ВЫСТАВКИ ВСЕМИРНЫЕ

ВЫСТАВКИ ВСЕМИРНЫЕ
торг.-пром. или (чаще) универсальные выставки, в к-рых участвуют почти все страны мира; отличаются от междунар. выставок (на к-рых представлены обычно неск. стран), от нац. и местных выставок. В. в. помогают укреплению междунар. сотрудничества в области торговли, культурных связей, науки и техники.

Предшественницами выставок нового времени были практиковавшиеся еще в ср. века показы продукции ремесленников, в частности монастырских, привлекавшие верующих и купцов из разных стран, ср.-век. ярмарки, на к-рых экспонировались, продавались и покупались ремесл. изделия местного и иностр. произ-ва. Организация выставок входит в практику с развитием капиталистич. произ-ва. Первые пром. выставки нового времени были организованы в Лондоне в 1761 (земледельч. машин) и в 1767 (новоизобретенных ткацких и прядильных машин), в Париже в 1763, в Дрездене (1765), Берлине (1786), Мюнхене (1788), в Праге (1791) и др. Эти выставки носили не всемирный, а нац. характер.

Развитие капиталистич. пром-сти, пром. переворот благоприятствовали ликвидации местной и нац. замкнутости, способствовали расширению междунар. связей и складыванию мирового рынка. С сер. 19 в. начали практиковаться всемирные выставки. Первая В. в., организованная англ. Королев. об-вом искусств, мануфактур и торговли, открылась 1 мая 1851 в Лондоне, разместившись в "Хрустальном дворце" Гайд-парка - первом в истории строит. техники здании из стекла и металла. Выставка привлекла небывалое по тому времени количество посетителей - 6 млн. чел. Это была выставка пром. товаров, в к-рой приняло участие неск. тыс. фирм, в т. ч. 363 рус. фирмы (гл. экспонатом России были бриллианты). С этого времени В. в. стали постоянным явлением. Страны-устроительницы В. в. преследовали обычно цели оживления пром-сти и торговли своих стран (капиталистич. мир уже потрясался периодич. кризисами), привлечения в страну средств, обеспечения хотя бы врем. занятости населения. В то же время всемирно-ист. значение В. в. заключалось в том, что они становились как бы смотром развития мировой науки, достижений технич. прогресса, иск-ва и культуры. Так, напр., В. в. 1878 в Париже впервые в истории была освещена "русским светом" - электрич. свечой Яблочкова. На В. в. 1862 в Лондоне впервые был проведен смотр произв. иск-ва за последние 100 лет. В. в. 1889 в Париже была приурочена к 100-летию франц. бурж. революции. Гл. экспонат выставки - гигантская (300 м) металлич. башня, построенная франц. инж. A. Г. Эйфелем как эмблема достижений техники 19 в. (Эйфелева башня до 1931 была высочайшим сооружением в мире). Самая крупная В. в. 19 в. была открыта в 1893 в Чикаго. Выставка имела пром.-технич. направление. Ее наиболее важными частями были: павильон транспорта, машин и первый в истории Дворец электричества. В павильоне транспорта были поставлены рядом памятники воздухоплавателям братьям Монгольфье и Вандербилту - амер. ж.-д. "королю". На этой выставке, приуроченной к 400-летию открытия Америки, демонстрировались и ист. экспонаты, связанные с открытием Америки, - документы о плавании Колумба, точные макеты его каравелл и пр. Экспонаты Парижской выставки 1900 располагались во Дворце химич. пром-сти, Дворце тяжелой пром-сти, Дворце горной пром-сти, Дворце электричества и т. д. В. в. стали часто сопровождаться науч. конгрессами (напр., одновременно с В. в. 1873 в Вене проходили конгрессы: экономич., мед. и по искусствоведению; одновременно с В. в. 1878 в Париже - междунар. почтовый конгресс, всемирная конференция по монетному обращению, одновременно с В. в. 1889 - междунар. географич. конгресс, и т. д.).

С нек-рыми В. в. 19 в. были связаны важные события в истории междунар. рабочего движения. Так, В. в. 1862 в Лондоне послужила сближению англ. и континентальных (франц. и нем.) рабочих, прибывших на выставку в Лондон; установленные связи сыграли свою роль в подготовке 1-го Интернационала. Во время В. в. в Париже (май-ноябрь 1889) проходил 1-й учредит. конгресс 2-го Интернационала (14-20 июля 1889).

На междунар. конференции в нояб. 1928 в Париже была выработана конвенция о междунар. выставках (ее участниками является 31 страна, в т. ч. СССР). Первые выступления СССР на междунар. выставках (в 1922 в Лейпциге) имели гл. обр. политич. значение. Первой В. в. с участием СССР была Парижская В. в. 1937. Эта выставка проходила под девизом "Искусство и техника в совр. жизни". Одним из интересных павильонов выставки был Дворец науки, целью экспозиций к-рого было подведение итога технич. прогресса. Большим вниманием посетителей пользовался павильон респ. Испании. Среди экспонатов сов. павильона были: карта пром-сти СССР из мозаики и самоцветов; электрифицированная карта-макет канала Москва - Волга; макеты и фотопанорамы гигантов социалистич. индустрии и др. В. в. 1939 в Нью-Йорке проходила под девизом: "Мир завтрашнего дня". Открылась 30 апр. в ознаменование 150-летия со дня вступления на должность первого президента США Дж. Вашингтона. Символом В. в. была композиция из шаровидного павильона "Перисфера" и грандиозного трехгранного обелиска "Трилон". Внутри "Перисферы" (имевшей вид гигантского шара) осуществлялся показ "Демокрасии" - "города будущего". Среди экспонатов СССР, дававших представление об успехах 1-й и 2-й пятилеток и о месте СССР в мировом произ-ве, выделялись: большой механизированный макет Магнитогорска, действующий макет Днепрогэса, модель в натуральную величину части станции Моск. метро "Площадь Маяковского", самолет сов. конструкции, на к-ром В. Чкалов совершил первый трансатлантич. перелет из Москвы в США, и др.

В. в. 1958 в Брюсселе проходила под девизом: "Человек и прогресс". В выставке приняли участие почти все крупные страны мира (за исключением КНР и Индии). В. в. носила универсальный характер. Она ставила своей целью, как это подчеркивалось в заявлениях ее организаторов, показать, как в разных странах прогресс поставлен на службу человеку. Большое значение имело участие в выставке социалистич. стран (СССР, Венгрия, Чехословакия, Югославия) - впервые в истории целая группа стран демонстрировала достижения народов, идущих по пути строительства социализма и коммунизма. Большие социально-политич. сдвиги, происшедшие после 2-й мировой войны, нашли выражение также в факте участия в выставке ряда стран Азии и Африки, лишь недавно сбросивших иго колониальной зависимости. Наиболее выдающимся сооружением выставки был Атомиум, представлявший собой увеличенную в 160 млрд. раз молекулу железа. Автор проекта Атомиума бельг. арх. А. Ватеркейн создал символ выставки сер. 20 в. - века атомной энергии. В междунар. павильоне - Дворце искусств была открыта выставка "50 лет совр. иск-ва". Науч. успехи демонстрировались и в нац. павильонах, и в междунар. павильоне - Дворце науки. В числе наиболее значит. экспонатов сов. павильона были: копии трех сов. искусств. спутников Земли (на стендах около спутников располагались приборы по исследованию верхних слоев атмосферы), новейшие металлообр. станки с программным управлением, автомобили "ЗИЛ-111", "Чайка", "Волга", "Москвич", модели новейших пассажирских самолетов (в т. ч. ТУ-114), модель первого в мире атомного ледокола "Ленин", модель крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц -синхрофазотрона, турбобур и электробур, макеты первой в мире атомной электростанции и мощной атомной станции на 400 тыс. квт и мн. др. Брюссельская В. в., преследовавшая цель подвести нек-рый итог прогресса человечества за 1-ю пол. 20 в., продемонстрировала выдающиеся успехи социалистич. стран. Глубокое впечатление произвели достижения СССР в области науки, техники, пром-сти и особенно культуры и образования. Наиболее убедительно выявились на выставке преимущества социалистич. стран в социальной области. Сопоставление положения в этой области в ка-питалистич. странах с положением в СССР и др. социалистич. странах приводило к неизбежному выводу, что только при социализме прогресс служит человеку. Выставка явилась своеобразной формой подведения итогов мирного соревнования двух систем на определенном этапе.

Всемирные выставки: 1851 (Лондон, 6 млн. посетителей), 1855 (Париж, 4,5 млн.), 1862 (Лондон, 6,2 млн), 1867 (Париж, 8,7 млн.), 1873 (Вена, 6,7 млн.), 1876 (Филадельфия, 9,9 млн.), 1878 (Париж, 13,1 млн.), 1879 (Сидней 1,1 млн.), 1880 (Мельбурн, 1,9 млн.), 1888 (Мельбурн, 1,9 млн), 1889 (Париж, 28,1 млн.), 1893 (Чикаго, 21,4 млн.), 1897 (Брюссель), 1900 (Париж, 39,0 млн.), 1904 (Сан-Луис, 20,0 млн.), 1905 (Льеж, 6,2 млн.), 1906 (Милан, 9,0 млн.), 1909 (Амстердам), 1910 (Брюссель, 13,0 млн.), 1911 (Турин), 1913 (Гент), 1923 (Гётеборг, 4,0 млн.), 1926 (Филадельфия), 1929 (Барселона), 1930 (Антверпен), 1933-34 (Чикаго), 1935 (Брюссель), 1937 (Париж, 40,0 млн.), 1939 (Нью-Йорк, 60,0 млн.), 1958 (Брюссель, 41,5 млн.).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Третий междунар. сбзор, Соч., 2 изд., т. 7; Извещение организац. комиссии о созыве междунар. социалистич. рабочего конгресса, там же, т. 21, с. 556-558; Участие России на Всемирной Парижской выставке 1900 г., СПБ, 1901; Ежегодник БСЭ 1959, М., 1959 (раздел: Всемирная выставка 1958 г. в Брюсселе); Paquet A., Das Ausstellungsproblem in der Volkswirtschaft (Abhandlungen des staatswissenschaftlichen Seminars zu Jena, hrsg. v. J. Pierstorff, Bd 5, H.2, Jena, 1908); Lessing J., Das halbe Jahrhundert der Weltausstellungen (Volkswirtschaftliche Zeitfragen, В., 1900, No 174); Exner W., Der Aussteller und die Ausstellungen, Weimar, 1873.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ВЫСТАВКИ ВСЕМИРНЫЕ" в других словарях:

  • Выставки всемирные —         международные выставки, организуемые с целью показа разносторонней деятельности народов в области экономики, науки, техники, культуры и искусства. Различаются В. в. универсальные (демонстрация достижений в различных областях человеческой… …   Большая советская энциклопедия

  • Выставки всемирные — конкурсы демонстрации достижений развитых стран в экономике и культуре. Начало традиции В. В. положено в сер. 19 в. столетия важных научных открытий, изобретений и бурного технич. прогресса. Первой страной устроительницей первой В. В. стала… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Выставки —         публичные демонстрации достижений в области материальной и духовной деятельности человека.          Современные В., независимо от разнообразия их наименований и организационных форм, можно подразделить: а) по целям проведения на торговые …   Большая советская энциклопедия

  • Всемирные выставки — (world fairs), выставки, демонстрирующие достижения стран участниц в науке, технике и культуре; содействуют развитию торговли и культуры. Первые В.в. Великая выставка в Хрустальном дворце в Лондоне в 1851 г. и Парижская выставка 1861 г. Первая… …   Всемирная история

  • Выставки — публичные, устроенные по определенному плану места для обозрения продуктов промышленности и искусства данного округа или страны, или многих стран, имеют своей задачей представить общую картину состояния промышленности и искусства данного периода… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Выставки сельскохозяйственные —         показ достижений с. х. производства и науки.          В социалистических странах В. с. служат общегосударственным, общенародным интересам. Они имеют целью ускорить развитие сельского хозяйства в техническом, технологическом и… …   Большая советская энциклопедия

  • Выставки художественные — публичный показ худож. произв. В. Х. могут быть всемирные, междунар., в пределах страны, респ., обл., гор. и др. В. Х. различаются по отд. видам и жанрам иск в, принадлежности к разл. направл. и группировкам, тематическим, гос. и частным… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Промышленные выставки —         в России, публичные демонстрации промышленных изделий страны. П. в. стимулировали развитие промышленности, служили целям рекламы, содействовали развитию внутренней и внешней торговли. Устраивались по правилам, утвержденным Мануфактурным… …   Большая советская энциклопедия

  • Всемирная ассоциация выставочной индустрии — (UFI)  действующая по всему миру отраслевая организация выставочной индустрии, охватывающая международные и национальные ассоциации в области выставочной индустрии, а также их партнеров. Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI)… …   Википедия

  • Иофан Борис Михайлович — [р. 16(28).4.1891, Одесса], советский архитектор, народный архитектор СССР (1970). Член КПСС с 1926. Окончил Высший институт изящных искусств (1916) и школу инженеров (1919) в Риме. Член итальянской компартии (1921‒24). С 1924 работает в СССР.… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»