темныи


темныи
Темный — темныи, -ая, -ое; теменъ, -а, -о (1)
1. Лишенный света, погруженный во мрак, неосвещенный или малоосвещенный:

Не тако ли, рече, рѣка Стугна; худу струю имѣя, пожръши чужи ручьи и стругы, ростре на кусту, уношу князю Ростиславу затвори Днѣпрь, темнѣ березѣ плачется мати Ростиславля по уноши князи Ростиславѣ. 42.

Къто бо не почюдиться убо блаженууму сему, еже въ такои тьмьнѣ пещерѣ пребывая единъ мъножьства пълковъ невидимыхъ бѣсовъ не убояся. Ж. Феод. (Усп.), 38 а (XII в. ← ок. 1088 г.). И повелѣ своимъ воиномъ: Шедше, хранитися в темнѣ хлѣвинѣ. Флав. Полон. Иерус., 172 (XVI в. ← нач. XII в.). 1172: Бѣ же тогда ночь темна, и уступиша инѣмъ путемъ изблудиша всю ночь (Василько с войском). Ипат. лет., 550 (XV в.). Си рекъ, Александръ исхити мечь у отьца своего Филипа, и вся възлежащая уязви; ови бо от нихъ под трапезами крыяхутся, и друзии же под ложа подбѣгоша, ово въ темных мѣстех крыяхуся. Александр., 23 (XV в. ← XII в.). Отецъ же поѣде съ нимъ (Девгением), и многия люди поидоша за ними ...и доѣхаша до темна лѣсу, и слѣзе съ коня своего, и нача по лѣсу ходить. Девг. Д., 159 (XVII—XVIII вв. ← XII—XIII вв.). Видѣ же множьство бещисльно братия, яко же въ удолѣ коемъ глубоцѣ и темнѣ зѣло шествующемъ. Панд. Ник., 53—53 об. (1296 г.).

∆ Говорит Илья Иванович: / Что же ты (конь) да ноньче подтыкаешься? / Что ль ты не бывал да во темно́м лесу, / Не слыхал ты соловьинаго да по́свисту? Онеж. былины Гильф. (1-е изд.), 18. Выросла дуброва темнаятемная: муха не пролетит. Афан. Сказки, I, 214. Ой пійду я темным лугом: / Оре мылый своим плугом. Метлин. Народ. южнорус. песни, 57. А каб жа я была пирапелкой, / Куды бы захоцѣла — поляцѣла: / ...Ци у цемны лясы по горэшки, / Ци у цемны луги по калину. Шейн. Белор. сб., I, 1, 233.
Ср. В. Н. Перетц (К изучению «Сл. о п. Иг.». IV. Эпитеты в «Сл. о п. Иг.» и в устной традиции. — ИОРЯС, т. XXX, 1925. Л., 1926, с. 189): «В данном сочетании этот эпитет только в „Слове“; но не чужд в других сочетаниях древней письменности». Ф. Я. Прийма (Голоса, вторящие Плачу Ярославны. — В кн.: Соврем. проблемы литературоведения и языкознания. К 70-летию акад. М. В. Храпченко. М., 1974, с. 209): «...князь Ростислав утонул в Стугне в 1093 г., в конце мая, в такую пору берега реальной Стугны вряд ли могли быть темными. Эпитет этот таким образом не натуралистический. Но его нельзя отнести и к числу постоянных эпитетов. Согласно народному миросозерцанию, темной может быть туча, темным может быть лес, но только не берега. Есть основание полагать, что эпитет в выражении „на темном берегу“ связан с символикой и поэтикой древнеславянских причитаний. Основанием для нашего предположения могут служить три сербских причитания над мертвыми, записанные в 1836 г. Вуком Караджичем на восточном побережье Адриатического моря. В первом из них „темной“ названа мать умершего («тамна мајка»), во втором — жена умершего («тамна льубовца»), в третьем жена умершего характеризует этим эпитетом не только себя, но и дом свой («када дођем у дом тамни, тамној мене! Шта ћу ́ђеци каживати, ́ђеци леле!») (В. С. К<араџић>. Ковчежић за исторју, језик и обучаје срба сва три закона. У Бечу, 1849, №№ 4, 6, 13; стр. 102, 104, 111, — примеч. Ф. Я. Приймы). В названных причитаниях „таман“ («темный») значит „траурный“. Согласно подобной символике, „темный берег“ — это берег, у которого погиб Ростислав, это берег скорби».
|| Не яркий, слабо светящийся.

Таче быша сынове мнози у Владимера, в них же бѣста святая сия, от нею же и повѣсть сия есть, тако свѣтящеся акы двѣ звѣздѣ свѣтлѣ посредѣ темныхъ, наричаю же Бориса и Глѣба. Ж. Бор. Глеб. (Чтен.), 8 (XIV в. ← XI в.).

2. Близкий по цвету к черному.

Съкрываеть бо тьмьныи облакъ сълньчьную красоту и свѣтьлость. Изб. Св. 1076 г., 55. Така бо бѣаше и на горѣ Синаисцѣи тма, не нощи бывши, нъ облаку сѣнь творещю тьмну. Шест. Ио. екз., 8 об. (1263 г.).

Образно.

Мучении облакы тьмьныя страдальца прешьдъша тьрьпѣньно, яко сълнце благодатию Спасовою въсияста. Мин. окт., 62 (1096 г.).

∆ Из-за гор да за высоких / Наставала туча темная, / Туча темная да весьма грозная. Онеж. былины Гильф., I, 211. Шумяць, гудзяць цемны хмары, / Шумнѣй, гуднѣй копки у гумнѣ. Шейн. Белор. сб., I, 1, 144.
3. Перен. Дурной, злой, греховный.

Рече господь: свѣтильникъ тѣлу есть око: аще убо будеть око твое просто, вьсе тѣло твое будеть свѣтьло; аще ли око твое лукаво будеть, вьсе тѣло твое тьмьно будеть. Остр. ев., 61 об. — 62 (1056—1057 гг.). О оставльшии пути правыя, яко же ходити въ путьхъ тьмьныихъ (εν οδοις σκοτους), о веселяштиися о зълобѣ, и радуюштеися о развраштении зълѣ. Изб. Св. 1073 г. (Бод.), 89. 1147: И о всихъ сихъ благодарю тя, господи, яко смирилъ еси душю мою, и сподоби мя прити на свѣтъ от темнаго и суетнаго и маловременьнаго сего вѣка. Ипат. лет., 350 (XV в.). Духъ бо гнѣвьныи въ нашемь сердци сѣдя, очи разумьи тьмьными мятежи ослѣпить. Сб. Тр. № 12, 70 об. (кон. XII — нач. XIII в.). Благыи бо человѣкъ не имѣеть темна ока, но милуеть вся, аще и грѣшници суть. Палея толк., 235 (1406 г. ← XIII в.). Избави насъ от страха нощенаго и от лѣности, от темныхъ помыслъ, да не къ смерти уснемъ. Яросл. сб., 216 об. (XIII в.). 4-ми дѣлѣсы теменъ бысть умъ: ненавистию другъ друга, похулениемь, злослонемь (так!), рѣвениемь. Прол. 1383 г., 69 об.

|| Перен. Невежественный, непросвещенный.

Просвѣщая вся люди тьмьныя, научаше еже укланяти ся развращению, притѣкати же паче къ правовѣрьнѣи славѣ мудрыя церкве благодѣ[ти]ю Христа бога нашего, Иоаникие. Мин. нояб., 285—286 (1097 г.). Погружь ю въ пучинѣ морьстѣи, яко же тъгда Фараона въ мори Черменѣмь съ темными егуптяны. Яросл. сб., 111 об. (XIII в.).

| В знач. сущ.

Аверкие, свѣтъ сътворилъ [ся] еси, тьмьныя просвѣщая и вьсе бѣсовьское раздрушая тьмьное пребывание. Мин. окт., 156 (1096 г.).

Темное слово — неясное, непонятное слово, иносказательное.

И Соломонъ глагола: «Когда разумѣю притчю и темное слово». Глаголеть бо ся притча и о подобьствии, етеру бо притчю предложи имъ. Хрон. Амарт., 115 (XIII—XIV вв. ← XI в.). 1288: Володимѣръ же бѣ разумѣя ...темно слово, и повѣстивъ со епископомъ много от книгъ, зане бысть книжникъ великъ и [философъ], акогоже не бысть во всеи земли и ни по немь не будеть. Ипат. лет., 913 (XV в.).

4. Принадлежащий аду, адский.

И въ ровѣ прѣисподьнимь, якоже пишеться и въ Ииовѣ, въ земли тьмнѣ и мьгльнѣ (εις γην σκοτεινην και γνοφεραν) въ земли тьмы вѣчьныя, болѣзньно же естьствъмь есть мѣсто то. Изб. Св. 1076 г., 132 об. И постави мя в мѣстѣ темнѣ, отинудь вопля и скрьжта исполньнѣ, и показа ми пещь горящю огнемь. Прол. БАН-II, 198—198 об. (XV в.).

|| Бесовский, дьявольский.

Твьрдыими пощения подвизании низъложивъ тьмьная начала, отьче, пьрвѣе, послѣже же пострадавъ крѣпъко, всякои пагубѣ тѣхъ прѣдалъ еси, Стефане. Мин. нояб., 487 (1097 г.). В негоже (сатаны) мѣсто постави господь старѣишину Михаила, спадшии же чинъ нарѣкошася дѣмони, от них же отя господь богъ славу и чьсть и свѣтлости бывшю на нихъ прѣж, и преложи я въ духъ теменъ, и по вздухомъ облетати повелѣ. Палея толк., 39 (1406 г. ← XIII в.).

◊ Темнѣ — предл. (мест.) пад. ед. ч. м. р.

Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.