- ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ
-
религ. воззрения древних индийцев, нашедшие отражение в древних лит. памятниках - Ведах. В. р. выражалась в почитании и обожествлении сил природы и отражала уровень общества, находившегося в процессе разложения первобытнообщинных отношений. Гл. богами в В. р. были бог неба Дьяус, или Варуна, богиня матери-земли - Притхиви; боги солнца - Сурья, Савитар, Митра, Вишну, Пушан; бог бури - Рудра; бог грозы - Индра; бог огня - Агни и др. Матерью богов почиталась богиня Адити. Боги, по представлению индийцев, находились в постоянной войне со злыми демонами - асурами.С ростом имущественного и обществ. неравенства у древних индийцев боги стали олицетворять не только природу, но и обществ. силы. Индра стал выступать и как бог войны, Варуна - как блюститель порядка, Агни - как посредник между людьми и богами и жрец у др. богов и т. п. Появилась идея о том, что за содеянное на земле люди получат воздаяние в загробной жизни: ад - "грешники" (с точки зрения морали нарождавшегося клас. общества), наслаждение на небесах - "праведники". Религ. обряд состоял в приношении жертвы, молитвах и культе предков (питаров). Обрядом жертвы, приносимой от лица племени или рода, руководили или их вожди или спец. жрецы (брахманы); им помогали слагатели и певцы гимнов - "риши". Умерших или хоронили в земле или же сжигали на костре. В Ведах нет упоминаний о наличии храмов и об изображениях богов, а жертвенники сооружались, когда совершался обряд жертвоприношения. Мн. черты В. р. вошли в брахманизм.Лит.: Ильин Г. Ф., Религии др. Индии, М., 1959; Барт А., Религии Индии, пер. с франц., М., 1897; Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; The history and culture of the Indian people, ed. by R. C. Majumdar, v. 1, The Vedic age, Bombay, 1952.А. М. Осипов. Москва.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.