- ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
-
Ортега-и-Гассет (ORTEGA Y GASSET) Xoce (9.05.1883-18.10. 1955) - испанский философ, социальный мыслитель и публицист, в мировоззрении которого противоречивым образом сочетались мотивы неокантианства, философии жизни и феноменологии. В основе эстетико-cоциологических воззрений Ортега-и-Гассета, характеризовавшего свой способ философствования как рациовитализм, лежит мысль, согласно которой искусство "расширяет нашу реальность", вовлекая "неизменную материю" в процесс "ирреализации", обособляющей формы живой жизни от их вещественного содержания путем погружения их в "вихрь" творческой субъективности художника, мир его чувств и переживаний.Кантовское требование относиться к человеку так, чтобы он был для нас не средством, а целью, самоценным и автономным субъектом, Ортега-и-Гассет распространяет - в качестве требования эстетического - на всю сферу человеческих отношений к миру. Он утверждает, что все "увиденное изнутри" есть "я", т. е. обладает некоторым необъективируемым содержанием, понять и выразить которое можно лишь "став" этим "я". Постичь окружающий мир, таким образом, может лишь художник, открывающий в "объектах" - будь то человек это или любой др. "предмет" - необъективируемое, в эмпирически реальном - "ирреальное", т. е. идеальное бытие. Способ, каким Ортега-и-Гассет предлагает осуществлять такую "ирреализацию", напоминает гуссерлевский метод "редукции" ("вынесения за скобки"). Основной эстетический акт Ортега-и-Гассет видит в том, что художник поворачивается "спиной к вещам", оборачивает свой глаз "зрачком внутрь", чтобы взять образы этих вещей безотносительно к ним самим - так как они рождаются и переживаются в его душе, в его эмоциональном мире, в стихии его "чистой субъективности". Искусство, согласно Ортега-и-Гассету, это, по сути дела, ирреализация, художественный мир идеальной "предметности", не имеющей ничего общего с их повседневным, привычным обликом. Этот тезис лежит в основе ортегианской концепции дегуманизации искусства, являясь связующим звеном между философско-эстетическими и социально-философским, социологическими воззрениями Ортега-и-Гассета.В работе "Дегуманизация искусства" (1925) утверждается, что способностью к восприятию "нового", т. е. "дегуманизированного", искусства обладает особая категория людей, отличных от всех др. своей специфической восприимчивостью к художественным достоинствам подлинно "современных" произведений. А главным их достоинством, достигаемым как раз на путях эстетического "обесчеловечивания" (и "распредмечивания") эмпирической реальности с целью создания "ирреального" мира, находящегося за пределами обычной, "слишком человеческой" (Ницше) действительности, является как раз оторванность от этой действительности, враждебное противостояние ей. Такие произведения не могут быть понятны обыкновенному "среднему" человеку, вызывая у него раздражение именно этой своей непонятностью. Область "нового искусства" создается, следовательно, как особая (и даже "высшая") область реальности, доступная лишь избранным художественным натурам, утверждающим в процессе наслаждения произведениями этого искусства и свою особенность, и свое единство друг с другом - единство элиты. В создании такого искусства Ортега-и-Гассет видит выход из ситуации социальной нивелировки ("омассовления"), аморфности и т. д., в какой, по его мнению, оказалась Западная Европа ("Восстание масс", 1930). На место специфически классовой формы структурирования общества должна прийти социокультурная, предполагающая деление общества на массу и элиту, осуществляемое на основе культурного, а точнее, эстетического критерия: отношения к современному авангардистски-модернистскому искусству.Соч.: 1) Восстание масс//Вопросы"философии. 1989. © 3-4. 2) Qesammelte Werke. Stuttg., 1955. Bd. 2. 3) Gesammelte Werke. Stuttg., 1956. Bd. 3.
Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009