КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
- КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
-
антиэволюционное направление в бурж. этнографии, известное также под наименованием "теории культурных кругов". В своем возникновении К.-и. ш. связана с антропогеографич. теорией Ф. Ратцеля и с "культурно-морфологической" теорией Л. Фробениуса. Методологич. принципы К.-и. ш. изложены наиболее видным ее представителем Ф. Гребнером в книге "Метод этнологии" (Fr. Graebner, Methode der Ethnologie, Hdlb., 1911). В основе их лежит идеалистич. концепция неокантианца Г. Риккерта, согласно к-рой история не знает закономерностей, ист. явления индивидуальны и неповторимы. По Гребнеру, каждое явление культуры возникает единожды, в одном месте, наличие его у разных народов объясняется распространением из первонач. центра. В работах представителей К.-и. ш. осн. внимание уделяется изучению пространственного распространения культурных явлений. На той или иной терр. выявляется определенное сочетание элементов культуры - предметов материального быта, социальных институтов, религ. представлений и т. п. и т. о. конструируется культурный круг. Вся история культуры сводится к пространственному перемещению и напластованиям неск. культурных кругов, оторванных от конкретных народов - создателей культуры. Т. к. каждый элемент культуры неповторим и возникает независимо от других, отсутствует к.-л. взаимная обусловленность и внутр. связь между явлениями внутри "культурных кругов"; последние представляют собой по существу абстрактные схемы, конструируемые по произволу их авторов.
Разновидностью К.-и. ш. является венская клерикальная школа во главе с католич. австр. патерами В. Шмидтом и В. Копперсом. В. Шмидт выделил особый "пигмейский культурный круг", к-рый он объявил наиболее древним и произвольно приписал ему наличие частной собственности, моногамии, представлений о едином боге-творце. Тем самым Шмидт стремился утвердить истинность христианских догм и обосновать извечность институтов капиталистического общества. Влияние К.-и. ш. сказалось и в области археологии. Теорию культурных кругов применительно к археологическим материалам развивал реакционный австрийский археолог О. Менгин.
Лит.: Левин М. Г., Токарев С. A., "Культурно-ист. школа" на новом этапе, "СЭ", 1953, т. 4; Токарев С. A., Венская школа этнографии, "ВИМК", 1958, No 3.
M. Г. Левин. Москва.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия .
Под ред. Е. М. Жукова.
1973—1982.
Полезное
Смотреть что такое "КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА" в других словарях:
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — направление в зап. культурной антропологии пер. пол. 20 в., условно выделяемое по близости теоретико методол. установок его представителей. К. и.ш. сложилась на волне критики органицистских и логицистских оснований эволюционизма с позиций … Энциклопедия культурологии
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — клерикальное направление в истории культуры и этнографии, выросшее в нач. 20 в. из культурных кругов теории Ф. Гребнера. Известна также под назв. Венской католич. школы. Филос. основой К. и. ш. явились неокантианские идеи Г. Риккерта о значении в … Философская энциклопедия
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — в литературоведении интеллектуальная традиция в Европе, возникшая в середине 19 в. Основоположником и главным теоретиком школы был французский ученый И. Тэн. Его последователями в Германии стали Г. Геттнер, В. Шерер, в Дании Г. Бран дес, в Италии … Новейший философский словарь
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — в литературоведении (искусствознании) возникла в сер. 19 в. (И. Тэн, Г. Брандес, М. Менендес и Пелайо; в России А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов); разработала принцип историко генетического изучения искусства (произведение выражает общественную… … Большой Энциклопедический словарь
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — в этнографии направление в нач. 20 в., согласно которому каждое явление культуры возникает единожды в одном месте; наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра (миграционизм, диффузионизм). На той или иной… … Большой Энциклопедический словарь
Культурно-Историческая Школа — (автор Л.С. Выготский ) психологическое направление. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Эти внешние … Психологический словарь
культурно-историческая школа — I в литературоведении (искусствознании), возникла в середине XIX в. (И. Тэн, Г. Брандес, М. Менендес и Пелайо; в России А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов); разработала принцип историко генетического изучения искусства (произведение выражает… … Энциклопедический словарь
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА — англ. cultural historic school; нем. kultur historische Schule. Антиэволюционное направление в западной культурологии, этнографии, основным источником к рой является теория культ, кругов (Ф. Гребнер, В. Шмидт, В. Копперс), рассматривающая истор.… … Энциклопедия социологии
культурно-историческая школа — Автор. Л.С.Выготский. Категория. Психологическое направление. Специфика. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума… … Большая психологическая энциклопедия
Культурно-историческая школа — I Культурно историческая школа в этнографии, антиэволюционное направление в буржуазной науке, в основе которого лежит т. н. «теория культурных кругов». Методологические принципы этой теории изложены немецким этнографом Ф. Гребнером в… … Большая советская энциклопедия
Культурно-историческая школа (в этнографии) — Культурно историческая школа в этнографии, антиэволюционное направление в буржуазной науке, в основе которого лежит т. н. «теория культурных кругов». Методологические принципы этой теории изложены немецким этнографом Ф. Гребнером в книге «Метод… … Большая советская энциклопедия