- ДАНТЕ
-
Алигьери (Dante Alighieri) (май 1265 - 14. IX. 1321) - итал. поэт, провозвестник Возрождения. Род. во Флоренции, в семье дворянского происхождения, но близкой к пополанам. Активный участник политич. жизни Флоренции, в июне - авг. 1300 был избран в состав приората. В борьбе между "белыми" и "черными" гвельфами примыкал к радикальному крылу пополанской партии "белых". Когда победили нобили - "черные", Д., находившийся в то время в Риме, был заочно приговорен в марте 1302 к сожжению; до конца жизни обречен на скитания как политич. эмигрант. Умер и похоронен в Равенне. Начав творч. путь с "Новой жизни" ("Vita nuova", ок. 1292) - книги стихов и прозы, вдохновленной юношеской любовью к Беатриче Портинари и полной утонченного психологизма, Д. создал в изгнании ряд произв., среди к-рых: незаконч. трактат "О народной речи" ("De vulgari eloquentia") - первый труд по сравнит, романской филологии и поэтике; обширный, но тоже незаконч. филос. трактат "Пир" ("Il convivio") - яркий манифест раннебурж. морали, утверждавший, вопреки сословным, феод. нормам, самоценность человеч. личности (обе работы созданы в период между 1304-10); трактат "О монархии" ("De Monarchia", ок. 1313), важный для истории итал. политич. мысли; наконец, величайшее поэтич. творение Д. - "Комедия", назв. в 14 в. "Божественной" ("La Divina Commedia", ок. 1307-21). В творчестве Д. нашли отражение все важнейшие социально- политич. проблемы его эпохи. Д. мечтал о гос. объединении Италии под эгидой нац. монархии, о прекращении междоусобных войн и гражд. раздоров, об уничтожении светской власти папства. Д. связывает с объединением и надежды на социальное обновление страны. Но внутри Италии не было силы, способной осуществить объединение; отсутствовала нац. династия. Поэтому идеи Д. отливаются в форму "всемирной монархии". Поэт обращает взоры к "Священной Римской империи", мечтая о превращении ее в мировую державу с центром в Италии, и горячо поддерживает в 1310-13 герм. имп. Генриха VII. Д. уловил действительные и глубокие потребности ист. развития страны. Однако предложенные им практич. решения были - и в этом трагич. противоречие - утопичны и даже реакционны. В мировоззрении поэта отразились противоположные тенденции, сказались интересы разных социальных слоев, но прежде всего Д. - идеолог пополанской коммуны. Оставаясь искренно верующим католиком, Д. яростно обрушивается на рим. церковь и требует ее полной перестройки. Провозглашая свободу чувств, пытливость ума, жажду познания мира и стремление к личной славе, Д. переступал рамки аскетич. морали и наносил удар ср.-век. католич. мировоззрению. Творчество Д., весь строй его чувств и мыслей, несмотря на силу ср.-век. инерции, явились непосредств. кануном и провозвестием Возрождения.Соч.: Opera omnia, v. 1-2, Lpz., 1921; Рус. пер. - Божеств. комедия, М., 1961; Новая жизнь, М.-Л., 1934; О нар. речи, П., 1922.Лит.: Дживилегов А. К., Данте Алигиери. Жизнь и творчество, 2 изд., М., 1946; Баткин Л. М., Утопия всемирной монархии у Данте, сб. "Ср. века", М., 1958, в. 11; Villari P., Il "De Monarchia" di Dante Alighieri, Roma, 1911; Zingarelli N., La vita, i tempi e le opere di Dante, Mil., 1931; Barbi M., Dante: vita, opere е fortuna, Firenze, 1933; Vallone A., La critica dantesca contemporanea, Pisa, 1953; Davis Ch., Dante and the idea of Rome, L., 1957; Scartazzini G. A., Enciclopedia Dantesca, v. 1-3, Mil., 1896-1905.Л. M. Баткин. Харьков.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.