- ФЛОТ ВОЕННО-МОРСКОЙ
-
(ВМФ) - вид вооруж. сил, предназначенный для выполнения стратегич. и оперативных задач на океанских и морских театрах воен. действий; в нек-рых гос-вах наз. военно-мор. силами (ВМС). ВМФ выполняет задачи как самостоятельно, так и совместно с др. видами вооруж. сил. Гл. свойства ВМФ - большая ударная мощь его осн. родов сил, высокая маневренность корабельных и авиац. группировок, большой пространств. размах действий, способность скрытно развертывать свои подводные лодки и внезапно наносить мощные удары по противнику, постоянная высокая боевая готовность его частей и соединений. Организационно делится на флоты и флотилии.Зарождение ВМФ относится к эпохе рабовладельч. общества (Др. Египет, Финикия, Др. Греция, Др. Рим и др.), когда начало развиваться мореплавание. Флоты состояли из гребных судов, осн. типами к-рых в Др. Греции и Др. Риме были: триера (в Др. Риме - трирема) - судно с 3 рядами весел, расположенных один над другим, и пентера (в Др. Риме - пентерема) - судно с 5 рядами весел. В 1 в. до н. э. в рим. флоте появились легкие маневренные суда с одним рядом весел - либурны. Боевые действия гребных судов сводились к сближению с судами противника и нанесению им таранного удара или высадке на них абордажных групп, к-рые вели бой холодным оружием. Применялось также метательное оружие (лук и стрелы, дротики), а с 1 в. до н. э. использовались метательные машины (баллисты и катапульты).В период раннего феодализма (до 11 в.) ВМФ существенного развития не получил. В 7 в. венецианцы на основе рим. либурны создали улучшенный тип гребного судна - галеру. В 6-9 вв. вост. славяне, ведя борьбу с Византией, совершали походы через Черное м. (в 7 в. и через Средиземное м.) на парусно-гребных челнах, способных плавать по рекам и в море. В 7-8 вв. норманны строили легкие беспалубные парусно-гребные суда (драккары), имевшие мачту и рей для прямого паруса. Их длина достигала 30-40 м (до 32 пар весел), число воинов (они же гребцы) - 100-150 чел. В 9 в. с расширением набегов норманнов на Англию и др. страны размеры судов увеличились; на корме и в носовой части сооружались надстройки для десантных отрядов. К кон. 10 в., когда Венеция установила свое монопольное господство в Адриатике и стала посредником в торговле Зап. Европы с Востоком, возникла необходимость защиты торг. судоходства от пиратов и венецианцы создали сильный ВМФ. В 11-12 вв. возникают флоты Генуи и др. итал. гос-в, затем Франции, Испании и др. Осн. типом воен. корабля была галера (длина 25 м, ширина 10 м, высота надводного борта 1,5-2 м). Галеры имели 25-30 пар весел, на каждом из к-рых работало 3-5 гребцов из невольников, каторжников и частично наемников. Боевой экипаж состоял из 50-100 чел., вооруженных холодным и метательным оружием. При попутном ветре использовался парус. В кон. 10 - нач. 11 вв. создаются парусные суда (нефы). В 11-12 вв. появляются средства навигации- компас, мор. карты, секстан, что позволило совершать длит. плавания в открытом море. Начался переход от гребного к парусному флоту, завершившийся к сер. 17 в. (до 19 в. гребные суда сохранялись лишь в России и Швеции). Развитие мор. торговли привело к образованию во 2-й пол. 13 в. в Сев. Германии торг. союза приморских городов - Ганзы, к-рая для защиты своего судоходства создала сильный парусный ВМФ. Воен. суда этого флота - "когги" имели: длину 40 м, ширину 10 м, водоизмещение до 800 т, скорость хода ок. 8 узлов, экипаж до 250 чел.; у "когги" было 2 палубы, 3 мачты и вместительные трюмы. Переход к парусному флоту и его совершенствование расширили возможности дальних плаваний, что создало условия в 15 в. для Великих географических открытий. Распространение огнестрельного оружия привело к вооружению (с 16 в.) парусных судов артиллерией. Однако тактика парусных флотов вначале сохраняла черты тактики гребного флота - сближение вплотную с противником при использовании огня артиллерии и абордажные бои.В кон. 16 - нач. 17 вв. в Англии, Испании, Франции и др. странах возникают постоянные регулярные воен. флоты под единым управлением адмиралтейств, а для строительства кораблей создаются гос. верфи. В 16-18 вв. между Англией, Голландией, Испанией и Францией развернулась борьба за господство на море и колонии, в ходе к-рой к сер. 18 в. Великобритания, создавшая сильный ВМФ, стала первой в мире мор. державой. В нач. 18 в. Петр I создал регулярный русский военно-морской флот и Россия выдвинулась в число крупных мор. держав. В 17-18 вв. происходит быстрое развитие корабельной артиллерии, к-рая становится гл. оружием в мор. бою, на кораблях увеличивается число пушек, размещаемых на 2-3 палубах у бортовых амбразур, происходят изменения в боевом составе флотов, их организации и тактике, на основе чего зарождается классификация воен. кораблей. Сначала в Великобритании (1651), а затем в др. странах корабли были разделены на 6 рангов: 1-3-й ранги - линейные корабли (44-100 орудий) для ведения арт. боя в линии; 4-5-й ранги - фрегаты (с меньшим числом орудий) для разведки и самостоят. действий против торг. судоходства противника; 6-й ранг - посыльные и вспомогат. суда. Линейные корабли объединялись в эскадры, к-рые делились на 3 отряда (дивизии): авангард, центр и арьергард. Отряды вели бой в линии баталии (кильватерной колонны), стремясь подойти к противнику с наветренной стороны и поражать его арт. огнем. Утвердилась линейная тактика мор. боя. В боевых столкновениях применялись также брандеры (суда, нагруженные горючими и взрывчатыми материалами), а при известных условиях и абордаж.Достижения в области техники в 18 в. создали условия для развития воен. кораблестроения. Водоизмещение линейных кораблей достигло 3-4 тыс. т, число орудий - 120-125. Бронзовые орудия заменялись чугунными, возросли их скорострельность (1 выстрел в 3 мин.) и дальность стрельбы (до 600 м). Большая эффективность корабельной артиллерии и усовершенствование кораблей обусловили во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. переход от линейной тактики к маневренной, к-рая была успешно применена рус. флотоводцами Г. А. Спиридовым и Ф. Ф. Ушаковым, англ. флотоводцем Г. Нельсоном и принята в др. флотах.Дальнейший технич. прогресс позволил в 1-й пол. 19 в. перейти к строительству боевых кораблей с паровыми двигателями. В 1824 впервые в боевых действиях принял участие англ. пароход "Лайтнинг". Несколько позже в ряде стран, в т. ч. и в России (1836), появились парусно-паровые пароходофрегаты (водоиз- мещение до 1400 т, скорость 8-9 узлов, вооружение 16-28 орудий), использовавшиеся для разведки, связи и буксировки парусных кораблей. В 1836-1837 вместо колесных пароходов началось строительство винтовых. На вооружение флотов стали поступать бомбические пушки калибром до 80 фунтов (220 мм), к-рые имели большую разрушит. силу. В 1-й пол. 19 в. в рус. флоте появилось минное оружие.Во время Крымской войны 1853-56 выявилось большое преимущество паровых кораблей перед парусными, и после войны завершился переход от парусного флота к паровому. Произошло дальнейшее усиление артиллерии (корабли стали вооружаться гладкоствольными орудиями калибром до 406 мм), в связи с чем появились броненосцы с броней толщиной до 610 мм, к-рые во 2-й пол. 19 в. стали гл. ударной силой флотов для борьбы с броненосцами противника и береговыми укреплениями. Переход к паровому флоту усилил привязанность флота к берегу и базам ввиду необходимости пополнения запасов топлива, боеприпасов и проведения ремонта механизмов. Развитие минного оружия и появление самодвижущейся мины - торпеды привело к зарождению миноносцев и минных заградителей. В процессе совершенствования кораблестроения видоизменялось расположение артиллерии: вместо бортовых орудий - казематные, барбетные и башенные арт. установки. В 90-х гг. появился класс эскадренных броненосцев (водоизмещение до 12 тыс. т, скорость хода 16-18 узлов), вооруженных 4 305-мм орудиями, 6 и более 152-мм орудиями и имевших броневой пояс 300-450 мм. Для ведения разведки и действий на коммуникациях предназначались крейсера, имевшие меньшее вооружение и броневую защиту, но обладавшие более высокой скоростью хода. В 1900 в США началось строительство подводных лодок (их проекты создавались еще в 18-19 вв.), к-рое вскоре развернулось и в др. странах. На кораблях появились первые радиостанции.Броненосные и минно-торпедные корабли получили широкое применение во время русско-японской войны 1904-05, опыт к-рой выявил необходимость создания новых классов кораблей (линейных кораблей, тральщиков и др.) и новых образцов минного и арт. оружия; наметились основы тактики мор. боя с участием большого числа броненосных кораблей; определилась необходимость организации дозоров, разведки и траления в целях обеспечения благоприятного режима в районе своих баз. Во время войны был получен опыт широких минных постановок, действий крейсеров на коммуникациях, перевозок войск и высадки десантов, ночных действий миноносцев, обороны воен.-мор. базы и ведения противоблокадных действий и т. д. После войны началась гонка мор. вооружений. При этом первостепенное значение придавалось созданию крупных кораблей с сильным арт. вооружением, на к-рые возлагалась задача добиться решающей победы в генеральном сражении, завоевать господство на море и тем самым предрешить исход всей войны. Вместо эскадренных броненосцев с 4 крупнокалиберными орудиями с 1906 началось строительство линейных кораблей - дредноутов, вооруженных 10-12 орудиями калибра 254-305 мм и защищенных мощной броней. Для ведения разведки, отражения атак эскадренных миноносцев (эсминцев) и нарушения мор. коммуникаций начали строиться быстроходные легкие крейсера. Совершенствовались эсминцы, предназначавшиеся как для ночных атак крупных кораблей, так и для участия в генеральном сражении вместе с линейными кораблями. Получили развитие минные заградители, были созданы тральщики, значительно усовершенствованы подводные лодки, к-рые предназначались для уничтожения надводных кораблей и торг. судов противника, для ведения разведки и постановки минных заграждений у берегов противника. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 были созданы первые гидросамолеты и авиатранспорты (на неск. самолетов).Большое развитие получил ВМФ в ходе Первой мировой войны 1914-18 и после нее.По мере присоединения к воюющим коалициям Турции, Италии, США и др. и вступления в строй строившихся кораблей численность корабельного состава, участвовавшего в войне, значительно возросла. Всего в боевых действиях участвовало св. 2900 боевых кораблей. Основой боевой мощи флотов считались крупные надводные корабли - линкоры и линейные крейсера (водоизмещением до 35 тыс. т) с мощными артиллерией (калибра до 381 мм) и броней (до 356 мм). В ходе войны на этих кораблях начали устанавливать зенитные орудия. Большое развитие получили эсминцы (водоизмещение до 2 тыс. т, скорость хода 38 узлов), к-рые стали наиболее многочисл. и универсальными кораблями. Были усовершенствованы минные заградители и тральщики, численность к-рых резко возросла. Видное место в составе всех флотов (особенно германского) заняли подводные лодки. Установилась их классификация - деление на большие (водоизмещением до 1900 т), средние (до 940 т) и малые (до 600 т), увеличились дальность плавания (до 5500 миль), скорость хода (надводная до 18, подводная до 9-10 узлов), число торпедных аппаратов (до 6). Подводные лодки оказались эффективным средством нарушения коммуникаций и ударов по боевым кораблям и превратились в самостоят. род сил флота, способный решать не только тактические, но и оперативно-стратегич. задачи. Они уничтожили 192 боевых корабля, в т. ч. 12 линкоров, 23 крейсера, 39 эсминцев и др. Общие потери торг. флота всех стран от действий подводных лодок составили ок. 6 тыс. судов (14 млн. регистровых брутто-т). Повышение активности подводных лодок вызвало появление средств борьбы с ними: были выделены легкие силы флота, применены противолодочные мины, сети, спец. снаряды и гидроакустич. средства поиска. Для поиска и уничтожения подводных лодок Антанта и США привлекли в 1918 ок. 5000 кораблей различных классов, 2000 самолетов и дирижабли. В ходе войны появились новые классы и подклассы боевых кораблей: авианосцы, сторожевые и патрульные корабли, торпедные и арт. катера. Впервые в боевых действиях на море начала участвовать мор. авиация, к-рая вела разведку и корректировку арт. огня, наносила бомбовые и торпедные удары по кораблям и базам. В результате флоты стали превращаться в объединения разнородных сил при доминирующем положении надводных сил.—***—***—***—Таблица 1 Состав ВМФ крупнейших держав к началу 1-й мировой войны 1914-18 (без учета устаревших кораблей) [s]ФЛОТ_1.JPG[/s]Во время 1-й мировой войны воен. действия распространились на все моря и океаны. В ходе их было уничтожено ок. 1250 боевых кораблей (37 линейных кораблей и линейных крейсеров, 58 крейсеров, 265 эсминцев и миноносцев, 270 подводных лодок и др.) и ок. 17 млн. т торг. тоннажа. Наряду с развитием повседневной боевой деятельности флотов зародилась новая форма боевых действий - мор. операция, под к-рой понимались согласованные, объединенные единым замыслом и планом действия разнородных сил флота в определенный короткий промежуток времени, направленные на достижение оперативной или стратегии, цели.В 20-30-е гг. развернулось широкое строительство ВМФ. Усиленное строительство линкоров (водоизмещением 35-45 тыс. т) и крупных авианосцев (водоизмещением до 22 тыс. т) началось в США, Великобритании и Японии, а также в фаш. Германии. Рост корабельного состава флотов и мор. авиации сопровождался их дальнейшим совершенствованием и зарождением новых видов оружия и технич. средств флота - мор. авиации, артиллерии, минно-торпедного оружия, гидроакустич. средств обнаружения, радиолокации. В условиях угрозы империалистич. агрессии СССР уделял большое внимание развитию Советского Военно-Морского Флота, к-рый за годы довоен. пятилеток превратился в мощную силу.Во время Второй мировой войны 1939-45 воен. действия распространились на все морские и океанские театры. В них приняли участие флоты Германии, Великобритании (с доминионами), Франции, Италии, СССР, Японии и США, а также флоты Польши, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Греции, Румынии, Югославии, Финляндии и др. стран.—***—***—***—Таблица 2 Состав ВМФ основных воюющих стран к моменту их вступления во 2-ю мировую войну 1939-45 [s]ФЛОТ_2.JPG[/s]Всего в составе флотов к моменту их вступления в войну насчитывалось ок. 1700 кораблей осн. классов. Если учесть св. 3500 кораблей, построенных в годы войны, то всего в боевых действиях участвовало более 5000 кораблей осн. классов. Кроме того, в войне приняло участие огромное число средних и малых кораблей др. классов (корветы, фрегаты, сторожевые корабли, патрульные суда, тральщики, минные заградители, охотники за подводными лодками, катера всех типов, десантные корабли, вспомогательные и специальные корабли и суда).Воен. действия на море развивались в двух осн. направлениях. Первое включало боевые действия по нарушению океанско-морских коммуникаций, к-рые являлись одним из осн. звеньев, обеспечивающих развертывание и использование воен.-экономич. потенциала воевавших стран и поддержание минимально необходимого жизненного уровня гражд. населения.За время войны через Атлантич. ок. и прилегающие к нему моря прошло 11 500 конвоев союзников, в составе к-рых насчитывалось ок. 250 тыс. судов. Важное место в мор. перевозках занимала переброска войск. Из США через порты Атлантич. ок. было отправлено 4,5 млн. чел. и через порты Тихого ок. - 2,5 млн. чел. На нарушение этих перевозок были направлены осн. усилия нем.-фаш. флота (гл. обр. подводных лодок). В связи с тем, что вооруж. силы Великобритании и США в течение ряда лет не вели боевых действий на сухопутном фронте против фаш. Германии, англо-амер. командование смогло привлечь к защите своих коммуникаций огромные силы: св. 30 авианосцев, ок. 3500 эсминцев, эскортных и др. кораблей, св. 2500 самолетов берегового базирования.Др. важнейшим направлением воен. действий на море было участие флотов в действиях против береговых объектов противника и в обороне своего побережья от воздействия с моря. За годы войны зап. союзниками было высажено св. 600 десантов, в т. ч. ряд крупных (в Сев. Африке, Италии, Франции, на островах Тихого ок.); 110 десантов было высажено Сов. ВМФ. Широкие масштабы имели эвакуации войск морем (английских - из Норвегии, Бельгии, Греции, с о. Крит. американских - с Филиппинских островов, немецких - из Туниса, Крыма, Курляндии и т. п.).В интересах защиты мор. коммуникаций и высадки десантов неоднократно проводились крупные операции по уничтожению сил флота противника в море и базах (налет англ. авиации на Таранто в нояб. 1940, бой у мыса Матапан между англ. и итал. флотами в марте 1941, операция англ. флота против герм. линкора "Бисмарк" в мае 1941, операция япон. флота против флота США в Пёрл-Харборе в дек. 1941 и др.).В результате расширения масштабов воен. действий на море возросла потребность в кораблях и самолетах, увеличилось взаимодействие разнородных сил флота, усилилась напряженность боевых действий флотов, усложнились мероприятия по их обеспечению. Широкое развитие получила мор. операция, подготавливаемая и проводимая на основе заранее разработанного замысла и плана, тщательной разведки и всесторонней организации взаимодействия между группировками сил. Утвердилась теория ведения операций по нарушению мор. сообщений, десантных и противодесантных операций и операций по уничтожению сил противника в море и в базах и др. Одновременно формировалась теория планирования и ведения систематич. боевой деятельности различных родов сил флота и организации всех видов обороны (ПВО, противолодочной и противоминной обороны). Большое развитие получили теория и практика взаимодействия объединений ВМФ с объединениями сухопутных войск, ВВС и войск ПВО, а также взаимодействие флотов двух и более гос-в, входивших в одну коалицию с общими органами управления.Большое влияние на боевую деятельность флотов оказала авиация. Ее рост и совершенствование расширили возможности нанесения ударов по надводным боевым кораблям и транспортам в море и в базах, по портовым сооружениям, складам, подъездным путям. Если во время 1-й мировой войны удельный вес кораблей, потопленных авиацией, составлял ок. 2%, то во время 2-й мировой войны из общего числа погибших линейных кораблей авиацией было потоплено 35,5%, авианосцев - 41,7%, крейсеров - 28,4%, эсминцев и миноносцев - 27,5%. Исключительно важную роль авиация играла во всех десантных операциях (напр., в Нормандской десантной операции 1944 участвовало 14 300 самолетов союзников), в обеспечении эвакуации войск. Авиация берегового базирования производила скрытные постановки мин в водах противника. Особое значение имела авианосная авиация, применение к-рой позволило распространить возд. угрозу флоту противника практически на все районы Мирового океана. Группировки надводных сил и отд. корабли, прикрываемые истребителями авианосной авиации, получили возможность действовать у побережья противника, и наоборот, корабли, лишенные такого прикрытия, стали уязвимыми целями для береговой и авианосной авиации. Под влиянием этого фактора уже в ходе войны резко снизилось значение линейных кораблей и тяжелых крейсеров с арт. вооружением. Использование авианосной авиации позволило вести мор. бои в условиях, когда противостоящие группировки кораблей находились в неск. сотнях миль друг от друга вне досягаемости корабельной артиллерии. Возросли значение и количество авианосцев, особенно в составе флота США. Если в начале войны в нем было лишь 8 легких, тяжелых и эскортных авианосцев, то к концу 1944, несмотря на потери, числилось 32 легких и тяжелых и св. 90 эскортных авианосцев; кроме того, 20 находились в постройке. Существенное влияние авиация оказала и на роль надводных торпедных кораблей. Если во время 1-й мировой войны они активно участвовали в мор. боях, применяя торпедное оружие, то во время 2-й мировой войны возможности атак с применением торпед со сравнительно небольших дистанций резко сократились и торпедные корабли стали чаще использоваться для противолодочного и противовозд. охранения авианосцев, соединений надводных кораблей и конвоев и для поддержки мор. десантов.Большой размах приняло строительство подводных лодок. Если к началу войны в составе иностр. ВМФ было 468 подводных лодок, то за время войны их было построено еще 1669, в т. ч. 1131 - в Германии. Подводные лодки явились наиболее эффективным средством уничтожения торг. судов. Из общих потерь торг. флота (ок. 36 млн. регистровых брутто-т) они потопили 60% (св. 22 млн. т). Кроме того, подводными лодками было потоплено 3 линкора, 17 авианосцев, 32 крейсера, св. 250 эсминцев, фрегатов и др. противолодочных кораблей. 75 подводных лодок, а также повреждено 12 линкоров, 9 авианосцев и 22 крейсера. Все флоты понесли значит. потери на минах, поставленных подводными лодками.Во время 2-й мировой войны изменилась роль различных видов оружия и технич. средств флота. Арт. оружие, являвшееся в прошлом осн. средством поражения надводных кораблей, утратило это значение и стало осн. средством подавления полевой и береговой артиллерии в ходе десантных операций. Вместе с тем резко возросла роль зенитной артиллерии. Важное значение сохранило торпедное оружие, особенно подводных лодок, к-рым было потоплено 45 линкоров и крейсеров, 19 авианосцев, 208 эсминцев и др. эскортных кораблей и 5039 торг. судов. Намного возросли масштабы использования минного оружия. Если во время 1-й мировой войны было выставлено 308 тыс. мин, то во время 2-й мировой войны - ок. 800 тыс. мин. Кроме якорных мин с ударными (контактными) взрывателями, нашли широкое применение неконтактные мины с магнитными, акустич. и комбинированными взрывателями. Появление новых видов оружия вызвало к жизни новые средства защиты и обороны. В целях борьбы с новыми типами мин и защиты от них были созданы электромагнитные и акустич. тралы, введено размагничивание корпусов кораблей; акустич. самонаводящимся торпедам было противопоставлено спец. буксируемое шумящее в воде устройство, отвлекавшее торпеду на себя. Получили дальнейшее развитие гидроакустич. средства обнаружения подводных и надводных целей, стали широко применяться радиолокаторы на кораблях и самолетах, что позволило наносить удары по противнику ночью и в условиях плохой видимости. Увеличились возможности радиосвязи, радиоперехвата, радиопеленгования и опознавания (система "свой - чужой").Возросло значение штабов как органов управления флотами, повысилось значение разведки и всех др. видов обеспечения боевых действий ВМФ. Широкое развитие получила система обеспечения ВМФ плавучими и передовыми стационарными базами, во многих случаях предвоен. воен.-мор. базы стали играть роль тыловых баз.Большую и активную роль в войне играл торг. флот, к-рый понес значит. потери. Страны антигитлеровской коалиции и нейтральные страны потеряли 5160 торг. судов общим тоннажем 21,6 млн. т, в т. ч. Великобритания - 11,3 млн. т, США - 3,3 млн. т. С учетом навигац. потерь общие потери составили 6470 судов общим тоннажем 24,3 млн. т. Страны гитлеровской коалиции потеряли торг. суда общим тоннажем ок. 15 млн. т; из них Япония - св. 8 млн. т. Однако развитая экономика позволила воевавшим гос-вам, особенно антигитлеровской коалиции, развернуть судостроит. пром-сть и не только восполнить потери в тоннаже, но и увеличить его в ходе войны.В послевоен. период гл. особенностями развития ВМФ крупнейших мор. держав, в т. ч. и Сов. ВМФ, явились оснащение осн. родов сил (надводных кораблей, подводных лодок и авиации) новыми видами оружия, прежде всего ракетно-ядерного, внедрение атомных энергетич. установок, широкое применение радио- электроники и др. научно-технич. достижений в кораблестроении. Современный ВМФ имеет все средства ведения войны, к-рыми располагают вооруж. силы гос-в в целом, что делает его способным выполнять широкий круг оперативно-стратегич. задач в войне. Осн. задачами ВМФ являются: уничтожение наземных объектов противника и сил его флота на море и в базах, поддержка сухопутных войск на сухопутных театрах воен. действий, высадка мор. десантов и отражение десантов противника, нарушение океанских и мор. вражеских коммуникаций и защита своих.Под влиянием научно-технич. революции в воен. деле изменилась роль родов сил флота. На первое место по ударной силе и значению вышли атомные подводные лодки, вооруженные дальнобойными ракетами с подводным стартом и самонаводящимися торпедами. Атомные двигатели обеспечили подводной лодке возможность совершать длительные скрытные плавания на больших глубинах с большими скоростями и в течение продолжит. времени находиться в море без пополнения материальных средств, причем эта продолжительность определяется в значит. мере физич. и психологич. возможностями экипажей. Атомные ракетные лодки способны поражать с больших расстояний как морские цели, так и важные объекты, расположенные на побережье и в тылу противника. Надводные корабли предназначаются для поиска и уничтожения подводных лодок противника, борьбы с его надводными кораблями, высадки мор. десантов, поддержки сухопутных войск и др. В ВМС США большая роль отводится ударным авианосцам. На вооружении надводных кораблей имеются ракеты различных типов и назначения, палубные самолеты и вертолеты. Общей для надводных кораблей и подводных лодок является их высокая оснащенность новейшим навигац. оборудованием, средствами связи дальнего действия и различными средствами радиоэлектроники. Важную роль играет авиация ВМФ, к-рая предназначена для уничтожения подводных и надводных кораблей, а также транспортов противника. В состав ВМФ входят также береговые ракетно-артиллерийские войска (для обороны побережья) и морская пехота (для действий в составе мор. десантов).Лит.: Энгельс Ф., Избр. воен. произведения, М., 1956; Кладо Н. Л., Введение в курс истории воен.-мор. искусства, СПБ, 1910; Петров М. Б., Обзор главнейших кампаний и сражений парового флота в связи с эволюцией воен.-мор. искусства, Л., 1927; Иванов Л. Н., Мор. соперничество империалистич. держав, М.-Л., 1936; Шесшов А. П., История воен. кораблестроения с древнейших времен и до наших дней, М.-Л., 1940; Шведе Е. Е., Воен. флоты. 1939-1940. Справочник по воен.-мор. флотам иностр. гос-в, М., 1940; Еремеев Л. М., Шергин В., Подводные лодки иностр. флотов во второй мировой войне, М., 1962; История воен.-мор. искусства, т. 1-3, М., 1963; Боевой путь Советского Военно-Морского флота, (2 изд.), М., 1967; Потапов И. Н., Развитие воен.-мор. флотов в послевоен. период, М., 1971; Горшков С. Г., Воен.-мор. флоты в войнах и в мирное время, "Морской сборник", 1972, No 2-6, 8-12. См. также лит. при статьях Русский военно-морской флот и Советский Военно-Морской Флот.Л. М. Еремеев. Москва.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.