АНИМИЗМ


АНИМИЗМ
(от лат. anima или animus - душа, дух) - вера в души и духов, к-рые представляются сверхъестеств. существами, скрывающимися за всеми чувственно воспринимаемыми предметами и явлениями живой и мертвой природы и якобы управляющими ими. Если душа связана в анимистич. представлении с к.-н. отдельным предметом или его частью (откуда вера в множественность душ), то духу приписывается самостоят. существование, обширная сфера действия и способность вселяться в тот или иной объект. Душами-двойниками наделяли не только людей, но и животных, растения и материальные предметы. А. - явление историческое. Он возник в первобытном обществе как порождение "... бессилия дикаря в борьбе с природой" (Ленин В. И., Соч., т. 10, с. 65). В А. получили свое выражение дуализм и антропоморфизм, свойств. религии: мир представлялся как бы разделенным на два мира, посюсторонний и потусторонний. Последний населен духами и душами, к-рых первобытные люди первоначально представляли фантастич. двойниками реальных существ, т. е. вполне плотскими существами, питающимися, умирающими и действующими, подобно людям. В процессе длительной "дистилляции" (см. Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах..., 1955, с. 16) они приобретали все более воздушный, эфирный облик (тени, эхо и т. п.), превратившись в конце концов в сонм нематериальных образов; завершилось это развитие верой в единого бога вседержителя. А. - неотъемлемый элемент всякой религии и один из корней идеализма. Пережитки А. сохранились в вере в загробное существование, в ангелов-хранителей, в нечистую силу, а также и в вещие сны и т. п. И в спиритуализме совр. религий, и в абстракциях идеалистич. философии проявляется та же вера в существование сверхчувственного, сверхъестественного мира, восходящая к первобытному А. От А., являющегося компонентом религии, необходимо отличать анимистическую теорию происхождения религии, введенную в науку Э. Тайлором. Последний, как представитель эволюц. школы в истории культуры, видел в А. зародыш и минимум всей религии. По Тайлору, вера в души и духов, представлявшихся нематериальными двойниками людей, возникла в сознании "дикаря-философа" как психологическая иллюзия при попытках объяснить явления сновидений, галлюцинаций, обмороков, смерти. Теория Тайлора ошибочна, потому что вера в сверхъестественное, в т. ч. и в духов, - не следствие психологич. или логич. ошибок философствующего дикаря-одиночки. Как и вся религия в целом, А. является "... фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 299). Далее, теории Тайлора противоречат мн. культовые обряды первобытных обществ, напр. оставление пищи и оружия в могилах, а с другой стороны - связывание покойника, чтобы он не напал на живых, вынесение покойника не через дверь, а через специально проделанное отверстие, чтобы он не нашел дороги домой, и т. п. Очевидно, первоначально люди верили в загробное существование не бесплотной души, а самого мертвеца, нуждавшегося в материальных вещах. Лишь позднее, с развитием мышления, отражающего развитие общественной практики, усложнились и образы религ. фантастики, приобретая сверхчувственный характер. Т. о., анимистич. теория неправильно объясняет и причины возникновения и ход развития религии. Только марксистско-ленинское учение о религии как об идеологич. надстройке позволяет правильно понять происхождение и развитие А. и реакц. сущность его пережитков.

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1-4; Энгельс. Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, M., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Социализм и религия, Соч., 4 изд., т. 10; его же, Философские тетради. Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии", Соч., 4 изд., т. 38; Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, М., 1923; Плеханов Г. В., О религии и церкви, Избр. произв., M., 1957; Тэйлор Э., Первобытная культура, М., 1939; Никольский В. К., Происхождение религии, М., 1940; Эншлен Ш., Происхождение религии, М., 1954; Крывелев И. A., К критике анимистич. теории, "В. Ф.", 1956, No 2; Токарев С. A., Проблема происхождения и ранних форм религии, там же, 1956, No 6; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. - Л., 1959; Спиркин А., Происхождение сознания, М., 1960.

Б. И. Шаревская. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Синонимы:

Смотреть что такое "АНИМИЗМ" в других словарях:

  • АНИМИЗМ — (ново лат., от лат. anima душа). 1) философское и физиологическое учение, по которому душевная деятельность принимается за принцип, за основную точку всякой другой деятельности в человеческом теле. 2) (этногр.). Мировоззрение первобытных народов …   Словарь иностранных слов русского языка

  • анимизм — Мировоззренческие представления, при коем одушевленными полагаются практически все объекты, находящиеся в некоей связи с человеческой деятельностью. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. анимизм …   Большая психологическая энциклопедия

  • АНИМИЗМ —         (от лат. anima, animus дух, душа), термин, обозначающий религ. представления о духах и душе. Введён в этнографич. науку англ, учёным Э. Б. Тайлором, который считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой («минимумом»)… …   Философская энциклопедия

  • Анимизм —  Анимизм  ♦ Animisme    В узком смысле учение, объясняющее жизнь присутствием в каждом организме души. Тем самым анимизм противостоит материализму (объясняющему жизнь существованием неодушевленной материи) и отличается от витализма (который… …   Философский словарь Спонвиля

  • анимизм — а, м. animisme m.<лат. anima душа. Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. Уш. 1935. Спиритуализм очень старая новость, Он составляет новое издание анимизма распространенного в Корее, Индии и центральной Африке. Дело… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Анимизм — (лат. аnima, animus – жан, рух) – жандар мен рухтарға сену, сол сияқты заттық дүние құбылыстарының жандылығын білдіретін термин. Осы мағынада оны алғаш рет ағылшын этнографы және мәдени антропологы Э.Б.Тайлор (1832 1917) алғашқы қауым дәуірінде… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • анимизм — панпсихизм Словарь русских синонимов. анимизм сущ., кол во синонимов: 1 • панпсихизм (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • АНИМИЗМ — (от латинского anima, animus душа, дух), вера в существование душ и духов …   Современная энциклопедия

  • АНИМИЗМ — (от лат. anima animus душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Анимизм — мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какой либо связи с человеческой деятельностью …   Психологический словарь

  • АНИМИЗМ — (лат. anima, animus душа, дух) система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно… …   Новейший философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «АНИМИЗМ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.