- ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
-
Впервые вопрос о Ж. о. в Р. возник во 2-й пол. 18 в. В 1764 Екатерина II утвердила "Генеральное учреждение о воспитании юношества обоего пола", ставшее основой правительств. сословной системы образования. Открытием в 1764 Смольного ин-та благородных девиц (для дочерей дворян) и при нем училища для девушек из мещан (1765) было положено начало среднему жен. образованию. В 1786 были открыты 4-классные Главные училища (в губ. городах) и 2-классные Малые училища (в уездных городах) совместного обучения. До 1796 в них обучалось 12 595 девочек (в 13 раз меньше, чем мальчиков). К 1845 в России было 36 закрытых жен. ин-тов и училищ сословного характера: "Училище для дочерей чинов Черноморского флота", "Девичье училище военно-сиротского дома" и др. Программа предусматривала для девочек привилегированных сословий "светское" воспитание (обучение хорошим манерам, франц. яз., началам наук), для девочек низших сословий - гл. обр. профессиональное образование. Недостаточное количество жен. уч. заведений привело к появлению в России большого числа частных жен. гимназий, где высокая плата за обучение обеспечивала строго сословный состав учащихся. С кон. 50-х - нач. 60-х гг. создаются воскресные школы совместного обучения (в 1862 они были закрыты пр-вом, вновь открыты лишь в 80-х гг.).В период бурж. реформ 60-х гг. 19 в. в России появляются открытые жен. уч. заведения для всех сословий - 6-годичные и 3-годичные. Однако эти новые веяния в образовании вскоре были пресечены рядом правительств. мер: в 1862 уволен К. Д. Ушинский, много сделавший для изменения программ обучения на посту инспектора Смольного ин-та, в 1867 отстранен от заведования гимназиями Н. А. Вышнеградский, по проекту к-рого в 1858 в Петербурге было создано первое бессословное 7-классное жен. училище (Мариинское) и несколько бессословных гимназий Мин-ва нар. просвещения (по Положению 1870 они имели 7 основных и 8-й педагогич. класс); сокращены по сравнению с муж. гимназиями и реальными училищами программы по естеств. наукам. С 1843 учреждались для дочерей священников епархиальные (6-летние) училища, в к-рых большое внимание уделялось религ.-нравств. воспитанию и изучению ремесел. К кон. 19 в. имелись 142 жен. гимназии Мин-ва нар. просвещения (в т. ч. 28 частных и 29 мариинских). К 1 янв. 1915 было 913 жен. гимназий и 88 прогимназий (3-классные училища, созданные по уставу 1870).Впервые вопрос о высшем жен. образовании был поднят в кон. 50-х гг. 19 в. в обстановке обществ. и революц. подъема. С 1859 женщин допустили в качестве вольнослушательниц к посещению лекций в ун-тах. Под влиянием передовой общественности (А. Н. Бекетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов) в 1869 были открыты Аларчинские курсы в Петербурге и Лубянские в Москве, в 1870 - Владимирские высш. курсы для мужчин и женщин в Петербурге, в 1872 - Высш. жен. курсы проф. В. И. Герье в Москве. В 70-е гг. высш. жен. курсы были созданы в Казани, Киеве, Одессе. Особенно большую роль в развитии Ж. о. в Р. сыграли Бестужевские курсы в Петербурге (1878). Движение за высш. жен. образование вызвало репрессии пр-ва. В мае 1873 всем женщинам, занимавшимся в Цюрихском ун-те и политехникуме (более 100 чел.), было предложено возвратиться в Россию до 1 янв. 1874. В кон. 1875 прекратилось чтение лекций на Владимирских курсах. В 900-е гг., несмотря на правительств. преграды, высш. жен. образование продолжало развиваться. В 1903 в Петербурге на базе жен. педагогич. курсов при Мариинской гимназии был открыт жен. педагогич. ин-т, в том же году - частные естеетв.-науч. курсы, в 1904 - первые высш. жен. с.-х. курсы; в Москве в 1906 - жен. юридич. курсы, в 1908 - агрономич. школа. Высш. жен. курсы существовали также в Киеве, Харькове, Одессе, Казани, Варшаве, Тифлисе, Новочеркасске и Томске. В период революции 1905-07 женщинам вновь был разрешен доступ в ун-ты в качестве вольнослушательниц, но потребовалась длительная борьба передовых людей России для того, чтобы хотя бы всем ранее принятым в ун-ты женщинам было разрешено кончить курс (пост. 1908). С 1908 женщины даже в звании вольнослушательниц в ун-ты не допускались, и лишь в 1911 был издан закон о праве женщин на высшее образование в мед., педагогич. и нек-рых др. уч. заведениях. В дек. 1912 - янв. 1913 в Петербурге по инициативе Всеросс. лиги равноправия женщин проходил 1-й Всеросс. съезд по жен. образованию. Однако в силу неравноправного положения женщины в капиталистич. обществе проблема Ж. о. в Р. не могла быть решена. Подавляющее большинство женщин, особенно на нац. окраинах, оставалось неграмотным или малограмотным. После Октябрьской революции, когда женщина стала равноправна с мужчиной, проблема женского образования перестала существовать. В 1963 в народном хозяйстве СССР занято около 6 млн. женщин - специалистов с высшим и средним специальным образованием, 74% врачей и 70% учителей - женщины. Св. 31 тыс. женщин являются профессорами, докторами или кандидатами наук.Лит.: С.-Петербургские Высшие женские курсы за 25 лет 1878-1903. Очерки и мат-лы, СПБ, 1903; Деревицкий А. Н., Женское образование в России и заграницей, О., 1902; Зинченко Н., Женское образование в России, СПБ, (1901); Тр. 1-го Всероссийского съезда по образованию женщин, т. 1-2, СПБ-П., 1914-15; Лихачева Е., Мат-лы для истории жен. образования в России, (т. 1-4), СПБ, 1890-1901; Покровская М. И., О высшем женском образовании в России, СПБ, 1906; Указатель лит-ры жен. вопрова на рус. языке, "Сев. вестник", 1887, No 7-8; Лапчинская В. П., H. A. Вышнеградский и его роль в развитии женского образования в России (1821-1872), "Сов. педагогика", 1962, No 6.Л. И. Насонкина,Л. В. Филимонова. Москва.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.