ШЕЛЛИНГ

ШЕЛЛИНГ
(Schelling), Фридрих Вильгельм Йозеф (27.I.1775 - 20.VIII.1854) - немецкий философ, представитель нем. классич. идеализма. В 1798-1803 - проф. ун-та в Иене, где завязал знакомства с И. Г. Фихте, Ф. Шиллером, И. В. Гёте, вступил в близкие отношения с иенским кружком романтиков (Ф. Шлегель и др.). В 1806-41 в основном жил в Мюнхене (в 1820-26 читал лекции в Эрлангенском ун-те), был проф. (с 1827) Мюнхенского ун-та, чл. Баварской АН. В 1841-46 - проф. Берлинского ун-та. В 90-е гг. 18 в. Ш., опираясь на новейшие достижения естествознания, разрабатывал проблемы "философии природы" (натурфилософии), трансформировав фихтевскую субъективную диалектику сознания в объективную диалектику природы. В "Системе трансцендентального идеализма" (Tübingen, 1800, рус. пер., Л.-М., 1936) рассматривал как центр, проблему восхождения от субъективного к объективному. В "философии тождества" (первое десятилетие 19 в.) исходным становится у Ш. понятие абсолютного разума, Абсолюта, в к-ром субъективное и объективное неразличимы.

В философско-ист. воззрениях Ш. центр, место занимает проблема свободы, к-рую он связал с представлением о человеке как существе, совмещающем способность и к добру, и к злу. Человек, согласно Ш.,- не изолированное существо, а участник ист. процесса, в к-ром зло побеждается добром. В этом процессе история проходит фазы, названные Ш. "мировыми эпохами". Предваряя Г. Гегеля, Ш. рассматривал историю как прогрессивный процесс - от состояния, в к-ром нет свободы, а сознание помрачено злом, к господству добра, к царству бога на земле. Ш. подчеркивал сверхличный характер ист. процесса: степень свободы, доступной человеку, ставится в зависимость от "мировой эпохи", к к-рой принадлежит каждый индивид, и от достигнутого обществом познания необходимости. В то же время основу доступной человеку свободы Ш. вслед за И. Кантом видит в личном начале - "умопостигаемом характере" индивида, к-рый предшествует опыту, не зависит от времени и от обусловленной временем необходимости.

Во взглядах Ш. приблизительно до 1815 преобладал (несмотря на религ.-мистич. мотивы) идеалистич. рационализм, бытие отождествлялось с разумом, а органом высшего познания провозглашалась интеллектуальная интуиция. В дальнейшем Ш. развил мистич. сторону своей системы, разработав свою "философию мифологии и откровения". Критикуя философию, основывающуюся на разуме, как "отрицательную", Ш. стал искать истину по ту сторону разума, там, где ее указала религия,- в особом "опыте", недоступном к.-л. рациональному познанию, став одним из родоначальников иррационализма нового времени. Философия откровения и мифологии была задумана Ш. как система "теософии", не ограниченная рамками христианства, в к-ром Ш. видел только завершающую, высшую стадию религии (откровение имело место во всех религиях, мифология дохрист. эпохи имела своеобразное ист. содержание, совпадающее с содержанием истинной религии). Ш. утверждал, что задача философии религии не может состоять ни в рационалистич., ни в аллегорич. толковании мифов; последние не нуждаются в толковании. Если в ранних произв. Ш. обосновывал необходимость историко-критич. исследования Библии, то позже он отверг к.-л. критику Библии как ошибочный рационализм. Публичная проповедь "философии откровения", начатая Ш. в 1841 в Берлинском ун-те, куда он был приглашен прусским пр-вом для борьбы с гегельянством, встретила решит. отпор. Молодой Ф. Энгельс, высоко оценив филос. творчество раннего III., в ряде памфлетов показал реакц. сущность поворота III. к мистике (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 386-465).

Соч.: Werke, hrsg. von M. Schröter, Bd 1 - 12, Münch., 1927-54; neue Aufl., Bd 1 - 12, Münch., 1954-59.

Лит.: Асмус В., Маркс и буржуазный историзм, М.-Л., 1933; Mehlis G., Schellings Geschichtsphilosophie in den Jahren 1799-1804, Hdlb., 1906 (Diss.); Schellings Schriften zur Gesellschaftsphilosophie, hrsg. von M. Schröter, Jena, 1926; Jäger G., Schellings politische Anschauungen, Hldl., 1939 (Diss.); Jähnig D., Schelling, Bd 1-2, (Pfüllmgen, 1966-69); Schneeberger G., F. W. J. von Schelling. Eine Bibliographie, (Bern), 1954.

В. Ф. Асмус. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ШЕЛЛИНГ" в других словарях:

  • ШЕЛЛИНГ —         (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27.1.1775, Леонберг, 20.8.1854, Рагац, Швейцария), нем. философ, представитель нем. классич. идеализма. С 1790 учился в Тюбингенском теологич, институте вместе с Гёльдерлином и Гегелем. Проф. в Йене… …   Философская энциклопедия

  • Шеллинг — Шеллинг, Томас Томас Кромби Шеллинг англ. Thomas Crombie Schelling Томас Кромби Шеллинг (2007) …   Википедия

  • ШЕЛЛИНГ — (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775 1854) один из виднейших представителей немецкой трансцендентально критической философии. В 1790 в 15 летнем возрасте становится студентом богословия Тюбингенского университета (вместе с Гегелем и… …   История Философии: Энциклопедия

  • ШЕЛЛИНГ — (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775 1854) один из виднейших представителей немецкой классической философии. В 1790 в 15 летнем возрасте становится студентом богословия Тюбингенского университета (вместе с Гегелем и Гельдерлином). В 1798, в… …   Новейший философский словарь

  • шеллинг — сущ., кол во синонимов: 1 • философ (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Шеллинг — (Schelling)         Фридрих Вильгельм Йозеф (27.1.1775, Леонберг, 20.8.1854, Рагац, Швейцария), немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. С 1790 учился в Тюбингенском теологическом институте вместе с Гёльдерлином и… …   Большая советская энциклопедия

  • ШЕЛЛИНГ — (Фридрих Вильгельм Ш. (1775 1854) нем. философ) Что за книгой книгу пишешь, но книг Не читаешь, умиленно поникши, Что сам Бог тебе меньшой ученик, Что же Кант, что же Шеллинг, что же Ницше? Цв915 (I,239.1) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Шеллинг Фридрих — Шеллинг и романтические страдания идеализма Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга     Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг родился в Леонберге (близ Штутгарта), в 1775 г., в семье пастора. Окончив классическую гимназию, в пятнадцать лет он… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф — Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27.1.1775, Леонберг, ‒ 20.8.1854, Рагац, Швейцария), немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. С 1790 учился в Тюбингенском теологическом институте вместе с Гёльдерлином и… …   Большая советская энциклопедия

  • ШЕЛЛИНГ (Schelling) Фридрих Вильгельм — (1775 1854) немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Отталкиваясь от И. Г. Фихте, развил принципы объективно идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно духовного творческого начала, восходящей системы ступеней …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шеллинг Фридрих — (Schelling) Шеллинг (Schelling), Фридрих Вильгельм Иозеф (1775 1854) Немецкий философ. 1798 1803 профессор университета в Йене, был близок йенским романтикам. 1806 1820 жил в Мюнхене. Профессор Эрлангенского (1820 1826), Мюнхенского (с 1827),… …   Сводная энциклопедия афоризмов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»