". Современный (пятый) этап эволюции религии характеризуется, по мнению Белла, религиозным плюрализмом. Религиозность все более индивидуализируется, выбор тех или иных религиознвх символов и представлений становится актом свободного решения каждого члена общества. Именно этот процесс индивидуализации религии трактуется Беллой как процесс секуляризации. Широкую известность завоевала концепция "гражданской религии", разработанная Беллой в 60-е гг.Белла считает, что с момента возникновения США в этой стране существует религия, которая объединяет все население, независимо от конфессиональной принадлежности. Основными ее признаками Белла считает веру в бога, в загробную жизнь, терпимость к любым религ. учениям, а также веру в то, что амер. нация "призвана богом выполнить особую историческую миссию". Эта религия существует наряду с христианскими конфессиями и иудаизмом, выполняя задачу "укрепления национальной солидарности" и утверждения общенациональных ценностей. Ее проявлениями Белла считает традиционные упоминания о боге в государственных актах (например, в речах президентов, вступающих в должность, а также в некоторых праздниках и ритуалах ("День благодарения" и др.).Вопрос о гражданской религии применительно к современности рассматривается в книге Беллы "Разрушенный Завет". В ней дается исторический очерк развития духовной жизни в США, начиная с их образования. Автор критикует типичный для современной Америки процесс эрозии традиционных духовных ценностей, вызванный, по его мнению, погоней за прибылью вне каких бы то ни было нравственных и духовных идеалов. Посвящая особую главу идеям социализма, Белла утверждает, что для них нет почвы в современном американском обществе. Нравственное и духовное возрождение амер. нации он связывает с "религиозным пробуждением", причем религии отводится главная роль в сохранении этических ценностей и идеалов.Соч.: 1) Социология религии//Американская социология. М., 1972. 2) Beyond belief. N. Y., 1970. 3) The broken covenant. N. Y., 1975.
Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009