- АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ
-
одно из древнейших раннерабовладельч. гос-в в Вост. Закавказье, включавшее терр. Азербайджана в ниж. течении pp. Куры и Аракса. На С. границы А. К. доходили до Гл. Кавк. хр. (до юж. р-нов Дагестана включительно), на В. - до Каспийского м., на западе А. К. включала долину р. Иори, на Ю. - долину р. Аракса, Мильскую и часть Муганской степи. Кавк. албанцы впервые упоминаются у антич. авторов (Плиний Старший, Арриан) в связи с их участием в составе войск Ахеменидов в битве при Гавгамелах в 331 до н. э. против армии Александра Македонского. По данным клинописных текстов и др.-греч. и рим. авторов (Страбон, Плиний Старший, Дион Кассий, Плутарх и др.), население А. К. именовалось "албанцами", "утиями" ("удинами"), "гелами" ("легами") и "каспиями" и делилось на 26 "племен". Сведения антич. авторов и данные археологич. раскопок на терр. Азербайджана (см. Кувшинных погребений культура, Мингечаур) рисуют А. К. как страну, имевшую плодородные р-ны. Ее население занималось плужным земледелием, садоводством, виноградарством и огородничеством, а также отгонным (яйлажным) скотоводством. В А. К. развивались ремесла и торговля, о чем свидетельствуют находки различных керамич. изделий, железных орудий труда, оружия, украшений и пр.; зарождались города. Древнейшим из них был гл. город А. К. - Кабала (Кабалака) (руины сохранились на терр. совр. Куткашенского р-на Азерб. ССР). В последние века до н. э. в А. К. происходило разложение первобытнообщинного строя и складывание рабовладельч. отношений, развивалась имуществ. дифференциация. В Албании были храмовые рабы, беднота, знать, жрецы, цари. Албанцы поклонялись Луне (гл. божество) и Солнцу. Храмовая область и гл. храм находились в зап. части А. К., у границ Грузии. В А. К. существовало раннерабовладельч. гос-во. В 1 в. до н. э. царь Орис вместе с царем Армении Тиграном II и царем Иберии Артоком вел войну против войск Рима, вторгшихся в Закавказье (походы Лукулла в 69-67 и Помпея в 66-65 до н. э.). В этой борьбе А. К. сохранила независимость.В 3-5 вв. н. э. в А. К. в осн. сложились феод. отношения, росла феод. собственность на землю. значит. часть крестьян попала в зависимость от феодалов. Для укрепления своей власти феод. знать во главе с царем Урнайром приняла в нач. 4 в. христианство в качестве гос. религии и стала его насильственно распространять. Христ. церковь получила крупные зем. угодья; крестьяне были обязаны платить ей десятину. Царская власть опиралась на феодалов-землевладельцев (см. Азаты), а также на поддержку христ. церкви, возглавлявшейся в 4-8 вв. самостоят. (автокефальным) католикосом.В 3 в. А. К. овладело гос-во Сасанидов, настойчиво стремившихся упрочиться в р-не совр. Дербента, где находился один из древнейших городов А. К. - Чола (Чога, Джора). Сасаниды обложили тяжелой данью покоренные области Кавказа, вынуждали население А. К. строить оборонит. стены и крепости в р-не Чола. Тяжелый гнет иноземцев вызывал освободит. борьбу албанцев и др. закавказских народов. Наиболее крупным выступлением было восстание армян, албанцев и иберов в 450-451 во главе с арм. кн. Варданом Мамиконяном. Аналогичные освободит. восстания происходили в 481-484, 571-572 и др. Подавив восстание в 457, возглавляемое царем Ваче II, Сасаниды в 461 ликвидировали царский титул в Албании; однако он был восстановлен при царе Вачагане II (487-510), а в 6 в. снова упразднен. В 7 в. князья А. К. из рода Михранидов, в условиях ослабления гос-ва Сасанидов в борьбе с араб. халифатом, восстановили политич. самостоятельность А. К. Выдающимся гос. деятелем ее в 1-й пол. 7 в. был кн. Джеваншир. При нем А. К. отстаивала свою независимость в борьбе против халифата на Ю. и Хазарского каганата на С.С 5 в. получает развитие письменность А. К., приспособленная к одному из местных языков (гаргарскому). Алб. алфавит, состоявший из 52 букв, имел общие черты с груз. и арм. алфавитами. После составления алфавита были открыты школы, находившиеся в руках духовенства. В них обучались дети знати и духовенства. На алб. яз. переводились церк. книги. Развивались лит-ра и наука. С 7 в. начато составление истории А. К. ("История агван"), содержащей ценные сведения по истории Албании. Ее создание связано с именем Моисея Каланкайтукского (Мовсеса Каганкатваци). Архитектурными памятниками 5-8 вв. являются храмы, развалины к-рых сохранились в селах Лякит и Кум Кахского района и на горе Бешидаг Агдамского района Азерб. ССР.В начале 8 в. А. К. была завоевана араб. халифатом, установившим тяжелый гнет на покоренной территории. В 9 в. военно-политические позиции халифата на Кавказе резко ослабли, чему способствовало нар.-освободит. движение хуррамитов. Во 2-й пол. 9 в. большая часть терр. А. К. оказалась в составе мусульманизированных местных княжеств, наиболее устойчивыми из которых были гос-ва, возглавляемые династиями Шеддадидов и Мазьядидов. В существовавших в правобережной А. К. (совр. Нагорный Карабах) арменизиров. княжествах Григорий Хамам в 10 в. временно восстановил титул царя А. К. Остатками этих владений в 18 в. были арм. феод. княжества меликов Карабаха. В результате ассимиляции местного населения различными тюркоязычными элементами в А. К., как и в соседней Атропатене, сложился и получил распространение азерб. язык. А. К. сыграла значительную роль в древней и ранне-ср.-век. истории Кавказа. Кавк. албанцы являются предками азерб. народа, армян Нагорного Карабаха, части дагестанцев (цахур, лезгин, лаков и др.) и части грузин Кахети.Источн.: История агван Моисея Каганкатваци, пер. с арм., СПБ, 1861; Киракос Гандзакеци, История, пер. с др.-арм., Баку, 1946; Известия древних писателей греч. и лат. о Скифии и Кавказе. Собрал и изд. В. В. Латышев, т. 1-2, СПБ, 1893-1904.Лит.: Яновский А., О древней Кавказской Албании, "ЖМНП", 1846, ч. 52; Бартольд В. В., Место прикаспийских областей в истории мусульм. мира, Баку, 1925; Крымский А. Е., Страница из истории Сев., или Кавк., Азербайджана (классич. Албании), в кн.: Сб. ст. к 50-летию науч.-обществ. деятельности акад. С. Ф. Ольденбурга, Л., 1934; Юшков С. В., К вопросу о границах древней Албании, в сб.: ИЗ, т. 1, М., 1937; Шанидзе А., Новооткрытый алфавит кавказских албанцев и его значение для науки, "Изв. Ин-та языка, истории и материальной культуры" (Груз. филиал АН СССР), т. 4, в. 1, Тб., 1938; его же, Порядок букв груз., арм. и алб. алфавитов, в сб.: Тр. Музея ист. Азерб., т. 2, Баку, 1957; его же, Новые данные об алфавите кавк. албанцев, в кн.: Тр. первой конференции закавк. ун-тов, Баку, 1959; Материальная культура Азербайджана. (Сб. ст.), в. 1-3, Баку, 1949-53; Ямпольский З., К вопросу об одноименности древнейшего населения Атропатены и Албании, в сб.: Тр. Ин-та истории и философии АН Азерб. ССР, т. 4, Баку, 1954; Исмизаде О. Ш., Ялойлутепинская культура, Баку, 1956; Очерки истории СССР. Первобытнообщинный строй и древнейшие гос-ва на терр. СССР, М., 1956, с. 221-27, 437-44, 455-85; Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958; История Азербайджана, т. 1, Баку, 1958; Тревер К. в., Очерки по истории и культуре Кавк. Албании IV в. до н. э. - VII в. н. э., М.-Л., 1959; Akinian P. N., Moses Daskhouranzi (genannt Katankatuari) und seine Geschichte der Aluaner, "Handes Amsorya", 1959, H. 1-4; Dowsett C. J. F., A neglected passage in the history of the Caucasian Albanians, в сб. BSOAS, v. 19, pt. 3, L., 1957.З. И. Ямпольский. Баку.ббл.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.