МАЛИНОВСКИЙ


МАЛИНОВСКИЙ
Малиновский (Malinowski) Бронислав Каспер (07.04.1884, Краков- 16.05.1942, Нью-Хейвен, США) - этнограф, глава функционалистского крыла английской "социальной антропологии" (Функциональный подход в социологии). Основные полевые исследования в Меланезии (о-ва Тробриан, Новая Гвинея и др.). Интересы: вопросы экономики, пола, семейной жизни, родственных отношений, индивидуальной психологии (в 20-е гг. с т. зр. психоанализа, позже М. его противник), теория культуры, первобытного права, религии, этики, магии и "науки", этнографическая теория языка.
Исходный пункт в становлении взглядов Малиновского - оппозиция эволюционистским и диффузионистским теориям культуры, а также "атомистическому" изучению культурных черт вне социального контекста как, напр., в американской культурантропологии (Боас и др.). Но перенос акцента с конструирования эволюционных стадий на "полный и ясный анализ культурной реальности", т. е. на систему социальных процессов, в настоящем времени означал, по сути, не разрыв с эволюционизмом, а возрождение мотивов органицизма внутри его же. Ввиду неспособности членов "примитивного" (дописьменного) общества рационально объяснить свои обычаи и институты, предлагалось рассматривать это общество как сравнимую с организмом естественную адаптивную систему, где за поверхностью явлений надо было увидеть, какую функциональную роль играет каждая ее часть относительно необходимых условий существования общества и потребностей его членов.
"Функциональный взгляд на культуру настаивает на принципе, что в каждом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верование исполняют некую жизненную функцию, должны решить какую-то задачу, представляют собой необходимую часть внутри работающего целого". Основная единица функционального анализа у Малиновского - институт культуры (напр., магии, религии и т. п.), объединяющий более или менее сложную совокупность родственных культурных признаков. Функциональное объяснение строилось на интуитивном выделении основных потребностей и существенных зависимостей в изучаемой культуре. Малиновский пытался связать основные биологические (первичные) потребности человека с разнообразием социокультурных условностей (артефактов) и вторичных потребностей, порождаемых самой культурой. Это разнообразие, полагал Малиновский, можно упростить и упорядочить, если рассматривать культурные вариации как своего рода "мелизмы" на основные темы добывания пищи, крова, обороны и воспроизводства. Культура выступает и как некий инструмент удовлетворения осн. потребностей человека и как совокупность артефактов, организованных традицией. Различия между культурами проявляются в закрепляемых ими способах удовлетворения потребностей и в характере передаваемых от поколения к поколению вторичных потребностей.
Несмотря на то что Малиновский выводил культуру из человеческих потребностей, на деле он отдавал предпочтение культурной традиции как основному факту, формирующему индивида, его специфические нужды и умения. Наибольшую критику на Малиновского всегда навлекало то, что позже Мертон назвал "постулатом универсальной функциональности": упрощающая исходная предпосылка, будто "все элементы культуры, если эта концепция (функ-ционалистская социальная антропология.- Ред.) верна, должны быть работающими, функционирующими, активными, действенными". Иными словами, что всякое явление или событие, существующее внутри описываемой системы, в каком-то отношении будет благоприятно для нее. Обычно в этом постулате видят две стороны:
(1) методологическое допущение, что для каждого действия и ин-та существует функция или функции;
(2) содержательное утверждение о характере существующих об-в, что они не содержат нефункциональных элементов.
Первое положение признается совр. методологами науки хотя и "нефальсифицируемым" (по Попперу), но эвристически полезным, ибо оно ориентирует на поиск побочных эффектов и неочевидных связей одних институтов, обычаев, родов деятельности в данном обществе с др., побуждает ставить интересные вопросы. Второе чаще всего отвергают, ибо оно подразумевает нереалистическую и малопригодную для большинства исследовательских целей модель работы (функционирования) общества как гармонично интегрированного, идеально связного и стабильного целого с внутренней саморегуляцией, охватывающей весь общественный организм.
Малиновский повлиял на общую теорию социологического функционализма (особенно в США) своими идеями об интегральности каждой культуры, о сложных взаимосвязях между обществом, культурой и индивидом, поисками корней культуры в потребностях и способностях индивида как ее носителя. Но многие историки науки ценят Малиновского как блестящего полевого исследователя, для которого "поле" - исходный пункт и цель в себе. "Функционализм" Малиновского до сих пор привлекает эмпирически настроенные умы своей нацеленностью на объяснения, которые требуют только известных и наблюдаемых фактов, добытых прямым исследованием из первых рук, и обходятся без исторических догадок.
Соч.: 1) Anthropology//Encyclopedia Britanni-са. 1926. 2) Culture//Encyclopedia of the social sciences. 1931. 3) A scientific theory of culture and other essays. N. Y., 1969.

Энциклопедия социологии, 2009

Смотреть что такое "МАЛИНОВСКИЙ" в других словарях:

  • Малиновский — Малиновский, Р. В. рабочий. В 1901 1902 г.г. сближается с с. д. кругами. В 1906 1910 г.г. состоял секретарем союза рабочих металлистов. 13 мая 1910 г. был арестован в Москве и на допросе заявил о своем желании давать сведения охранке.… …   1000 биографий

  • Малиновский — Малиновский, Григ. Ив. селькор, член РКП(б) с 1920 г. В 1917 г. был солдатом петроградского гарнизона и принимал участие в свержении царизма. В 1918 г. вступил в Красную гвардию. В гражданской войне получил ранение и инвалидом вернулся на родину …   1000 биографий

  • МАЛИНОВСКИЙ —         (Malinowski) Бронислав Каспер (1884 1942) англ. этнограф и социолог польского происхождения, один из основателей и лидеров функциональной школы в англ. социальной антропологии. Изучал физику и математику в Ягеллон. ун те в Кракове, где… …   Энциклопедия культурологии

  • Малиновский Р. В. — Малиновский, Роман Вацлавович Дата рождения: 18 марта 1876 Роман Малиновский. 1913. Роман Вацлавович Малиновский (18 марта 1876 5 ноября 1918) политик начала XX века, родом из польской семьи …   Википедия

  • МАЛИНОВСКИЙ — Роман Вацлавович (1876 1918), член Российской Социал Демократической Рабочей партии с 1906, меньшевик, нефракционный социал демократ, с 1911 большевик. С 1910 агент охранки, с 1912 Департамента полиции. В 1912 14 член Центрального Комитета… …   Современная энциклопедия

  • МАЛИНОВСКИЙ — (Malinowski) Бронислав Каспар (1884 1942) британский антрополог, основатель функционального направления. Родился в Кракове, поляк по происхождению. Изучал математику, физику, философию, экономику и психологию в Ягеллонском, Лейпцигском и… …   Новейший философский словарь

  • Малиновский — см. Малинин (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) …   Русские фамилии

  • МАЛИНОВСКИЙ —         (Malinowski) Бронислав Каспер (7.4.1884, Краков, 16.5.1942, НьюХейвен, шт. Коннектикут, США), англ. этнограф и социолог, один из основателей функциональной школы в этнографии. По происхождению поляк. На основе большого фак тич. материала …   Философская энциклопедия

  • МАЛИНОВСКИЙ — Василий Фёдорович (1765 1814), рус. просветитель. После окончания Моск. ун та (1781) сочетал дипломатич. службу, а затем работу директора Царскосельского лицея (1811 14) с публицистич. деятельностью. В книге Рассуждение о мире и войне (1803)… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Малиновский — (польск. Malinowski, нем. Malinowski, укр. Малиновський, белор. Малiноўскі)  фамилия славянского происхождения, в частности белорусская, польская, украинская и русская. Исторически также распространена среди евреев, немцев и иных групп …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «МАЛИНОВСКИЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.