НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
совокупность политич., эконрмич., правовых, идеологич. и др. проблем, возникающих в ходе борьбы наций, народов за свою независимость, за благоприятные внутригос. и междунар. условия дальнейшего развития, а также в процессе установления равноправных, дружественных отношений между ними.

Н. в. - явление историческое: он возник в период становления наций, т. е. в период уничтожения феод. производств. отношений и замены их капиталистическими. Борьба угнетенных с угнетателями имела место и раньше, но она еще не носила нац. окраски. В отдаленном будущем Н. в. отомрет со слиянием, исчезновением наций. На разных этапах своего развития Н. в. имел различное содержание и значение.

В период ликвидации феодализма и победы капитализма с последней четверти 18 в. и до 1870 приобрели широкий размах нац.-освободит. движения в европ. странах и в амер. колониях, заселенных выходцами из Европы. Эти массовые народные движения возглавлялись буржуазией, к-рая стремилась обеспечить себе "свой" нац. рынок, и проходили под лозунгом создания бурж. нац. гос-в. Обосновывая теоретически это стремление, идеологи буржуазии сформулировали "принцип национальности" ("право наций"), к-рый толковался как необходимость создания при любых обстоятельствах "своего" нац. гос-ва - по принципу "одна нация - одно государство" (итальянец Манчини, француз Лоран, рус. А. Градовский и Н. Даниловский и др.). Подобное толкование "принципа национальности" означало переоценку нац. момента. К тому же этот принцип распространялся только на европ. народы и вовсе не связывался с борьбой народных масс за социальное освобождение. Буржуазия, а иногда и др. эксплуататорские классы использовали "принцип национальности" для отвлечения пролетариата от клас. борьбы путем переключения его энергии на борьбу национальную. Они всячески стремились воспрепятствовать интернационалистич. устремлениям пролетариата, разъединяя его националистич. предрассудками, разжиганием нац. вражды и ненависти. Однако в период бурж. революций и становления нац. бурж. государств "принцип национальности" сыграл нек-рую положит., прогрессивную роль в борьбе против остатков феод. раздробленности и нац. гнета. Так, напр., руководствуясь им, или аналогичными идеями, угнетенные народы Османской империи (болгары, сербы и др.) боролись против тур. гнета, венгры, чехи, словаки, поляки Австро-Венгрии - против габсбургской монархии, народы нац. окраин царской России - против царизма. Создание нац. гос-в в условиях господства капитализма оставалось наиболее прогрессивной формой решения Н. в. В 1775-83 завоевало независимость большинство англ. североамер. колоний, в 1810-26 восставшие южноамер. колонии сбросили испан. и португальск. иго и создали ряд независимых гос-в. В 1-й пол. 19 в. от пятивекового тур. господства освободилась Греция, получили внутр. автономию Сербия, а также Молдова и Валахия, позже объединившиеся в единое Румынское княжество. Последние годы этого периода в Европе ознаменовались воссоединением Германии и Италии. Борьбу за освобождение начинают и неевропейские народы. Индейцы, негры и метисы составляли основной контингент в армиях, изгнавших колонизаторов из Юж. Америки. С сер. 19 в. в антиколониальную освободит. борьбу начали включаться и народы Азии: восстание сипаев в Индии (см. Индийское народное восстание 1857-59), тайпинское восстание в Китае (1851-64) и др.

В период полного господства капитализма и превращения его в империализм (1871 -1917) буржуазия крупнейших европ. стран переходит к более широким колониальным захватам, завершает раздел мира (см. Колонии и колониальная политика) и отказывается от "принципа национальности". В этот период борьба угнетенных народов за свое освобождение продолжается не только в Европе, но разрастается также в Азии. С включением в эту борьбу народов колониальных и зависимых стран Н. в. из вопроса внутригос. превратился в междунар. вопрос об освобождении всех народов от империалистич. Порабощения. Пролетариат, ставший самостоят. политич. силой, выдвигает свою программу решения Н. в.

Основы пролетарской теории Н. в. заложили К. Маркс и Ф. Энгельс. Вскрыв социальную сущность нац. движений и тесную связь между борьбой за нац. освобождение и борьбой за освобождение рабочего класса, они показали, что интересы этой борьбы требуют нац. освобождения угнетенных народов, что, решая Н. в., пролетариат должен исходить из интересов своей борьбы против капиталистич. эксплуатации. На первый план они ставили принцип интернационализма - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Им же принадлежит знаменитая формула: "не может быть свободен народ, угнетающий другие народы" (Энгельс Ф., см. Соч., 2 изд., т. 18, с. 509). Маркс и Энгельс распространили требование о предоставлении нац. независимости и на колониальные народы, к-рые они рассматривали в качестве естеств. союзника пролетариата по революц. борьбе. Они считали, что пролетариат, взяв власть в свои руки, должен будет "как можно скорее привести к самостоятельности" колоний. Тем самым были заложены основы пролетарского принципа решения Н. в. - права народов и наций на самоопределение.

Лондонский конгресс 2-го Интернационала в 1896 принял резолюцию, в к-рой впервые был выдвинут марксистский лозунг о праве наций на самоопределение в качестве основы решения Н. в. Однако на последующих конгрессах 2-го Интернационала (Парижском 1900, Амстердамском 1904) никаких конкретных решений по нац.-колониальному вопросу принято не было.

Оппортунистич. лидеры 2-го Интернационала игнорировали указание Маркса и Энгельса о необходимости для пролетариата метрополий вести борьбу за освобождение народов колоний. Нек-рые деятели 2-го Интернационала выступили против основного принципа марксистской теории Н. в. - права наций на самоопределение: крайние правые (Э. Давид, Г. Кунов, ван Кол и др.) вообще его не признавали; К. Каутский на словах выступал за самоопределение наций; однако его заявление, что требовать "государственной самостоятельности" для каждой нации значило бы "требовать чрезмерного", приводило на деле к отрицанию права наций на самоопределение. А такие теоретики 2-го Интернационала, как О. Бауэр, К. Реннер и др., выступая за самоопределение, извращали это понятие, подменяя его так называемой "культурно-национальной автономией". Российским революц. марксистам во главе с В. И. Лениным пришлось вести упорную и напряженную борьбу, чтобы отстоять основные положения Маркса и Энгельса по Н. в., развить их применительно к новым историч. условиям. РСДРП вплотную занялась Н. в. в связи с выработкой программы. В написанном Лениным "Проекте программы Российской социал-демократической рабочей партии" (1902) в качестве основы решения Н. в. было выдвинуто право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного гос-ва. Этот принцип получил дальнейшую разработку в статьях Ленина - "О Манифесте армянских социал-демократов" (1903), "Национальный вопрос в нашей программе" (1903), "Рабочий класс и национальный вопрос" (1913), "Критические заметки по национальному вопросу" (1913), "О праве наций на самоопределение" (1914), "Социалистическая революция и право наций на самоопределение" (1916), "О брошюре Юниуса" (1916), "Итоги дискуссии о самоопределении" (1916). Различные аспекты Н. в. освещены в решениях "Августовского" ("летнего") совещания ЦК РСДРП(б) 1913 с парт. работниками и в др. парт. документах. Программа РСДРП по Н. в. освещалась также в работе И. В. Сталина "Марксизм и национальный вопрос" (1913), в работах С. Г. Шаумяна "Манифест "Союза армянских социал-демократов"" (1902), "Национальный вопрос и социал-демократия" (1906), "О национально-культурной автономии" (1914). Усилиями Ленина, росс. революц. марксистов уже до Окт. революции 1917 была создана цельная и стройная марксистская теория Н. в. Коммунистич. партия связала Н. в. с колониальным и с общим вопросом о социалистич. революции, разработала принцип самоопределения как основу решения Н. в.; научно обосновала положения о равноправии наций и языков, о других принципах решения Н. в. (социалистич. федерация и автономия и др.), о нац. культуре и т. д. Основные положения марксистско-ленинской теории Н. в. были положены в основу практич. деятельности и программных документов Коммунистического Интернационала.

Марксизм-ленинизм рассматривает Н. в. как подчиненный общему вопросу о социально-политич. развитии общества. На бурж.-демократич. этапе развития революции Н. в. рассматривался как часть общего вопроса о бурж.-демократич. революции, и его решение является подчиненным по отношению к задачам этой революции (ликвидация остатков феодализма и т. п.). Когда возникают условия для социалистич. преобразований, Н. в. является частью общего вопроса о социалистич. революции и подчинен задачам демократии и социализма. При этом марксисты-ленинцы считают, что Н. в. следует подчинять задачам демократии и социализма, взятым во всемирном масштабе. (См. Национально-освободительная революция). Это, конечно, ни в какой мере не означает недооценки Н. в. Рабочий класс, его марксистско-ленинские партии являются самыми последовательными борцами за справедливое решение Н. в., стойкими защитниками нац. суверенитета всех народов и наций.

В условиях капитализма для развития Н. в. характерны две противоположные тенденции: первая - пробуждение нац. жизни и нац. движений, борьба против всякого нац. гнета, создание нац. гос-в, и вторая - развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка нац. перегородок, создание интернац. единства капитала, экономич. жизни, политики, науки, мирового рынка и т. д. Первая тенденция проявляется сильнее в эпоху восходящего капитализма, вторая - в эпоху империализма. Однако реакц. буржуазия не хотела учитывать эти тенденции при решении Н. в. Перейдя к широким колониальным захватам и окончательно отказавшись от "принципа национальности", она надолго прервала процесс создания новых нац. гос-в в Азии и Африке, грубо поправ тем самым первую тенденцию. Неразрешимые противоречия породила для империализма и вторая тенденция, ибо он может "сближать" нации только путем насильственного их удержания в рамках единого целого. Развал многонациональной Австро-Венгрии, а позже Франц. союза, Британского сообщества - видоизмененных колониальных империй Англии и Франции и др. - свидетельство банкротства империалистич. насильств. объединения наций.

Марксизм-ленинизм учитывает обе тенденции: тенденцию к созданию нац. государств - признанием за нациями права на самоопределение; тенденцию к сближению наций - отстаиванием принципов добровольного их объединения, пролетарского интернационализма и солидарности трудящихся всех стран в борьбе против империализма. Марксизм-ленинизм заменил изживший себя "принцип национальности" принципом самоопределения народов и наций. В отличие от бурж. "принципа национальности", принцип самоопределения наций, во-первых, признает право самостоятельно решать свою судьбу не только за "цивилизованными" нациями, но за всеми без исключения народами и нациями; во-вторых, под правом на самоопределение подразумевает право не только на гос. отделение, но и на самостоятельное решение всех' вопросов своего внутр. устройства (выбор обществ. строя, свободное распоряжение природными богатствами и т. д.); в-третьих, исходит не из обязательности отделения, а из целесообразности отделения, рассматривая этот вопрос в качестве подчиненного основному вопросу - борьбе за социальное освобождение, за социализм; в-четвертых, ставит вопрос не только о формальном (правовом) равенстве наций, но и о достижении фактич. равенства (в экономич. и культ. обл.). Принцип самоопределения становится политич. основой нац.-освободит. движений, компасом при решении народами Н. в. Однако поскольку в период до победы Окт. социалистич. революции 1917 в России буржуазия почти повсеместно сохраняла за собой руководство нац.-освободит. движением, Н. в. решался еще на основе бурж. "принципа национальности".

В период 1871-1917 новые нац. бурж. гос-ва возникали только в Европе. В результате ряда нар. восстаний в порабощенных турками странах и войны России с Оттоманской империей получает независимость Болгария, подтверждается самостоятельность Сербии, Черногории и Румынии. В 1912 в ходе Первой балканской войны была провозглашена независимость Албании. В ряде стран Азии (Иран, Китай, Индонезия, Корея и др.) нац.-освободит. движение приобрело широкий размах, хотя в этот период и не привело еще к образованию новых самостоятельных гос-в.

В период общего кризиса капитализма, перехода народов на путь социализма (после Окт. революции 1917) нац.-освободит. движение охватывает Латинскую Америку, Азию и Африку. Его успехи теснейшим образом связаны с успехами авангарда мировых революц. сил - первого социалистич. гос-ва Сов. Союза, а затем и мировой системы социализма, а также с успехами рабочего движения в капиталистич. странах. Под влиянием положительного опыта социалистич. гос-в угнетенные империализмом народы все теснее начинают связывать борьбу за нац. освобождение с борьбой за социальное освобождение, за социализм. Социальный характер нац.-освободит. движения все более углубляется. Лозунг о праве нации на самоопределение повсеместно выдвигается трудящимися в качестве основы решения Н. в.

Победа Окт. революции наглядно показала огромные преимущества ленинской нац. программы. Народы всего мира увидели, что угнетение чуждо самой природе социалистич. гос-ва. В первых документах Сов. власти - Декрете о мире, Декларации прав народов России, Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и др. - были провозглашены следующие принципы нац. политики социалистич. гос-ва: право народов и наций на самоопределение, равенство и суверенность народов, отмена всяких нац. привилегий и ограничений, свободное развитие нац. меньшинств, социалистич. федерация. После Окт. революции Сов. правительство признало самостоятельность Польши, Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, сов. республик Белоруссии, Украины, Закавказья, входивших раньше в состав Росс. империи. Права тех народов, к-рые не пожелали отделиться, были конституционно гарантированы Сов. властью. Народы самостоятельных сов. республик убедились, что политика Сов. России не имеет ничего общего с угнетательской политикой царизма и, понимая преимущества крупных гос-в, со временем поставили вопрос об объединении в единое социалистич. многонациональное гос-во. Огромное значение для правильного решения Н. в. в рамках такого гос-ва имела работа Ленина "К вопросу о национальностях или об "автономизации"" (1922), в к-рой он выступил против ошибочной позиции Сталина, предлагавшего объединить сов. республики путем их вступления в РСФСР на основе их превращения в автономные ("автономизация"). Ленин отстоял принцип добровольного объединения независимых сов. социалистич. республик на началах полного равноправия в многонациональном сов. социалистич. гос-ве (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 356-62 (т. 36, с. 553-59)). Всенародное объединительное движение охватило все сов. республики и привело в 1922 к образованию Союза ССР. Отношения между союзными сов. социалистич. республиками строятся на основе принципа социалистич. федерации, в соответствии с к-рым каждая из союзных республик является суверенным гос-вом. Если нация или народность не может образовать союзную республику (в том случае, если она слишком малочисленна, не составляет большинства на занимаемой ею территории и т. д.), применяется принцип социалистич. автономии: нациям и народностям предоставляется терр. автономия в форме авт. республики, авт. области или нац. округа. Т. о., всем народам обеспечивается гос. самоуправление и защита их нац. интересов (развитие нац. культуры, школы, уважения нац. обычаев и религии и т. д.). Во всех областях обществ.-политич. жизни гражданам гарантируется пользование их родным языком. Последовательное соблюдение принципов марксистско-ленинской нац. программы позволило сов. народам решить Н. в. и создать крупное многонац. гос-во.

После Окт. революции нац.-освободит. движение усиливается. В этом движении все большую роль играет рабочий класс, руководимый коммунистич. партиями. Но и там, где нац. буржуазия еще сохраняла руководство движением, оно приобрело антиимпериалистич. направленность и стало составной частью мировых революц. сил. Продолжался процесс освобождения народов в Европе. На развалинах Австро-Венгерской империи возникли Чехословакия (1918) и Югославия (1918), была восстановлена независимая Польша (1918). Нац. гос-ва появились и в Азии. В 1921 образовалась Монгольская Народная Республика, к-рая первая начала развиваться в направлении к социализму, минуя капитализм. При поддержке Сов. государства отстояли свою независимость и укрепили свой суверенитет в борьбе с колониальными державами Афганистан, Турция и др.

После 2-й мировой войны 1939-45 начался новый подъем нац.-освободит. движения, к-рый в условиях изменения соотношения мировых сил в пользу социализма и при широкой поддержке со стороны СССР и др. социалистических гос-в непрерывно нарастал. Принцип самоопределения, продолжая оставаться основным политич. принципом коммунистич. партий по Н. в. и после 2-й мировой войны, благодаря усилиям Сов. Союза, поддержанным другими социалистич. и развивающимися странами, приобрел также характер обязательного для всех государств принципа междунар. права. Он включен в Устав ООН, в решения Бандунгской конференции гос-в Азии и Африки (1955), Белградской (1961) и Каирской (1964) конференций неприсоединившихся стран, во многие др. междунар. акты. Это, несмотря на упорное стремление империалистич. держав сузить и извратить этот принцип, создало более благоприятные междунар. условия для демократич. решения Н. в. Во многих странах и в этот период, вследствие слабости или отсутствия местного пролетариата, нац.-освободит. борьбу возглавляет нац. буржуазия, но марксистско-ленинская программа Н. в. оказывает на эту борьбу значит. влияние. В качестве главной движущей силы освободит. движения повсеместно выступают трудящиеся массы; в ряде стран руководство этим движением переходит к коммунистам или прогрессивным демократич. силам, разрабатывающим свои программы под все усиливающимся влиянием идей науч. социализма. В конце 50-х гг. в борьбу активно включились народы Африки. Одним из выражений процесса нац. освобождения народов явилось увеличение числа новых независимых гос-в. За два послевоенных двадцатилетия их возникло ок. 60. В тех странах, где имелись необходимые условия, нац.-освободит. революции переросли в революции социалистич. (КНР, КНДР, ДРВ, Куба). Количеств. изменения в развитии освободит. движения (рост числа освободившихся стран) привели к качественному скачку: к нач. 60-х гг. политич. надстройка колониальной системы империализма распалась.

Нац.-освободит. движение вступило в новый этап: теперь оно преследует цели не только нац. (упрочение политич. и достижение экономич. независимости), но и социального освобождения (ликвидация нищеты и невежества, участие нар. масс в управлении делами государства и т. д.). В связи с этим освобождающиеся народы отвергают капиталистич. путь и ставят задачу развития по некапиталистич. пути, в направлении к социализму. Вступление на некапиталистич. путь и последующий переход к социализму, ликвидируя социальные антагонизмы, устраняет почву, на к-рой возникают антагонистич. нац. противоречия, и открывает дорогу для равноправного развития наций или для формирования единой нации из разнообразных этнич. элементов населения данного гос-ва.

Империалистич. буржуазия, особенно США, пытается задушить развивающееся нац.-освободит. движение, прибегая к прямой воен. интервенции (напр., война США против вьетнамского народа).

В последние три десятилетия проблема защиты суверенитета наций вновь стала в очень острой форме во многих развитых капиталистич. гос-вах. Это произошло или в связи с нем.-фаш. и японской оккупацией в годы 2-й мировой войны, или в результате стремления империалистич. держав, прежде всего США, к экономич. и политич. закабалению народов посредством воен. блоков, кабальных экономич. союзов и др. подобных методов, или, наконец, вследствие обострения старых и возникновения новых нац. конфликтов под влиянием шовинистич. политики буржуазии господствующей нации. Империалистич. буржуазия пытается "решать" Н. в. либо путем насильственной ассимиляции наций и нац. меньшинств (Англия - в отношении населения Сев. Ирландии), либо путем сегрегации (США - в отношении негритянского населения), либо путем геноцида, т. е. насильственного уничтожения целых народов (фаш. Германия - в отношении евреев, поляков и др. во время 2-й мировой войны). Бурж. пр-ва, как правило, отказывают угнетенным нациям и народам в праве на терр. автономию, а нац. меньшинствам - в праве на их коллективную защиту, ограничиваясь лишь формальным провозглашением прав индивидуума. В результате такой политики отношения между народами, в течение веков жившими в рамках одного гос-ва, не улучшаются, а обостряются (конфликт между валлонами и фламандцами в Бельгии, между англо-канадцами и франко-канадцами в Канаде и т. д.). Борьба демократич. сил за справедливое решение Н. в. в капиталистич. странах затрудняется тем, что национализмом заражены и значит. слои трудящихся привилегированной нации, к-рым господствующие классы представляют существенные привилегии за счет трудящихся угнетенного народа (в США, Южно-Африканской Республике, Сев. Родезии белые рабочие получают в неск. раз более высокую заработную плату, чем цветные, выполняющие ту же работу; среди них в неск. раз ниже процент безработных и т. д.). Обострение Н. в. в развитых бурж. странах подтверждает известное положение марксизма о том, что в условиях капитализма справедливое, демократич. решение Н. в. обычно невозможно.

После 2-й мировой войны стремление реакц. сил США к мировому господству вызвало к жизни теории, начисто отрицающие принципы "национальности" и гос. суверенитета. Многие амер. бурж. социологи и юристы (X. Кельзен, Дж. Бёрнхем, Д. Грабер и др.) развивают в разл. вариантах идею создания "мирового государства", к-рое должно замаскировать господство США над др. странами. В оправдание этой реакц. идеи приводится довод, будто сохранение гос. суверенитета ведет к войнам. В действительности же не суверенитет, а попытки агрессоров нарушить его являются причиной войн и воен. конфликтов. Возникновение все новых нац. гос-в, неуклонное упрочение их независимости, принятие на 20-й сессии Ген. Ассамблеи ООН в 1965 по инициативе СССР Декларации о недопустимости вмешательства во внутр. дела гос-в подтверждают, что после распада колон. системы усилилась тенденция к упрочению суверенитета государства, а не к его ликвидации.

В условиях социализма происходит всестороннее развитие всех наций на путях их сближения и братской взаимопомощи. Страны народной демократии своей практикой подтвердили опыт решения Н. в. и дополнили его. Исходя из принципа самоопределения, пр-во Чехословакии согласилось с просьбой населения Закарпатской Украины о присоединении ее к Сов. Украине (1945). СССР поддержал воссоединение древнеславянских земель по pp. Одра (Одер) и Ныса-Лужицка (Нейсе) с Польшей, а также учел историч. и нац. интересы польского народа при уточнении сов.-польской границы.

Задачи строительства социализма и коммунизма настоятельно диктуют необходимость всестороннего сближения социалистич. наций, упрочения их сотрудничества, расширения социалистич. разделения труда; Стирание граней между классами и развитие коммунистич. обществ. отношений, указывается в Программе КПСС, усиливают социальную однородность наций, содействуют развитию у них общих черт, дальнейшему укреплению взаимного доверия и дружбы между ними. Однако стирание нац. особенностей - процесс длительный, и эти особенности сохранятся еще надолго. Развитие любого многонационального общества, в том числе и социалистич., порождает новые проблемы и противоречия. Ранее отсталые народности формируются в нации, изменяются условия их жизни, в результате перемещений значит. масс населения меняется нац. состав республик и т. д. Однако в социалистич. обществе новые нац. проблемы и противоречия не носят антагонистич. характера и решаются в духе братского сотрудничества. Пока же существуют нац. и гос. различия между народами и странами, задача коммунистов, как указывал Ленин, состоит не в их игнорировании, а в таком применении основных принципов марксистского учения, к-рое бы правильно приспособляло, применяло их к нац. и государств. особенностям (см. Полн. собр. соч., 5 изд.. т. 41, с. 77 (т. 31, с. 72)). Поэтому КПСС, другие братские партии не допускают ни игнорирования, ни раздувания этих особенностей; они проводят в жизнь принципы интернационализма, ведут борьбу против пережитков бурж. национализма, шовинизма, нац. обособленности, добиваются дальнейшего сплочения народов социалистич. стран. Использование опыта решения Н. в. в СССР и в других социалистич. странах дает возможность и др. народам избежать острых конфликтов на нац. почве и т. о. ускоряет их движение по пути прогресса.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Отчет генерального совета Четвертому ежегодному конгрессу МТР, там же, т. 16; его же, Генеральный совет - Федеральному совету романской Швейцарии в Женеве, там же; его же, Письмо Л. Кугельману, 29 ноября 1869, там же; его же, Письмо З. Мейеру и А. Фогту, 9 апреля 1870, там же т. 32; Энгельс Ф., Какое дело рабочему классу до Польши?, там же, т. 16; его же, О разложении феодализма и развитии буржуазии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XVI. ч. 1, М., 1937; Ленин В. И., О нац. и нац.-колониальном вопросе, М., 1956; его же, Доклад комиссии по нац. и колониальному вопросам, т. 31; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 1-2, М., 1954; Программа и Устав Коммунистич. Интернационала, М., 1937, с. 35; Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм. Док-ты Совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий..., М., 1960; Программа КПСС, М., 1965; История международного рабочего и нац.-освободительного движения, ч. 2, М., 1962; Джандильдин Н., Коммунизм и развитие нац. отношений, M., 1964; Дьяков А. М., Нац. вопрос в современной Индии, М., 1963; Кравцев И. Е., Пролетарский интернационализм, отечество и патриотизм, К., 1965; Новейшая история Африки, М., 1964; Сталин И. В., Национальный вопрос и ленинизм, Соч., т. 11; Старушенко Г. Б., Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике Сов. Союза, М., 1960; Шаумян С. Г., Избр. произведения, т. 1, М., 1957, с. 14-18, 132-161, 417-460, 509-512.

Г. Б. Старушенко. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС" в других словарях:

  • Национальный вопрос — вопрос о взаимоотношениях (экономических, территориальных, политических, государственно правовых, культурных и языковых) между нациями, национальными группами и народностями, вопрос о причинах возникновения противоре­чий между ними. Выделяются… …   Политология. Словарь.

  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС —         овокупность политич., экономич., правовых, идеологич. и культурных отношений между нациями, народностями, нац. (этнич.) группами в различных обществ. экономич. формациях. Н. в. возникает в эксплуататорском обществе в ходе борьбы наций и… …   Философская энциклопедия

  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС — совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различные исторические эпохи …   Большой Энциклопедический словарь

  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС — НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС, совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями (см. НАЦИЯ), национальными группами и народностями (см. НАРОДНОСТЬ) в различные исторические эпохи …   Энциклопедический словарь

  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС — англ. national problems/question; нем. nationale Frage. 1. Комплекс специфических проблем, связанных с нац. гнетом и неравенством и их ликвидацией. 2. Проблемы полит., экон., территориальных, правовых, идеол. и культ, отношений между нациями,… …   Энциклопедия социологии

  • Национальный вопрос —         совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между Нациями, национальными группами и народностями (См. Народность) в различных общественно экономических формациях. В… …   Большая советская энциклопедия

  • национальный вопрос — в Африке. Н. в. стоит остро в большинстве африканских государств и его нерешённость оказывает существенное влияние как на внутриполитическую жизнь, так и на осуществление различных мероприятий социального, экономического и культурного характера.… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Национальный вопрос —   Публицистическое выражение, используемое для обозначения круга проблем, связанных с отношениями между национальностями (нациями, народностями, этническими группами и т. д.), взаимодействующими, как правило, в рамках единого многонационального… …   Словарь социолингвистических терминов

  • национальный вопрос — Обозначение в публицистике круга проблем, связанных с отношениями между нациями, народностями, этническими группами и т.п., взаимодействующими в рамках многонационального государства в социально экономической сфере, сферах культуры, языка, в… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Национальный вопрос —    Обозначение в публицистике круга проблем, связанных с отношениями между нациями, народностями, этническими группами и т.п., взаимодействующих в рамках многонационального государства в социально экономической сфере, сферах культуры, языка, в… …   Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»