- дятел
-
Дятел — дятелъ (1):
Тогда врани не граахуть, галици помлъкоша, сорокы не троскоташа, полозіе ползоша только. Дятлове тектомъ путь къ рѣцѣ кажутъ, соловіи веселыми пѣсньми свѣтъ повѣдаютъ. 43.
Аще речемъ имъ, яко святыи духъ храмъ себѣ сътвори въ дѣвѣ, то ругаються, и аще речемъ въ духовьныи храмъ въселися, то и ту ругаються, а сами въ враны и въ дятелы, и въ мухы и въ усѣница и въ инъ вьсь гадѣ божие сущьство въводять. Златостр., 22—23 (XII в.). Вѣруемъ в поткы и в дятля, и в вороны, и в синици. Там же, 68. А иныя горшему поучаются: во птицы вѣрують, в дятлы и в желны и в вороны. Там же, 72 (XVI в.).
∆ Как бы на дятла не свои нос кто бы ево в дереве нашол. Послов. Сим., 115. На мори дятел-от плотник, / Кажное де́рево пытаёт, / С тово сыт пребываёт. Онеж. былины Гильф. (1-е изд.), 1232.Ср. Н. В. Шарлемань (Из реального комментария к „Сл. о п. Иг.“. — ТОДРЛ, VI, 1948, стр. 115): „Дятлы, преимущественно весной, ...«барабанят» крепкими клювами по сухим веткам деревьев. Этот громкий характерный звук слышно еще издали, иногда на несколько километров. В степи деревья растут только в балках — долинах речек. Издали не видно речки, запрятавшейся в ложбине, не видно и деревьев, растущих по ее берегам, однако издали слышен стук, издаваемый дятлами. Понимая значение этого признака присутствия деревьев, а следовательно, и реки, Игорь во время бегства из плена легко находил путь к воде, к зарослям, в которых можно укрыться. На родине Игоря, на Черниговщине, леса растут на возвышенных местах; там по стуку дятла не найдешь реки“.◊ Дятлове — им. пад. мн. ч.
Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; В. Л. Виноградова. Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984