"СВЯТЫЕ"

"СВЯТЫЕ"
мифич. или ист. лица, к-рым в различных религиях (христианстве, исламе) приписываются "благочестие", "праведность", "богоугодность", посредничество между богом и людьми. По существу "С." почитаются как боги низшего ранга; мн. из них приписываются специальные функции. Почитание "С." привносит в монотеистич. религии элементы многобожия. Культ "С." восходит к культу предков; на его формирование в христианстве оказал большое влияние культ героев греко-рим. мифологии. Для успеха распространения христианства среди язычников церковь нередко включала местных богов в христ. пантеон в качестве "С.". Поместные соборы 4 в. - Гангрский и Лаодикейский - узаконили чествование "С."; учение о почитании "С." развивали церк. писатели 4 в. (Ефрем Сирин, Василий Кесарийский, Григорий Нисский и др.). Церковь вела энергичную борьбу с противниками культа "С." - павликианами, богомилами, альбигойцами, гуситами и др. 7-й Вселенский собор (787) объявил анафему всем, отказывающимся от почитания "С.". Церковь установила для каждого "С." день его памяти. Первоначально отдельные христ. общины имели своих "С.", затем причисление к "С.", введение культа нового "С." централизовались путем канонизации. В число "С." включались "мученики", "подвижники", "пострадавшие за веру", а также мн. папы (Григорий I, Лев III, Лев IX и др.), князья (напр., Владимир Святославич, Борис и Глеб), государи (Карл Великий, франц. король Людовик IX и др.). Церковь создала жизнеописания "С." (см. Жития святых). В визант. церкви канонизация осуществлялась церковью, утверждалась императорами, в католической - с 1170 только рим. папами; в России общецерк. канонизация была введена в 16 в. и поставлена под контроль царя, со времени Петра I осуществлялась императорскими указами по представлению синода. В протестантизме "С." не признаются, однако в нек-рых протестантских течениях (напр., в лютеранстве) имеются элементы почитания "С." как замечательных личностей, но без обращения к ним как посредникам между людьми и богом или покровителям.

В исламе культ "С." закрепился с распространением суфизма, прибл. с 10 в. Офиц. канонизация "С." отсутствует; обычно признание "святым" (вали, в Сев. Африке - марабут) того или иного лица (соответственно и его способности к посредничеству между богом и людьми) возникает еще при его жизни и закрепляется традицией. Ретроспективно рассматриваются как "С." первые сподвижники Мухаммеда, ряд военачальников периода араб. завоеваний, ранние "мученики за веру". В исламе включаются в число "С." и нек-рые доисламские местные божества, ряд христ. "С.", эпонимы (родоначальники) нек-рых племен, основатели суфийских орденов и др. Существует своеобразная иерархия "С."; имеется учение о скрытых "С.", живущих на земле при жизни каждого поколения, но ему неизвестных. Культ каждого распространяется по большей части лишь на определ. р-н, иногда достаточно обширный, или бытует только внутри определ. секты или определ. суфийского ордена. Существует обширная агиографич. лит-ра. Против культа "С." как нарушающего основы монотеизма выступали в раннем исламе мутазилиты, ханбалиты, в новое время - ваххабиты и нек-рые реформистские течения.

Иудаизму чужд культ "С.", но в возникшем в нем в 18 в. течении - хасидизме - функциями "С." наделены по-существу цадики, к-рые уже при жизни рассматриваются как посредники между богом и людьми; к ним как боговдохновенным совершаются паломничества за получением наставлений.

Лит.: Ранович A., Происхождение христ. культа святых, М. - Л., 1931; его же, Как создавались жития святых, M., 1961; Гольдциер И., Культ святых в исламе, пер. с нем., М., 1938; Климович Л. И., Обряды, праздники и культы святых в исламе, Грозный, 1958; Newman L. I. The hasidic anthology, N. Y., 1963.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое ""СВЯТЫЕ"" в других словарях:

  • Святые — «Святые» (Фра Беато Анджелико, XV век) Святой (от праслав. svętъ; мн. ч. святые) в христианстве (за исключением некоторых протестанстских конфессий) благочестивый и добродетельный человек, канонизированный церковью, являющий собой образец… …   Википедия

  • СВЯТЫЕ — СВЯТЫЕ, смотри в статье Святость. В католической и православной церквах акт причисления к лику святых называется канонизацией …   Современная энциклопедия

  • СВЯТЫЕ — особенно чтимые церковью лица за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры и обладающие даром чудотворства; посредники между Богом и людьми. Культ святых широко распространен в христианстве (в протестантизме отсутствует) и исламе …   Большой Энциклопедический словарь

  • Святые — мифические или исторические лица, которым в различных религиях приписываются «благочестие», «праведность», «богоугодность», посредничество между богом и людьми. Широко распространен куль святых в христианстве и исламе. Большой толковый словарь по …   Энциклопедия культурологии

  • Святые — СВЯТЫЕ, смотри в статье Святость. В католической и православной церквах акт причисления к лику святых называется канонизацией.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СВЯТЫЕ — люди, наделенные Богом за свою веру и добрые дела особым качеством святости и способностью творить чудо. В русском Православии имеются следующие чины святости: I. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ СВЯТЫЕ: Праведные общее наименование святых ветхозаветных. Патриархи… …   Русская история

  • Святые — это реально живущие (жившие) люди, свято чтившие, почитающие, сохраняющие на деле все догматы христианской веры. Это особенные люди, любящие Бога, имеющие связь и с Богом, и с миром. Святость этих, казалось бы обыкновенных людей, есть отражение… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • святые — лица, особенно чтимые церковью за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры и обладающие даром чудотворства; посредники между Богом и людьми. Культ святых широко распространён в христианстве (в протестантизме отсутствует) и исламе …   Энциклопедический словарь

  • святые —         С.ым (лат. sanctus, фр. saint, нем. Heilige) считается человек, удостоенный церковью этого звания, являющийся объектом официального церковного поклонения. Применительно к западному средневековью это формальное определение справедливо лишь …   Словарь средневековой культуры

  • Святые —    лик мужей и жен, благоугодивших Богу подвигами христианской любви и благочестия, трудами добродетельной жизни, живя в миру, в монастырях, в пустынях – все праведные, преподобные, святители, мученики, пророки и апостолы, благоверные, блаженные …   Православие. Словарь-справочник

  • Святые из Бундока — The Boondock Saints …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»