ВЕЛИКАЯ СИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

ВЕЛИКАЯ СИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ
крупнейшая в мире магистральная ж. д., сооруженная в конце 19 - нач. 20 вв. от Челябинска до Владивостока, длиной в 7416 км. Строительство В. С. м. началось в 1891. Строилась дорога следующими участками: Уссурийская ж. д. от Владивостока до ст. Графской в 1891-1897; Западно-Сибирская ж. д. от Челябинска до р. Оби в 1892-96; Средне-Сибирская ж. д. от р. Оби до Иркутска в 1893-98; Забайкальская ж. д. от ст. Мысовая до г. Сретенска в 1895-1900; Кругобайкальская ж. д. по побережью оз. Байкал в 1900-05, где было устроено 33 туннеля. Первоначально вост. участок В. С. м. - Китайско-Восточная ж. д. (КВЖД), 1898-1904, - проходил по Маньчжурии через Мукден, соединяя Сибирь с Владивостоком по кратчайшему расстоянию. Это направление отвечало империалистич. замыслам царизма на Д. Востоке. После поражения в рус.-япон. войне царское пр-во срочно приступило к строительству Амурской ж. д., являвшейся продолжением Забайкальской ж. д. от ст. Куэнга до Хабаровска, к-рая была выстроена в 1908-16. Магистраль строили тысячи рабочих из Европ. России и Сибири, а также ссыльные, каторжане, солдаты, иностр. рабочие (китайцы, корейцы, японцы и пр.). Среди инженеров - строителей дороги, были К. Я. Михайловский, Н. Н. Меженинов, В. И. Савримович, Е. Ю. Подруцкий, Н. А. Белелюбский и др. Строительство В. С. м. было осуществлено на гос. средства. Оно сопровождалось жестокой эксплуатацией рабочих, трудившихся по 16-18 час. в сутки, хищениями, растратами; принесло баснословные прибыли царским чиновникам. Вместо 329 млн. руб., ассигнованных по первоначальным сметам, к 1905 было израсходовано из казны более 1 млрд., а к 1916 до 1,5 млрд. руб. В. И. Ленин называл Сибирскую дорогу великой "...не только по своей длине, но и но безмерному грабежу строителями казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих..." (Соч., т. 5, с. 74). Сооружение В. С. м. положило начало быстрому экономич. развитию Сибири и Д. Востока, росту сибирских городов, переселенческому движению. Несмотря на высокую стоимость строительства, технич. уровень дороги был невысок. Дорога была однопутной, рассчитанная на 4 пары поездов в сутки. Только в сов. время коренная реконструкция В. С. м. (постройка второго пути (1930-36), ж.-д. линий от В. С. м. в Ср. Азию, на Урал, Алтай и др., электрификация) позволила в полной мере ее использовать. В. С. м. играет огромную роль в экономич. жизни Сибири и Д. Востока.

Лит.: Комитет Сибирской ж. д. (Мат-лы), т. 1-28, (СПБ), 1893-1904; Саблер С. В. и Сосновский И. В., Сибирская ж. д. в ее прошлом и настоящем. Ист. очерк, СПБ, 1903; Паталеев А. В., История стр-ва Великого Сибирского ж.-д. пути, Хабаровск, 1951.

В. Ф. Борзунов,

А. М. Соловьева. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ВЕЛИКАЯ СИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ" в других словарях:

  • ВЕЛИКАЯ СИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ — (Транссибирская магистраль), крупнейшая в мире железная дорога, сооруженная в к. XIX н. XX в., соединяющая центральные районы страны с Сибирью и Дальним Востоком (Москва Рязань Сызрань Самара Челябинск Омск Новосибирск Красноярск Иркутск… …   Русская история

  • Великая Сибирская железная дорога — Транссиб, 1903 Железнодорожный мост через Каму в Перми (1910) Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб), Великий Сибирский Путь (историческое название)  железная дорога через Евразийский континент, соединяющая Москву и крупнейшие… …   Википедия

  • ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ — (Великая Сибирская магистраль), ж. д. линия Челябинск Омск Иркутск Хабаровск Владивосток (ок. 7 тыс. км), связывает Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Построена в 1891 1916; на значительном протяжении электрифицирована.… …   Русская история

  • Транссибирская магистраль — Великая Сибирская магистраль, железнодорожная линия Челябинск  Омск  Иркутск  Хабаровск  Владивосток (около 7 тыс. км), связывает Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Построена в 1891 1916. * * * ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ… …   Энциклопедический словарь

  • ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ — (Великая Сибирская магистраль) железнодорожная линия Челябинск Омск Иркутск Хабаровск Владивосток (ок. 7 тыс. км), связывает Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Построена в 1891 1916 …   Большой Энциклопедический словарь

  • Транссибирская магистраль — Транссибирская магистраль, Великая Сибирская магистраль, крупнейшая трансконтинентальная двухпутная железнодорожная магистраль, соединяющая центральные районы страны с Сибирью и Дальним Востоком (Москва — Рязань — Сызрань —… …   Словарь "География России"

  • Транссибирская магистраль — Карта Транссиба. Красной линией на карте обозначена Транссибирская магистраль (исторический маршрут), зелёной  Байкало Амурская магистраль, синей  северный маршрут, чёрной&# …   Википедия

  • Транспортное строительство — I Транспортное строительство         отрасль строительства (См. Строительство), осуществляющая сооружение и реконструкцию объектов железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного Транспорта; включает строительство земляного …   Большая советская энциклопедия

  • Транспортное строительство — I Транспортное строительство         отрасль строительства (См. Строительство), осуществляющая сооружение и реконструкцию объектов железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного Транспорта; включает строительство земляного …   Большая советская энциклопедия

  • История строительства Транссибирской магистрали — Транссибирская магистраль, Транссиб, или Великий Сибирский Путь (историческое название) – это рельсовый путь, соединяющий европейскую часть России с ее срединными (Сибирь) и восточными (Дальний Восток) регионами. Фактическая протяженность… …   Энциклопедия ньюсмейкеров


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»