СПИНОЗА

СПИНОЗА
(Spinoza, собств. d'Espinosa), Барух (Бенедикт) (24.XI.1632 - 21.II.1677) - голл. философ. Род. в семье купца, принадлежавшего к евр. общине Амстердама. Неск. лет учился в евр. религ. училище. Позднее, вступив в принципиальный конфликт с олигархич. руководством евр. общины Амстердама, насаждавшим среди своих единоверцев воинствующий иудаизм, С. был подвергнут т. н. "великому отлучению", проклят и изгнан из общины (1656). Найдя приют среди сектантов-пантеистов, С. в дальнейшем, полностью не порывая с этими кругами, сблизился также с партией Яна де Витта; в 1670 переехал в Гаагу, где оставался до конца жизни. Гл. произведения С.: "Богословско-политический трактат" ("Tractatus theologico-politicus", Hamb., 1670), "Этика" ("Ethica", 1675, впервые опубл. посмертно в его кн.: "Opera postuma", 1677), "Политический трактат" ("Tractatus politicus", не окончен, опубликован там же).

Филос. система С. - материализм, облеченный в форму пантеизма и утверждающий тождество безличного бога и единой бесконечной субстанции, постигаемой нечувственным разумом и даже собственно интеллектуальной интуицией как высшей его способностью. Субстанция порождает мир конкретных предметов и явлений природы, называемых С. модусами. Взаимодействие последних детерминировано - подчиняется математич. и механич. законам. Среди модусов важнейшее место занимает человек, истолкование моральной и социальной деятельности к-рого находилось в фокусе филос. интересов С.

Во взглядах на общество С., один из виднейших представителей теорий естественного права и общественного договора, оставался идеалистом. Исходя из понятия неизменной человеческой природы, признавая огромную роль интереса в жизни людей, С. вместе с тем гипертрофировал морально-воспитательную функцию государства, считал ее определяющей и не замечал ни непримиримости клас. противоречий, ни клас. природы гос. организации.

С. сформулировал ряд принципов антицерковной, полностью секуляризированной морали, решительно отвергающей потустороннее воздаяние и стремящейся объяснить поступки человека интересами реальной, земной жизни. Материалистич. филос. система С. вела его к атеизму (пантеизм С. по существу являлся формой атеизма). Атеизм С. основывался также на представлении о страхе как причине религ. суеверий и увязывался с осознанием политич. роли церкви как ближайшей союзницы монархич. правления. Он сопровождался поэтому антиклерикализмом, враждой ко всякой церкви как рассаднику невежества, суеверия и предрассудков. Огромное атеистич. значение имела и библейская критика С. Он одним из первых (в "Богословско-политич. трактате") стал рассматривать Библию (ее Ветхий завет) как обычный ист. источник, пришел к выводу о том, что Моисей не может быть автором Пятикнижия (как считала религ. традиция). Ограниченность атеизма С. проявилась в том, что это понятие он наполнял гл. обр. моральным содержанием и утверждал, что следует различать подлинную религию, основой к-рой является филос. мудрость, доступная лишь немногим интеллектуалам, и суеверие, основывающееся на предрассудках и являющееся неизбежным уделом подавляющего большинства людей. Поэтому и Библия, считал С., излишняя для первой категории лиц, необходима для "толпы".

Материалистическо-атеистич. система С. оказала огромное влияние на вольномыслие в странах Зап. Европы в 17-18 вв., в т. ч. на франц. просветителей 18 в. и на таких нем. мыслителей, как Лессинг, Гёте, Гердер, Фейербах. В новейшей же бурж. литературе о С., всемерно подчеркивающей пантеистическую форму его учения, напротив, преобладает истолкование его взглядов как системы религ. воззрений.

Соч.: Opera, im Auftrag der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, hrsg. von С Gebhardt, v. 1-4, Hdlb., (1925); в рус. пер. - Избранные произведения в 2-х томах, (пер. с голл. и лат.), М., 1957.

Лит.: Фишер Куно, История новой философии, т. 2 - Спиноза, его жизнь, сочинения и учение, СПБ, 1906; Кечекьян С. Ф., Этическое миросозерцание Спинозы, М., 1914; Мильнер Я., Бенедикт Спиноза, (М.), 1940; Соколов В., Философия Спинозы и современность, М., 1964; Dunin-Borkowski S., Spinoza, Bd 1-4, Münster, 1933-36; Meinsma К. О., Spinoza und sein Kreis, В., 1909; Wolfson Н. A., The philosophy of Spinoza, unfolding the latent processes of his reasoning, v. 1-2, N. Y., 1958; Feuer L. S., Spinoza..., Boston, 1958.

В. В. Соколов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "СПИНОЗА" в других словарях:

  • Спиноза — Спиноза, Бенедикт Бенедикт Спиноза ברוך שפינוזה, Benedictus de Spinoza Бенедикт Спиноза Имя при рож …   Википедия

  • СПИНОЗА — (Spinoza, d Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 1677) нидер. евр. философ. Род. в евр. общине в Амстердаме. Родители выходцы из Португалии. Получил фундаментальное иудаистское образование. Одновременно общался с христианами гуманистами. Большое… …   Философская энциклопедия

  • Спиноза — В России XIX в. это слово означало не только имя известного голландского философа, но и (в просторечии) лихого танцора, чье хореографическое мастерство было на грани циркового фокуса. Например, у А. П. Чехова: «Я не Спиноза какой нибудь, чтобы… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • Спиноза — Spinoza. Спиноза (Spinoza, d’Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 1677) Нидерландский философ. Афоризмы, цитаты Спиноза. Spinoza. Биография. • Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим. •… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • спиноза — философ; спина Словарь русских синонимов. спиноза см. спина Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • СПИНОЗА — (Spinoza, Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 1677) нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и… …   История Философии: Энциклопедия

  • СПИНОЗА — (Spinoza, d Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 77), нидерландский философ. Мир, по Спинозе, закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически (смотри Пантеизм) отождествляемая с Богом, единая …   Современная энциклопедия

  • СПИНОЗА — (Spinoza, Espmosa) Бенедикт (Барух) (1632 1677) нидерландский философ. Родился в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Первое образование получил в духовном училище, готовившем раввинов. За увлечение светскими науками и… …   Новейший философский словарь

  • Спиноза — (Spinoza, d Espinosa)         Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам, 21.2.1677, Гаага), нидерландский философ материалист, пантеист и атеист. Родился в семье купца, принадлежавшего к евр. общине. Возглавив после смерти отца (1654) его дело, С.… …   Большая советская энциклопедия

  • Спиноза — (Барух, Бенедикт de Spinosa, род. 24 ноября 1632 г., умер 23 февраля 1677 г.) знаменитый философ. I. Жизнь С. недостаточно обследована. Лучшая биография принадлежит K. O. Meinsma ( Spinosa en zyn kring , S Gravenhage, 1896). Фрейденталь собрал в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СПИНОЗА — (Spinoza) Бенедикт (Ба рух) (1632 1677) выдающийся голландский философ материалист, представитель школы естественного права. В своих политико правовых воззрениях С. исходил из того, что человек это лишь частица созданной богом природы, на которую …   Энциклопедия юриста



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»