Ограничение свободы слова в Российской Федерации


Ограничение свободы слова в Российской Федерации

Ограничение свободы слова в Российской Федерации

Цензура
Censored
По странам

Белоруссия
Великобритания
Германия

Иран
СССР
США

См. также: Свобода слова по странам
По СМИ

Реклама
Аниме
Запрещённые книги
Запрещённые фильмы
Радиоцензура

Интернет
Музыка
Видеоигры
Сожжение книг
Почтовая цензура

По каналам

BBC

MTV

По методам

Предварительная цензура
Последующая цензура
Карательная цензура
Самоцензура
Заговор молчания
Политкорректность
Задержка вещания
Система контроля за содержимым
Пикселизация
Глушение

По контексту

Корпоративная цензура
Фашистская цензура
Политическая цензура
Религиозная цензура

Свобода слова в России — гарантируемое Конституцией Российской Федерации право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно публикуемым мнениям ряда организаций, политических деятелей, журналистов, писателей и других лиц, свобода слова в России ограничена[1][2]. Некоторые заявляют, что свобода слова в России отсутствует[3][4][5][6][7][8][9].

Содержание

Правовые основы

Конституционные нормы и международные договоры

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации:

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Ратифицированная Россией в 1998 году Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает обеспечение права на свободу выражения мнения (статья 10):

  1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.
  2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определёнными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Законодательство

Введённые Конституцией и Европейской конвенцией положения о защите свободы слова и о допустимых её ограничениях реализованы в законодательстве России, в том числе в федеральных законах «О средствах массовой информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», в законе РСФСР «О языках народов Российской Федерации», в части IV Гражданского кодекса РФ, в законе «О государственной тайне», федеральных законах «Об обязательном экземпляре документов», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О рекламе», «О связи», «О коммерческой тайне», «О персональных данных», «Об архивном деле в Российской Федерации».

Правовые нормы, утверждающие свободу слова

Закон «О средствах массовой информации» в статье 3 подтверждает конституционную норму о недопустимости цензуры, которая определяется как «требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей» и запрещает создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

Закон «О связи» предусматривает право пользования услугами связи и обеспечивает тайну связи.

Ответственность за незаконное ограничение свободы слова

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (статья 140) и за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (статья 144).

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (статья 5.39) воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (статья 13.16) и воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (статья 13.18).

Правовые нормы, ограничивающие свободу слова

Статья 4 закона о СМИ описывает ограничения на реализацию свободы слова, запрещая использование СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости», запрещает распространение информации о запрещённых за экстремизм организациях и о способах производства и местах приобретения наркотиков, и ограничивает работу журналистов при освещении контртеррористических операций.

История свободы слова в России

Пример дореволюционной цензуры (1886), зацензурированные места заменены точками для сохранения набора

В России до начала XIX века свобода выражать свои убеждения была только у монарха. В 1804 году император Александр I подписал новый цензурный устав, являвшийся инструкцией для цензоров, который гласил, что цензура вводится «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». Подчёркивалось, что двусмысленные места следует толковать «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели преследовать». На практике эти рекомендации игнорировались, и правление Александра I (в особенности после 1812 г.) характеризовалось весьма жёсткой цензурой. Более заметное ослабление ограничений на свободу печати произошло в 1855—1861 гг. в период правления императора Александра II. В особенности оно коснулась изданий университетов, которые были освобождены от ведомственной цензуры. Обе «оттепели» оказались скоротечными и проводились сверху, с целью повышения лояльности общества режиму самодержавия, а также ради создания условий для модернизации страны. В 1917 г. Февральская революция поначалу отменила цензурные ограничения, однако они были восстановлены уже в августе после попытки мятежа под предводительством Л. Г. Корнилова.


Свобода слова в СССР

Разрешение на вывоз рукописи за границу СССР. Учёным было необходимо получать его даже на собственные рукописи и дискеты с собственноручно созданными файлами.
Основная статья: Цензура в СССР

Ограничения свободы слова в СССР носили в первую очередь идеологический характер. Основными объектами цензуры были: антисоветская пропаганда (в которую включалось всё, что не соответствовало текущим идеологическим установкам), военные и экономические секреты (включая, например, информацию о местах заключения), негативная информация о состоянии дел в стране (катастрофы, экономические проблемы, межнациональные конфликты, отрицательные социальные явления, статистика по самоубийствам и так далее), а также любая информация, которая могла вызвать нежелательные аллюзии.

Правящая в СССР коммунистическая партия провозглашала «социально-политическое и идейное единство общества»[10], а идеологический плюрализм отвергался в принципе:

«ленинская партия… непримиримо выступает против любых взглядов и действий, противоречащих коммунистической идеологии»[11]

.

Большинство исследователей отмечает тотальный характер советской цензуры и подчинение цензурных органов контролю со стороны коммунистической партии.[12][13][14] Правозащитники утверждали, что цензурная практика нарушала международные обязательства СССР[15][16].

Жёсткая цензура была введена большевиками вскоре после захвата власти в России. 27 октября (9 ноября) 1917 года Совнаркомом был выпущен «Декрет о печати»[17], по которому с октября 1917 по июнь 1918 были закрыты или прекратили существование более 470 оппозиционных газет.[18] Все полиграфические мощности, запасы бумаги, кино- и фотопромышленность были национализированы.

В дальнейшем цензура была усилена и централизована. В 1922 году было создано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит) с целью «объединения всех видов цензуры печатных произведений»[19] Формально Главлит подчинялся Наркомпросу, а с 1946 года — Совету министров СССР, но реально цензура всегда контролировалась органами коммунистической партии.[20] Проводились массовые изъятия и уничтожения идеологически «вредных» книг, а к 1926 году в крупных библиотеках были созданы спецхраны, где находилась литература, доступ к которой предоставлялся по специальному разрешению.[21].

Зарубежные музыкальные группы и исполнители, запрещённые в СССР в 1985 году

Период с 1930 по 1953 годы Арлен Блюм назвал «эпохой тотального террора».[22], а Геннадий Жирков — временем «тотальной партийной цензуры».[23] В эти годы окончательно сложилась многоуровневая система цензуры — от самоцензуры до партийного контроля за цензорским аппаратом, запрету были подвергнуты не только любые произведения репрессированных авторов, но даже упоминания о них. Целые направления в науке (особенно в гуманитарной сфере) оказались под запретом.

После смерти Сталина произошло незначительное общее ослабление цензурных ограничений (так называемая «Хрущёвская оттепель»), однако позже примерно с 1964—1966 года запреты вновь усилились. Цензура эпохи застоя вновь стала неотъемлемым элементом советской пропагандистской машины, теперь игравшей в большей степени консервативно-охранительные функции. Развернулась активная борьба с аллюзиями, реминисценциями и прочими формами иносказаний. Цензурировалось фактически не то, что было написано, сказано и показано, а то, что могли об этом подумать читатели, слушатели и зрители.[24][25] Проводилось активное подавление помехами зарубежных коротковолновых радиостанций, вещавших на СССР (см. Вражеские голоса).

Одним из существенных элементов цензуры были статьи Уголовного кодекса РСФСР № 70 («антисоветская агитации и пропаганда») и № 190-1 («распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский строй»). По этим статьям по данным КГБ СССР с 1958 по 1966 годы было осуждено 3448 человек, а с 1967 по 1975 годы — ещё 1583 человека[26].

Радикальное улучшение положения со свободой слова началось после того, как в начале 1986 года на XXVII съезде КПСС М. С. Горбачёв объявил, что «принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении».[27] Это означало возможность обсуждать множество ранее запретных тем, критиковать те или иные органы власти.

12 июня 1990 года Верховным Советом СССР был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», в котором было прямо указано, что «Цензура массовой информации не допускается»[28].

Свобода слова при Ельцине

После падения КПСС и распада СССР, в начальный период (1991—1993 гг.) правления Президента Б. Н. Ельцина, уровень свободы на СМИ оставался на уровне 1990—1991 г.[29] Центральное телевидение регулярно озвучивало критику действий чиновников всех рангов и других государственных служащих. На критике госчиновников прославилась программа «Куклы». Гласность и многопартийная система значительно расширили спектр обсуждаемых обществом вопросов в 1990-х годах. С отменой цензуры учёные, журналисты и депутаты затрагивали тему контроля общества над силовыми структурами, давали новый взгляд на историю царской России, Февральской, Октябрьской революций, Гражданской войны, ленинских и сталинских реформ и репрессий, Великой отечественной войны и других событий советского периода. Хотя КПСС была отстранена от власти и позже распущена, коммунистическая и националистическая оппозиции имели достаточно возможностей для вовлечения значительной части членов Государственной думы и зрительской аудитории.

В марте 1993 года программа «600 секунд» не вышла в эфир, вместо традиционного антипрезидентского сюжета был продемонстрирован репортаж о митинге в поддержку Ельцина на Дворцовой площади. Программа не вышла по приказу директора Федеральной телевизионной службы (ФТС) Бэллы Курковой. Сотрудники программ сообщили, что за час до эфира аппаратная и эфирная студии были блокированы милицией. Редакция программ сделала заявление в адрес Ельцина, где говорилось, что «это полностью дискредитирует ваши указы, в частности, указ о свободах для средств массовой информации». Действия Федеральной телевизионной службы были названы «грубым подлогом», а её руководство — «холопами, трусами и подлецами», «такими же, как их президент»[30]. Председатель комитета Верховного Совета по средствам массовой информации Владимир Лисин назвал приостановление программы введением политической цензуры[31]. После разгона Верховного Совета России осенью 1993 года программа была закрыта властями.

C 25 сентября 1993 года были сняты с эфира или подверглись цензурным ограничениям программы «Человек недели» с участием Александра Руцкого, «Красный квадрат» с участием Валерия Зорькина, «Времечко», куда в прямом эфире пытался дозвониться Олег Румянцев, а также другие передачи, где звучала критика в адрес Ельцина. Как писал «Коммерсантъ», в нарушение Закона о средствах массовой информации был приостановлен выпуск «Российской газеты» и других изданий, учреждённых Верховным советом. Бывший пресс-секретарь Ельцина Павел Вощанов отметил: «Этому режиму не нужна свободная пресса»[32].

В период разгона Ельциным российского парламента осени 1993 года были закрыты как минимум десять газет в Москве, и на два дня была введена предварительная цензура других изданий, которые обязали перед публикацией представлять свои материалы на проверку в правительство[33].

Цензурные ограничения касались преимущественно ответственности спецслужб и партийной номенклатуры (от В. И. Ленина до собственно правящей элиты) за «преступления советского режима», что широко не обсуждалось. Также, к середине 1996 г. оппозиция практически утратила доступ к телевидению[34].

Публицист Константин Крылов отмечал: «При Ельцине цензура и пропаганда действовали не хуже, а куда лучше нынешних. Просто они были временно переданы в частные руки. Разумеется, не самим ебном, а настоящими режиссёрами спектакля, в котором Ельцин отыгрывал свою роль. Но цензура была настолько плотная, что неугодному автору не было ну ни малейших шансов протолкнуться даже вместо с толпой. Да, выходило множество всяких изданий, но все они были на один фасон и писалось в них, в общем-то, одно и то же. За исключением нескольких специально отведённых резерваций, типа газеты „День“ (которая „Завтра“), ничего сколько-нибудь противоречащего генлинии агитпропа не допускалось даже в мелочах. Везде сидели люди с длинными носами и нюхали текст, не содержится ли там какая крамола. Доходило до идиотизма — например, невинное фэнтези одного очень популярного писателя вызвало подозрение в антисемитизме, так как на одной из иллюстраций был изображён отталкивающего вида гном, которого держал за шкирман герой славянской наружности. Писателю пришлось объясняться, чтобы не поиметь проблем с издательством… И это никого не удивляло — поскольку таковы были стандарты»[35].

В июне 1998 года в Калмыкии была убита главный редактор единственной местной оппозиционной газеты «Советская Калмыкия сегодня» Лариса Юдина. Одним из её убийц оказался бывший сотрудник администрации президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова[36]. Газета «Коммерсант» отмечала: «Травля газеты, в которой работала Юдина, началась фактически с приходом Илюмжинова к власти. Сначала „Советскую Калмыкию“ пытались купить. Когда это не удалось, её сотрудников начали запугивать. В конце концов власти создали газету-двойник с таким же названием. Ларисе Юдиной пришлось перерегистрировать свое издание, после чего она стала называться „Советская Калмыкия сегодня“. Но и после этого террор против редакции не прекратился — распространителей избивали (на днях пострадал очередной из них), а саму газету конфисковывали. Власти увольняли тех, кто сдавал редакции в аренду помещения, помогавших изданию коммерсантов разоряли»[37].

Тем не менее период правления Ельцина многие считают очень свободным и демократическим в плане свободы слова[38][39].

Свобода слова при Путине

Динамика международного индекса свободы прессы в странах Большой восьмерки по данным организации Репортёры без границ. Чем выше индекс, тем менее свободна пресса.

По мнению отечественных и зарубежных критиков президента В. В. Путина, его приход к власти в 2000 г. сопровождался ухудшением свободы прессы и СМИ. Основные источники информации для населения — центральные каналы телевидения ОРТ, РТР и НТВ — оказались под контролем государства, которое проводит на них политику, несовместимую с плюрализмом. Следует отметить, что в российском обществе до сих пор распространено мнение о необходимости политической цензуры (по данным Левада-центра)[40], по данным же ВЦИОМ большинство хочет ограничить такие темы как порнография и насилие, в то время как за политическую цензуру выступают только 7 % [41]. Положительно относится к цензурным ограничениям ряда культурных тем политолог Сергей Кара-Мурза[42].

Согласно отчётам международной организации «Репортёры без границ», насилие (в частности, убийство известных журналистов Анны Политковской и Пола Хлебникова) представляет основную угрозу свободе слова в России. По мнению организации, даже когда это насилие не исходит от представителей власти, она всё равно несёт ответственность. Одни независимые газеты вынуждены были закрыться в результате наложения на них огромных штрафов, другие подвергаются давлению с требованием прекратить обсуждение вопросов, существенных для имиджа властей. Регулирующее СМИ законодательство не соответствует европейским стандартам. Всё это приводит к вынужденной самоцензуре на подавляющем большинстве СМИ [43].

Комитет защиты журналистов утверждает, что во время правления Путина было убито 13 журналистов и убийцы до сих пор не найдены [44][45], (хотя тут следует оговориться, что, например, убийства Ильи Зимина и Константина Боровко произошли на бытовой почве. Предполагаемого убийцу Зимина сейчас судят в Молдавии, а суд над убийцами Боровко уже закончен [46], что не указано в отчёте комитета защиты журналистов). Точное количество убитых журналистов в России с момента распада СССР неизвестно. Приводятся разные цифры. Российский Союз журналистов и Фонд защиты гласности обнародовали данные, что с 1993 по 2007 год в России было убито 214 журналистов[47]. Аналитик Международной федерации журналистов Джон Кроуфут пишет что с 1994 года по 2009 год в России были убиты 150 журналистов[48]. Депутат Госдумы четвертого созыва Борис Резник сказал: «Убийство журналистов в России стало явлением масштабным и пугающим»[49].

Отвечая на критику, В. Путин утверждал, что в 1990-е свободы прессы как таковой не было, поскольку национальные каналы телевидения находились под контролем олигархических групп. Он также отрицал, что государство осуществляет контроль над телерадиокомпаниями, кабельным телевидением и интернетом. По мнению Путина, чисто государственным является только канал ВГТРК, который выражает государственную точку зрения. В АО «Первый канал» участвуют иностранные инвесторы, а НТВ принадлежит компании «Газпром», которая только на 51 % является государственной[50][51].

Акции по ограничению свободы слова на федеральном уровне

Историки Владимир Прибыловский и Юрий Фельштинский утверждают, что «дело Бабицкого» было первым эпизодом борьбы Путина со свободой слова. Далее они отмечают только до конца 2003 г. и только на федеральном уровне (не считая преследования региональных СМИ) следующие акции, которые, по их мнению, являются эпизодами борьбы со свободой слова:

  • февраль 2000 — «дело Хинштейна» (попытка МВД посадить в психиатрическую больницу или возбудить уголовное дело против журналиста «МК» А.Хинштейна за его давние разоблачительные статьи против ведомства и лично министра В.Рушайло);
  • апрель-май 2001 — разгром «старого» НТВ;
  • декабрь 2001 — осуждение за шпионаж журналиста-эколога Григория Пасько,
  • 2002 — «дело ТВ-6»;
  • май 2002 — попытка закрытия «Новой газеты» с помощью иска Межпромбанка;
  • июнь 2002 — закрытие «Лимонки»
  • июнь 2002 — закрытие «Общей газеты»;
  • сентябрь 2002 — обыск в издательстве «Ad Marginem» по обвинению в распространении порнографии (её усмотрели в романе Сорокина); как полагают Прибыловский с Фельштинским, ссылаясь на слухи, обыск был проведён из-за публикации романа А.Проханова «Господин Гексоген», в котором они увидели обвинения Путина во взрывах домов [52];
  • ноябрь 2002 — обыск в редакции газета «Версия»;
  • февраль 2003 — закрытие «старых» «Новых Известий»;
  • февраль 2003 — чистка на «новом» НТВ;
  • май-июнь 2003 — поправки к закону о СМИ;
  • сентябрь 2003 — отъем помещения у журнала «Новое время»;
  • июнь 2003 — закрытие ТВС;
  • сентябрь-декабрь 2003 — предвыборные цензурные репрессии против печатных СМИ;
  • сентябрь-декабрь 2003 — предвыборное усиление цензуры на телевидении [52].
  • февраль 2006 — закрытие «Генеральной линии»

Ограничение свободы слова во время правления Путина критикуется многими правозащитными организациями. Так, международная правозащитная организация «Репортёры без границ» опубликовала в 2006 году доклад о положении средств массовой информации в России. Правозащитники утверждают, что правительственный контроль над телеканалами в 2005 году ужесточился. Угроза насилия является наибольшей опасностью для свободных журналистов [43][53]. Также ранее данная организация отмечала ущемления свободы слова в России [54].

Закрытие региональных СМИ

  • Закрытие газеты и интернет-сайта «Зырянская жизнь» беломорским управление Росохранкультуры (Архангельск) по обвинению в пропаганде национализма (статья, вызвавшая недовольство властей). Главный редактор Сергей Сорокин обвинение отрицает и заявляет, что газета была закрыта за критику власти. 5 июня 2007 г. Верховный суд Республики Коми отказал Беломорскому управлению Росохранкультуры в удовлетворении искового заявления о прекращении деятельности газеты «Зырянская жизнь» и признании недействительным свидетельства о ее регистрации. 11 июня сайт «Зырянской жизни» возобновил обновление материалов.[55]

Преследование независимых журналистов

В 2001 году Путин занял 22 место в списке 30 худших врагов прессы организации «Репортёры без границ» и 5 место в списке 10 худших врагов прессы международного Комитета защиты журналистов. В 2004 г. Freedom House поставила Россию по уровню свободы печати на 147-е место из 193-х[56].

Как заявил Леонид Парфенов, если при Ельцине случаи возбуждения уголовных дел против журналистов и СМИ носили единичный характер и сопровождались большим скандалом, то при Путине они быстро вошли в практику; по подсчетам Центра Экстремальной Журналистики в 2000 году конфликтов, связанных с обвинениями журналистов в уголовных преступлениях, было 19, в 2001 году — 31, в 2002 г. — 49, в первой половине 2003 года — более 20[56].

Путина и силовые структуры обвиняют в похищении журналиста Андрея Бабицкого в начале 2000 г[57][58].

Кроме того, ФСБ и Путин обвинялись в отравлении (несмертельном) журналистки Анны Политковской в сентябре 2004 года (при ее попытке поехать в Беслан) [59]; а также позднее в ее убийстве в 2006 году [60].

Также некоторые называют среди «акций против журналистов», проведённых при Путине — арест грузинской журналистки Наны Лежава в Беслане в сентябре 2004 г., причём заявляют, что Лежава подверглась воздействию психотропных средств в офисе ФСБ, что вызвало опасные для здоровья последствия. Сторонники этого мнения настаивают, что причиной этого явилась прямая трансляция Лежава во время штурма школы, когда Лежава заявила в эфир, что первый взрыв произошел с внешней стороны спортзала и таким образом был результатом действий федеральных сил [61].

В настоящее время некоторые журналисты и редакторы независимых интернет-ресурсов просят политическое убежище за границей, поскольку, как они утверждают, нарушение их прав в РФ стало вопиющим. В качестве примера тому называют уголовное дело, возбужденное против сайта «Ингушетия.ру» и его главреда Розы Мальсаговой, которая в июле 2008 г. покинула Россию [62] вместе с тремя малолетними детьми, чтобы найти убежище в ЕС.

31 августа 2008 года в Ингушетии выстрелом в висок был убит известный оппозиционный журналист, владелец сайта «Ингушетия.Ru» Магомед Евлоев. Согласно официальной версии[63], выстрел был произведен случайно одним из сотрудников МВД, которые задержали Евлоева в аэропорту города Магас. Магомед Евлоев скончался, не приходя в сознание, в ингушской республиканской клинической больнице. Обвинение в убийстве Магомеда Евлоева было предъявлено начальнику охраны министра внутренних дел Ингушетии Ибрагиму Евлоеву.[64]

Ограничения свободы слова

Официально цензура в России отсутствует, соответствующих государственных органов не существует, специального разрешения на публикацию от такого рода органов не требуется. Однако публикации печатных изданий, музыкальных произведений, фильмов, иных произведений, могут быть запрещены решением суда, если такие произведения будут признаны экстремистскими (разжигающими социальную, национальную, религиозную, расовую рознь, призывающими к насильственному свержению власти и так далее) или порнографическими.

С июля 2007 года в РФ каждые полгода публикуется Федеральный список экстремистских материалов (признанных судом экстремистскими за прошедшие полгода). В этот список входят печатные издания, музыкальные альбомы, кинофильмы.[65]

Постановление Главы города Вологды Е. Б. Шулепова № 1310 от 18 марта 2009 года обязало редактора газеты «Вологодские новости» (муниципальное унитарное предприятие)

3.26. Представлять на утверждение начальнику управления массовых коммуникаций и общественных связей Управления делами Администрации города Вологды макет нового выпуска газеты до отправления его в типографию, с которой заключен договор, для печати.[66]

Возможные проявления цензуры на телевидении

Файл:Russia Censorship.jpg
Опрос ВЦИОМ о цензуре в российских СМИ за 2008 год[67] в представлении Независмой газеты.[68] Доля сторонников политической цензуры не определена; в аналогичном опросе 2006-го года "цензурировать политические программы предлагают всего 9% опрошенных".[69]

НТВ: цензура эфира и закрытие телепрограмм

Сатирическая программа «Куклы» использовавшая куклу Путина для создания сатирических сюжетов, была закрыта по поручению кремля в 2002 году[70]. 16 ноября 2003 года из программы «Намедни» на телеканале НТВ был вырезан сюжет, посвящённый книге журналистки Елены Трегубовой «Байки кремлёвского диггера». В своей книге журналистка нелестно отзывалась о тогдашнем президенте России Владимире Путине. Программа в полном объёме была транслирована на дальневосточные регионы страны, после чего по приказу генерального директора НТВ Николая Сенкевича сюжет о книге был исключен из передачи.[71]

По факту этого события Союз журналистов обратился к Генеральному прокурору Владимиру Устинову с просьбой возбудить уголовное дело против Николая Сенкевича по статье 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»,[72] но прокуратура не поддержала обращение.
Сам Николай Сенкевич объяснял свое решение о снятии сюжета тем, что «НТВ не отхожее место, где есть место хамству и пошлости».[73]

28 мая 2004 года заместитель генерального директора НТВ по информационному вещанию Александр Герасимов потребовал снять из эфира программы «Намедни» интервью с вдовой убитого в Катаре чеченского террориста и бывшего де-факто президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева. Текст интервью был также удален с сайта НТВ, а также был вычищен интернет-форум телепрограммы, где телезрители обсуждали запрещенный к показу сюжет.[74] Ведущий «Намедни» Леонид Парфёнов заявил, что Александр Герасимов запретил показ интервью по просьбе представителей российских спецслужб.[75]

Александр Герасимов не отрицал, что подобная просьба к нему поступала: «Была устная просьба о том, чтобы не давать в эфир ничего, касающегося хода судебного разбирательства, так как, считают спецслужбы, это может повлиять на решение, которое вынесет суд Катара».

1 июня 2004 года Леонид Парфёнов был уволен с телеканала НТВ «по сокращению штатов», а программа «Намедни» была закрыта. Одновременно с этим был закрыт сайт программы, а также форум «Намедни» на сайте телеканала НТВ. По заявлениям NEWSru.com, принадлежащего Владимиру Гусинскому, бывшему владельцу НТВ, все обсуждения этих событий планомерно удалялись с общих форумов сайта телеканала.[76]

В июле 2004 года на телеканале НТВ была закрыта информационно-развлекательная программа «Красная Стрела».[77]. Руководство телеканала мотивировало снятие программы с эфира дороговизной проекта. «Красная стрела» дважды награждалась телевизионной премии ТЭФИ. Впервые получая этот приз в 2002 году, один из ведущих программы Алексей Колган, озвучивавший Хрюна Моржова, пошутил: «На эти статуэтки мы со Степкой будем пялиться, когда нас закроют». Второй раз телеакадемики отметили «Красную стрелу» премией ТЭФИ в сентябре 2004 года, уже после закрытия программы.[78]

9 июля 2004 года в последний раз вышел в эфир выпуск общественно политического ток-шоу «Свобода слова» Савика Шустера. В течение полутора недель пресс-служба и руководство НТВ не подтверждали слухи о закрытии программы, но «Свобода слова» с того времени навсегда покинула эфир телеканала НТВ. 19 июля 2004 года в интервью газете «КоммерсантЪ» генеральный директор НТВ Владимир Кулистиков объяснял причины закрытия программы тем, что она «воспринималась как клуб „пикейных жилетов“», которые «доказывали один тезис: Путин — не голова», а также тем, что «люди статусные» в эфире «Свободы слова» «оставались в меньшинстве», и любой «испытанный боец-краснобай из правых или левых» мог хорошо поставленным голосом настроить публику против «робкого и немного косноязычного представителя парламентского большинства».[79]

Британская газета «The Times» в июле 2004 года приводила слова главы Союза журналистов России Игоря Яковенко, который так прокомментировал закрытие «Свободы слова»:

«Это последний этап превращения НТВ в обычный государственный канал. Теперь телезрители могут выбросить пульты за ненадобностью, потому что все каналы будут одинаковы»[80][81]

Президент фонда «Академия российского телевидения» Владимир Познер в интервью газете «Время новостей» заявил:

«Снятие с эфира таких программ, как „Красная стрела“, „Свобода слова“, „Намедни“, — это безобразие. Они имели прекрасный рейтинг и были сделаны отличным образом на хорошем, а иногда блистательном профессиональном уровне».[82]

Купюры в телетрансляции ТЭФИ

24 сентября 2004 в трансляции церемонии вручения ТЭФИ на канале НТВ была отцензурирована речь президента телекомпании Ren-TV Ирены Лесневской, в эфире осталась лишь первая и последняя фраза выступления. В эфир не попали, в частности, такие слова Ирены Лесневской: «… И в течение многих лет мы проповедуем только одно: мы не прокуроры, не партия, мы свободные люди в свободной стране. Говорим то, что видим, у нас своя правда, а не та, что нам указывают сверху».[83]

23 ноября 2006 года из трансляции на телеканале СТС церемонии вручения ТЭФИ были вырезаны слова благодарности в адрес опальных олигархов Владимира Гусинского и Игоря Малашенко.[84] Во время церемонии награждения лауреат премии Андрей Норкин поблагодарил бывших владельцев НТВ за то, что они создали RTVi (на этом спутниковый канале выходила информационная программа Андрея Норкина, которая была удостоена премии).

21 сентября 2007 года во время телетрансляции ТЭФИ подверглась цензуре речь гендиректора телекомпании «Совершенно секретно» Этери Левиевой, получавшей приз за фильм «Анна Политковская. Последнее интервью». Этери Левиева закончила своё выступление словами благодарности в адрес «Пятого канала»: «Спасибо, что остались еще телеканалы, где мы можем показывать такие фильмы». В эфире СТС осталась только благодарность директору «Пятого канала», а последняя фраза была отрезана.[85]

Телеканал «Россия»: Нож, Мюнхен, Путин

Как свидетельство существующей цензуры на российском телевидении приводят историю с казусом в развлекательной программе «Феномен» телеканала «Россия» 5 сентября 2008 года[86].

Фокусник Александр Чар в прямом эфире пытался разгадать сюжет детектива, который был описан в свитке, запечатанном в сейфе. Его ассистент, известный актёр Виктор Логинов записывал маркером на доске ответы зрителей. В течение нескольких минут были написаны слова «Нож», «Мюнхен» и «Путин». По сценарию программы это означало, что сюжетом загаданного детектива будет «„Путин“ совершил преступление в „Мюнхене“ с помощью „ножа“»[87][88].

Персонал передачи предпринимал отчаянные усилия, чтобы стереть с доски слово «Путин» и не допустить его упоминания в эфире[88]. Как только было написано слово «ПУТИН», к фокуснику подбежал ведущий передачу культурист Денис Семенихин и сказал:

« Вы знаете, надо заменить это... эту фамилию. Мне сообщают, что нужно поменять. Попробуйте ещё раз »

Чуть позже ведущий добавил:

« Это некорректно просто. Считается, что руководитель страны в таких передачах (далее неразборчиво). »

Интересно, что на тот момент Владимир Путин не был главой государства (то есть Президентом РФ), но являлся председателем правительства, то есть вторым человеком в государстве. Особую пикантность ситуации придало то, что Путин действительно бывал в Мюнхене в 2007 году будучи президентом РФ (см. Мюнхенская речь Путина).

После этого фамилию Путина попытались стереть с доски, но сделать этого не получилось. Ведущие пытались стереть слово рукой, рукавом пиджака. После на сцену выбежала ассистентка, которая пыталась стереть слово тряпкой, но также безуспешно.

Испросив разрешения у ведущего, ассистент написал под фамилией имя Путина — Владимир. В итоге в разгадываемом сюжете вместо фамилии Путина называлось его имя «ВЛАДИМИР», хотя на доске продолжала оставаться и фамилия.

Видеозапись программы была широко растиражирована в Интернете. Интернет-издание Грани.ru приводит этот случай как свидетельство существующей цензуры на российском телевидении[89]. Московская газета «Мой Район» охарактеризовала событие как скандал[87].

История получила международный резонанс. В частности, об этом случае сообщил французский портал 20minutes[90] под заголовком «В России нельзя шутить с именем „Путин“». Новостное агентство France 24 сообщило об эпизоде в заметке «Цензура в прямом эфире на российском телевидении»[88]. 16 сентября о случае написала немецкая газета «Berliner Zeitung»[91] France 24 заявил, что в восточной части России передача шла в записи, из которой эпизод с Путиным был удалён.

Посмотреть этот фрагмент передачи можно на сайте YouTube (смотреть наYouTube); также доступен листинг эпизода[92]. На сайте Overstream.net опубликована версия с французскими субтитрами.[93] В течение сентября 2008 запись фрагмента была доступна на RuTube, но в октябре того же года была удалена. На момент 7 декабря 2008 опять присутствует на сайте[94].

Телеканал 2x2

В 2009 году, на телеканале 2x2 был показан эпизод мультсериала «Южный парк» «Освободите Вилзиака». В ней в комичной форме изображался президент Путин. Этот момент был вырезан из эфира.[95][96][97].

Купюры на Первом канале (КВН)

При трансляции на Первом канале телепередачи Клуб веселых и находчивых некоторые выступления команды DasISTfak (г. Ярославль), отличающиеся остро-социальными и политическими шутками, были сокращены. В частности, были вырезаны некоторые моменты (например, о коррупции в России) в материале видеоконкурса «Охота на куниц с бумерангом» (укороченная версия, полная версия). Также из эфира Первого канала были убраны шутки, касающиеся организации проправительственными молодёжными движениями различных митингов (урезанная версия номера полная версия номера). Позже, в интервью местному ярославскому телеканалу участники команды сказали: «Политические темы, касающиеся критики государственного аппарата, власти, судебной, исполнительной системы — они запретны. И это неправильно»[98].

Видеообращение майора милиции А. А. Дымовского

5 ноября 2009 года майор милиции А. А. Дымовский выступил с открытым видеообращением к председателю правительства России Владимиру Путину, которое он разместил в интернете на своём сайте[99]. Несмотря на широкое освещение, которое получило видеообращение Дымовского в сетевых изданиях и на радио, эта тема практически не освещается на центральных каналах телевидения. Существует предположение о негласном запрете на «тему Дымовского» на телеканалах[100][101].

Печатные издания

Книга «Застольные беседы Гитлера»

В июле 2008 года суд Засвияжского района Ульяновска удовлетворил иск районной прокуратуры и признал экстремистской книгу английского историка Хью Тревор-Ропера «Застольные беседы Гитлера. 1941—1944 гг».[102][103] Книга является научной монографией, исследующей ранее опубликованные речи Гитлера, в которой автор пытается разобраться, какие из опубликованных «застольных бесед» Гитлера являются подлинниками, а какие — приписываемыми ему в пропагандистских целях фальшивками. В публикации, описывающей санкции против «Застольных бесед…», Газета.Ru назвала решение о запрете книги «абсурдом».[104]

После запрета издательство «ЭКСМО» в июле 2008 запустило новую книжную серию. Она называется «Пока еще не запрещенные книги».[104]

Статья о Путине в журнале GQ

В сентябре 2009 года из российской версии журнала «GQ» была изъята статья о Владимире Путине, которая была опубликована в англоязычном издании этого журнала. Руководство американского издательского дома Conde Nast, выпускающего мужской журнал «GQ», запретило переводить на русский язык статью Скотта Андерсона «Владимир Путин — темное восхождение к власти», в которой рассматривалась версия возможной причастности российских спецслужб к взрывам жилых домов в 1999 году. Газета.ру сообщила, что американские блоггеры, узнав об изъятии статьи из российской версии журнала, начали в интернете кампанию по переводу запрещённой статьи на русский язык.[105][106]

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» главный редактор российской версии журнала «GQ» Николай Усков прокомментировал сложившуюся ситуацию[107]:

«Никаких распоряжений от своего руководства по поводу непубликации статьи господина Скотта Андерсона я не получал… По-видимому, речь идет о том, что в прессе кто-то решил, что эта статья запрещена для публикации в России»
«Я по-прежнему могу её публиковать, если захочу. Другое дело, что в этой статье, честно говоря, не содержится ничего, о чём бы ни писали российские средства массовой информации уже несколько лет подряд… Всё, что содержится в статье в принципе известно российской публике, было многократно обсуждено во многих СМИ в России, в том числе на телеканалах»

Между тем, газета «Ведомости» сообщила, что адвокатом издательского дома Conde Nast Джерри Биренцом было направлено топ-менеджерам и редакторам журнала «GQ» письмо с запретом на публикацию статьи в России. Официальный представитель Conde Nast Мари Перл заявила, что компания «принимает во внимание законы и проблемы тех стран, в которых выходят журналы издательского дома». Председатель Фонда гражданских свобод Александр Гольдфарб уверен, что на руководство Conde Nast было оказано давление из России.[108]

Якутия и дело Уххана

Иван Николаевич Уххан, политический оппонент президента Якутии, член оппозиции. Он на своём сайте ( www.uhhan.com в США ,www.uhhan.ru в России опубликовал антипутинские статьи, за это его обьявили экстремистом. Пока дело Уххана продолжается...

Фильмы

Война Чарли Уилсона

В начале февраля 2008 стало известно, что в российском прокате не будет идти фильм Война Чарли Уилсона. По данным Би-Би-Си, права на фильм были куплены компанией Universal Pictures International (UPI) Russia. Как объяснила журналистам глава отдела кинопроката UPI Влада Ефремова, фильм был изъят из проката из-за «определенной направленности картины», в которой Советский Союз был выставлен не в лучшем свете[109].

СМИ

По заявлению «Новой газеты», при освещении дебатов в Америке российские СМИ отцензурировали выступление оппонента Буша Керри, опустив следующее:

Это как будто обратило вспять переход к демократии, который Россия пыталась совершить. Я сожалею о том, что случилось в эти последние месяцы. И я думаю, этот ответ терроризму не верен. Мистер Путин контролирует теперь все телевизионные станции. Его политическая оппозиция отправлена в тюрьму. Я думаю, для США очень важно, и это очевидно, — сохранять хорошие рабочие отношения. Это очень важная для нас страна. Мы хотим сотрудничества. Но мы всегда стояли за демократию. Как недавно сказал Джордж Уилл, «свобода на марше, но не сейчас в России». [110]

В декабре 2007 впервые в РФ суд обязал СМИ не опубликовать опровержение, но удалить из своих архивов текст, являющийся перепечаткой информации из официальной государственной структуры. Высший Арбитражный суд РФ обязал информационное агентство REGNUM удалить из своих архивов текст, основанный на информации из Управления Федеральной службы Российской Федерации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о факте обнаружения ртути в пакете сока производства Раменского молочного комбината.[111][112]

Интернет

Основная статья: Интернет-цензура

Традиционные сайты

Прокуратура Улётовского района Читинской области выдвинула к провайдеру ОАО «Сибирьтелеком» Валерия Алексеева требование об ограничении доступа к сайтам, которые, по мнению прокуратуры, способствуют разжиганию социальной, расовой и религиозной розни. Названия сайтов опубликованы не были.[113]

Два крупнейших интернет-провайдера в Ингушетии (ЗАО «ИТТ» и ООО «Телеком») закрыли доступ своим пользователям к сайту ingushetiya.ru [114] в середине января 2008 года после опубликования на сайте информации о том, что в рамках акции «Я не голосовал!» собрано 87340 письменных заявлений от жителей Ингушетии, которые заявляют, что не ходили голосовать 2 декабря 2007 года (эти данные находятся в противоречии с данными ЦИК РФ о том, что в выборах приняли участие свыше 98 % избирателей Ингушетии).[115]

Повестка в Верховный Суд по иску о закрытии сайта www.ingushetiya.ru

Прокуратурой Республики Ингушетия 28.02.2008 г. направлено представление об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере информации с требованием к ОАО «Ингушэлектросвязь» ограничить доступ к интернет сайту www.ingushetiya.ru в связи с тем, что по мнению прокуратуры на данном сайте распространены сведения о заведомо ложном обвинении лица замещающего государственную должность субъекта Российской, предварительной агитации среди граждан принять участие в публичном мероприятии, а так же материалы направленные на возбуждение национальной вражды. Кроме того прокуратура требует ограничить доступ к ресурсам прокси серверов через которые осуществляться доступ к сайту www.ingushetiya.ru.

Прокуратура обжаловала отрицательное решение первой инстанции о закрытии сайта ingushetiya.ru в Верховном Суде РФ (дело номер 26-Г08-3).[116][117]

6 июня 2008 года Кунцевский районный суд города Москвы удовлетворил заявление прокурора Республики Ингушетия и принял решение о прекращении деятельности сайта www.ingushetiya.ru.[118]

Блогосфера

Постановление об избрании к блоггеру Савельевой Е. С. меры пресечения в виде подписки о невыезде за размещение под именем «nibaal» материалов на сайте http://nibaal.livejournal.com

В 2008 году началось судебное преследование по факту размещения материалов на сайте Livejournal и в других блогах.[119] Блоггер Савельева Е. С. с 01.01.2008 находится под подпиской о невыезде[120], так как[121][122]

«В ходе оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками УФСБ РФ по Новгородской области, установлено, что текстовые файлы (список) были размещены в сети интернет пользователем „nibaal“ по адресам http://nibaal.livejournal.com и др.»

Первое в РФ решение суда, обязавшего одного блоггера выплатить деньги за оскорбление другого, было вынесено Басманным судом г. Москвы в конце июня 2008 года.[123]

Еще одно уголовное дело за высказывание в блоге, закончившиееся для блоггера Терентьева приговором «признать виновным», имело место 7 июня 2008 года в Сыктывкарском городском суде республики Коми.[124]

В настоящий момент цензурирование размещенных в блогосфере (в частности, на платформе LiveJournal.com) материалов продолжается. Так, 11 августа 2008 года против кемеровского блоггера Дмитрия Соловьева было возбуждено уголовное дело по ст. 282 ч. 1 УК РФ. Областная прокуратура вменяет ему публикацию под ником LJ-автор dimon77 нескольких постов, «возбуждающих ненависть, вражду и унижающих достоинство сотрудников органов внутренних дел и органов ФСБ». Дело вызвало широкий резонанс в СМИ, утверждавших о наличии в деле элементов политического заказа.[125] В поддержку блоггера продолжается сбор подписей.

22 июня 2009 года в Москве за разжигание межнациональной розни было возбуждено уголовное дело в отношении 21-летней девушки, разместившей в своем блоге «Пособие по уличному террору».[126] В том же июне на пользователя «Живого журнала» Дмитрия Кирилина из Самары было заведено дело по ч. 1 ст. 280 УК РФ (Призывы к осуществлению экстремистской деятельности), за то что он в 2006 году под ником LJ-автор new-m0ray в своем интернет-дневнике "призывал посетителей своей страницы к свержению существующего политического строя, а также неуважительно высказывался в адрес действующих властных структур".[127] 6 октября того же года Мировой суд Советского района г. Самары признал Кирилина виновным и назначил в 1 год лишения свободы условно.[128]

6 августа 2009 года в Уфе были арестованы четверо пользователей Живого журнала — Николай Швецов, Сергей Орлов, Константин Нестеров и Игорь Кучумов. Им было предъявлено обвинение в «публичном призыве к экстремистской деятельности, а также в участии в экстремистском сообществе и возбуждении национальной вражды», и заведено уголовное дело по статьям 280, 282 и 212 УК РФ. Арестованные цитировали в своих блогах признанную экстремистской книгу «Воины против ублюдков», в которой резко критикуется руководство Башкирии и лично президент республики Муртаза Рахимов.[129]

Это не первый прецедент, когда граждан подвергают уголовному преследованию за высказывания в интернете, но впервые в подобной практике обвиняемые были подвергнуты аресту на время проведения следствия. По предъявленным обвинениям им грозит до шести лет лишения свободы.[129]

4 декабря 2009 года в Саратове был арестован 22-летний студент медицинского госуниверситета Иван Перегородиев по обвинению в заведомо ложном сообщении об акте терроризма (ст. 207 УК РФ). Поводом для возбуждения уголовного дела послужила запись студента в «Живом журнале» следующего содержания: «Результаты вскрытия саратовцев, скончавшихся от свиного гриппа, схожи с описанием в медицинской литературе с результатами вскрытия больных легочной чумой. Сегодня в Саратове планируют распылять реагенты против легочной чумы с самолетов» и прямо сослался на источники. Это первый прецедент в России, когда арестовывают блоггера, перепечатавшего (пусть и неверную) новость с новостного сайта в интернете[130][131][132][133].

Социальные сети

В феврале 2009 года владельцы социальной сети «В Контакте» получили от прокуратуры Центрального района Санкт-Петербурга предупреждение о недопустимости публикации на их сайте материалов, пропагандирующих преступную деятельность и инструкций по ее совершению. В частности, было указано на размещенную в соцсети в открытом доступе «Поваренную книгу анархиста», якобы после знакомства с которой получил ожоги 17-летний подросток[134].

В ночь с 6 на 7 марта при не до конца выясненных обстоятельствах из 30-го отделения милиции Санкт-Петербурга в психиатрическую больницу № 6 был принудительно госпитализирован 29-летний антифашист Вадим Чарушев, прославившийся созданием в социальной сети «В Контакте» групп «Галина Старовойтова, ваши идеи живы» и «Я не голосовал за ЕдРо и путинскую марионетку!». 15 марта на прошедшем в клинике выездном судебном заседании судья Смольнинского суда Смирнова удовлетворила заявление психиатрического учреждения о принудительном лечении молодого человека. По словам его адвоката Виктора Грозовского, на суде Чарушев категорически отказывался подписать согласие на добровольное лечение, за что получил множество угроз, после которых он все-таки был вынужден подписать данную бумагу. По мнению одного из присутствовавших на суде свидетелей, так Вадиму отомстили за то, что он не побоялся открыто высказывать в сети свои демократические убеждения[135].

Ограничения на художественную деятельность

Согласно Михаилу Коковихину, Бориса Сметанина исключили из университета после прочтения стиха о «Единой России» на литературном вечере в Кирове. Главу департамента культуры Владимира Микрюкова сместили[136].

Директор кировской областной библиотеки Надежда Гурьянова запретила выставку живописи Владимира Усатова, чтобы не «усугублять какие-то конфликтные ситуации»[136].

Уничтожение документальных материалов

Уничтожение властями материалов, имеющихся в единственном экземпляре

18 июня 2008 года у бывшего личного видеохроникера первого президента России Бориса Ельцина Александра Кузнецова сотрудники спецслужб конфисковали весь его видеоархив, так как «есть информация, что на этих кассетах контрафактная продукция». Опись архива производилась несколько часов под дождем, в результате чего бо́льшая часть кассет промокла, и эти материалы, скорее всего, утрачены[137].

Управление архивных фондов ФСБ уничтожило все оперативные дела на подозревавшихся в антисоветской агитации и пропаганде (даже на полностью реабилитированных, то есть не считающихся преступниками)[138].

Мнения международных правозащитных организаций

Согласно рейтингу организации Freedom House, на 80 % финансируемой правительством США[139], в отношении свободы прессы, в 2005 году Россия объявлена полностью несвободной страной, заняв 158 место из 194 (из стран бывшего СССР ниже ее поставлены только Белоруссия, Узбекистан и Таджикистан). По мнению организации, «российские власти используют юридическое и экономическое давление, а также угрозы физической расправы, чтобы предотвратить появление в СМИ критической информации по особо острым темам, таким как, например, конфликт в Чечне»[140]. По данным организации «Репортеры без границ», в 2008 году Россия заняла 141-е место из 173 в рейтинге свободы прессы [141]. В 2009 году она опустилась на 174 место в рейтинге из 195 стран[142].

Свобода слова при Медведеве

Приход к власти Дмитрия Медведева не принёс никаких изменений в части свободы слова. Распространено мнение о том что Медведев лишь носит звание президента, а в целом страной управляет Владимир Путин[143][144][145].

Примечания

  1. Путина обвиняют в ущемлении СМИ
  2. Свобода слова в России
  3. Владимир Познер: «В России нет свободы слова»
  4. Президент Фонда защиты гласности: «В России свобода слова — далеко за горизонтом»
  5. Аркадий Арканов: «Свобода слова в России не больше чем видимость»
  6. Е.Киселев: 'Свобода печати в России уже уничтожена' (рус.).
  7. Пётр Вайль о свободе слова в России (рус.).
  8. http://www.algoritm-kniga.ru/yuriy-muhin-o-svobode-slova-v-rossii.html
  9. http://www.qwas.ru/russia/nbp-info/id_132166/
  10. Социально-политическое и идейное единство общества // Научный коммунизм. Словарь / Под редакцией академика А. М. Румянцева. — 4. — М.: Политиздат, 1983. — 352 с. — 300000 экз.
  11. Коммунистическая партия Советского Союза // Научный коммунизм. Словарь / Под редакцией академика А. М. Румянцева. — 4. — М.: Политиздат, 1983. — 352 с. — 300000 экз.
  12. Алла Латынина. «Пережиток Средневековья» или элемент культуры? // «Новый мир» : журнал. — М.: 2008. — № 10.
  13. Жирков, Геннадий Васильевич. Партийный контроль над цензурой и ее аппаратом // История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. — 358 с. — ISBN 5-7567-0145-1
  14. Блюм, Арлен Викторович. Глава I. Система тотального контроля // Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929—1953. — Монография. — СПб.: Академический проект, 2000. — 283 с. — ISBN 5-7331-0190-3
  15. Международный пакт о гражданских и политических правах, Ст. 19
  16. Хроника текущих событий. Выпуск 45
  17. Декрет о печати // Декреты Советской власти. — М.: Политиздат, 1957.
  18. Жирков, Геннадий Васильевич. Советская цензура периода комиссародержавия 1917—1919 г.г. // История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. — 358 с. — ISBN 5-7567-0145-1
  19. Жирков, Геннадий Васильевич. Система ограничительных мер и надзора за печатью и Главлит // История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. — М.: Аспект пресс, 2001. — 358 с. — ISBN 5-7567-0145-1
  20. Невежин, Владимир Александрович Глава вторая. Общая характеристика пропаганды второй половины 1930-х гг. // «Если завтра в поход…»: Подготовка к войне и идеологическая пропаганда в 30-х — 40-х годах. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 320 с. — (Великая Отечественная: Неизвестная война). — 5000 экз. — ISBN 978–5–699–16625–1
  21. Блюм, Арлен Викторович. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929—1953. — Монография. — СПб.: Академический проект, 2000. — 283 с. — ISBN 5-7331-0190-3, рецензия
  22. Блюм, Арлен Викторович. Советская цензура эпохи большого террора // Индекс/Досье на цензуру : журнал. — 1997. — № 2.
  23. Жирков, Геннадий Васильевич. История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. — М.: Аспект пресс, 2001. — 358 с. — ISBN 5-7567-0145-1
  24. Войнович, Владимир. Главный цензор. Галерея Владимира Войновича. Проверено 29 марта 2009.
  25. Борис Стругацкий. «Из-за советской цензуры мы внесли 980 изменений в «Обитаемый остров» (15 декабря 2008). Проверено 29 марта 2009.
  26. Письмо Ю. В. Андропова в ЦК КПСС № 3213-А от 29.12.1975
  27. М. С. Горбачев Политический доклад центрального комитета КПСС XXVII съезду коммунистической партии Советского Союза
  28. Демократизация издательской деятельности в России
  29. Рейтинг свободы прессы, начиная с 1980 г. «Freedom House». (Рейтинг выставляется за предыдущий год). [1](англ.)
  30. «600 секунд» не вышли в эфир // Коммерсантъ, № 54 (277), 25 марта 1993
  31. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=44436
  32. В России появились запретные темы // Коммерсантъ, № 186 (409), 29 сентября 1993
  33. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность
  34. Авченко В. Теория и практика политических манипуляций в современной России. Гл. 2, § 1. [2]
  35. http://www.apn.ru/publications/article16977.htm
  36. http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=14759
  37. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=200372
  38. http://www.polit.ru/event/2007/04/24/yeltsin.html
  39. http://www.newsru.com/world/24apr2007/inopressa.html
  40. Согласно данным Левада-центра, 60 % опрошенных в декабре 2004 г. полагало необходимой политическую цензуру в СМИ [3].
  41. Доступ оппозиции к СМИ, Пресс-выпуск № 508, ВЦИОМ, 4 августа 2006 г.
  42. Сергей Кара-Мурза: «Манипуляция образом смерти разрушает культуру» // Российская Федерация сегодня, № 14, 2003
  43. 1 2 Russia — 2006 Annual report «Репортёры без границ» (англ.)
  44. komitet101.ru. Проверено 2007.
  45. Twelve murders, no justice: фотографии некоторых жертв (англ.)
  46. Убийца хабаровского тележурналиста получил десять лет // Lenta.ru 29 февраля 2008
  47. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=748098
  48. http://www.gdf.ru/lenta/item/2/534
  49. http://news.vl.ru/world/2007/12/16/zhuriki/
  50. Свобода: трудности перевода // Российская газета. 6 июня 2006 г
  51. Интернет-конференция Президента В. Путина, 6 июля 2006 г
  52. 1 2 Владимир Прибыловский, Юрий Фельштинский. Операция «Наследник». Главы из книги.
  53. «Репортёры без границ» Россия — Ежегодный доклад 2007
  54. «Репортеры без границ»: Кремль ужесточает контроль над СМИ
  55. [4][5][6][7]
  56. 1 2 [8]
  57. [9][10] [11][12] [13][14] [15][16]
  58. Повстанцы и репортеры
  59. Отравление в Лондоне, Отравление подозреваемого как средства в заглушении Кремлевских критиковrussianlondon.ru
  60. [17][18][19][20]
  61. [21]
  62. http://www.kommersant.ru/region/ekaterinburg/page.htm?id_news=131146
  63. http://www.rg.ru/2008/09/01/evloev.html
  64. Адвокат погибшего владельца «Ингушетии. Ru» Евлоева направит жалобу в Евросуд. // «Кавказский узел», 20 марта 2009
  65. Федеральный список запрещённых материалов на сайте Российской Газеты
  66. Скан Постановления Главы города Вологды № 1310 и статья на сайте «Новой газеты»
  67. Пресс-выпуск № 980, ВЦИОМ, 18 июня 2008 г.
  68. Спасти детей от неприличных медвежат, Иван Родин, Независимая газета, 20 июня 2008 г.
  69. Цензура и теперь живее всех живых?, Елена Афанасьева, Ежедневный журнал, 11 августа 2006 г.
  70. http://www.nr2.ru/moskow/176446.html
  71. «Скатываться до неприличной грязи не стоит». // Газета «КоммерсантЪ» № 209/П(2812) от 17 ноября 2003
  72. Союз журналистов требует возбудить дело против Сенкевича. // Грани.ру, 16 ноября 2003
  73. Глава НТВ запретил Парфёнову давать в эфир сюжет о книге про Путина. // NEWSru.com, 16 ноября 2003
  74. С эфира НТВ сняли интервью с вдовой Зелимхана Яндарбиева (ТЕКСТ сюжета). // NEWSru.com, 31 мая 2004
  75. «Просьба была из разряда тех, в которых нельзя отказать». // Газета «КоммерсантЪ» № 96/П(2935) от 31 мая 2004
  76. Леонида Парфёнова уволили с НТВ. Программа и сайт «Намедни» закрыты, помещения опечатаны. // NEWSru.com 1 июня 2004
  77. «Красная стрела» уехала с НТВ. // «Российская газета», № 3527 от 15 июля 2004
  78. Общество анонимных академиков. // Время новостей, № 175 от 27 сентября 2004
  79. «НТВ нужно вернуть ореол объективности и беспристрастности». // Газета «КоммерсантЪ» № 129/П(2968) от 19 июля 2004
  80. Россия: Топором по свободе СМИ («The Times», Великобритания). // ИноСМИ.Ru, 9 июля 2004
  81. Russia axes last talk show in blow to media freedom. // The Times, 9 июля 2004
  82. «Если бы я был властью, я бы прислушался». // «Время новостей», № 175 от 27 сентября 2004
  83. Эффект отсутствия. // Газета «КоммерсантЪ» № 179/П(3018) от 27 сентября 2004
  84. Цензура в прямом эфире. Церемонию «ТЭФИ» транслировали в обрезанном варианте. // «Новые Известия», 27 ноября 2006
  85. Поздравления без лишних слов. // Газета «КоммерсантЪ», № 173/П(3749) от 24 сентября 2007
  86. «Россия» потёрла Путина // Грани.ру
  87. 1 2 Владимир Путин, нож и Мюнхен. электронная версия газеты «Мой район» (11 сентября 2008). Проверено 15 сентября 2008.
  88. 1 2 3 Censure en direct à la télévision russe
  89. Олег Козырев «Россия» потёрла Путина. Грани.ру. Проверено 15 сентября 2008.
  90. Vidéo: en Russie, on ne plaisante pas avec le nom «Poutine»
  91. Berliner Zeitung, «Messer, München, Putin»
  92. Расшифровка эпизода на сайте The Bytes
  93. View Overstream 'Fenomen'
  94. Путин и шоу «Феномен» (8 сентября 2008). Проверено 15 сентября 2008.
  95. [22]
  96. [23]
  97. [24][25]
  98. Сюжет телеканала НТМ
  99. Сайт Алексея Дымовского
  100. Cветова, Зоя. Почему центральные телеканалы не заметили пресс-конференции майора Дымовского, Новые Известия (12 ноября 2009). Проверено 12 ноября 2009.
  101. Телеканалы проигнорировали пресс-конференцию Дымовского, Лента.Ру (12.11.2009). Проверено 12 ноября 2009.
  102. По иску прокуратуры Ульяновской области книга Хью Тревор-Ропера «Застольные беседы Гитлера. 1941—1944 гг.» признана экстремистской. // Сайт Генеральной прокуратуры РФ
  103. Федеральный список экстремистских материалов. // Сайт Министерства юстиции РФ
  104. 1 2 Что оно такое, наше лето…. // Газета.Ru, 10 июля 2008
  105. Из российской версии журнала GQ изъята статья о Путине. // Газета.ру 6 сентября 2009
  106. «Эй, вы можете прочитать запрещенную статью GQ про Путина здесь». // gawker.com
  107. Издатель американской редакции журнала GQ запретил публиковать в российской версии статью о Владимире Путине. // Эхо Москвы, 6 сентября 2009
  108. «Оголтелая утка». // Ведомости № 167 (2437), 7 сентября 2009
  109. Би-БиСи: Фильм «Катынь» в России покажут не всем
  110. КАК РЕЗАЛИ БУША. Рука российской цензуры наконец-то дотянулась до незрелых текстов президента США
  111. [26]
  112. [27]
  113. http://www.regnum.ru/news/922815.html
  114. http://www.ingushetiya.ru/news/13086.html
  115. http://www.ingushetiya.ru/news/12820.html
  116. http://www.supcourt.ru/card/CASES.php?CASE_ID=20305836&DELO_ID=15
  117. http://www.ingushetiya.ru/news/13664.html
  118. [28]
  119. http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/04/02/russia/346535/
  120. http://nibaal.livejournal.com/490996.html
  121. http://www.ljplus.ru/img4/n/i/nibaal/SS852495.JPG
  122. http://www.ljplus.ru/img4/n/i/nibaal/SS852496.JPG
  123. http://www.novayagazeta.ru/data/2008/46/20.html
  124. http://newsru.com/russia/07jul2008/terya_jun_srok.html
  125. http://www.gazeta.ru/comments/2008/08/20_a_2817024.shtml
  126. Москвичку задержали за экстремистскую запись в интернет-дневнике
  127. Возбуждено уголовное дело против самарского блоггера за запись в ЖЖ, касающуюся Владимира Путина
  128. За экстремистские высказывания в "ЖЖ" - год лишения свободы условно
  129. 1 2 В Уфе начались массовые аресты блогеров. // Газета «Новые известия», 7 Августа 2009
  130. Снимок рогового поста Перегородиева (в настоящее время журнал удален)
  131. Виновными за чумную панику в Саратове назначили журналистов
  132. ЖЖ-террорист поневоле
  133. Список ссылок на статьи в СМИ, написавшие о случае Перегородиева
  134. Галина Юдахина «Поваренная книга анархиста» привлекла к владельцу «Вконтакте» внимание прокуратуры. internovosti.ru (10 февраля 2009). Проверено 22 сентября 2009.
  135. В Петербурге антифашист Чарушев принудительно помещен в психушку. NEWSru.com (15 марта 2009). Проверено 21 сентября 2009.
  136. 1 2 Слишком наивное искусство, Екатерина Лушникова, 30 июля 2009, Радио Свобода
  137. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=904170
  138. Александр Подрабинек Злые языки с пистолетом
  139. 2006 Freedom House Annual Report
  140. Организация Freedom House не нашла в России свободной прессы
  141. Press Freedom Index 2008
  142. Freedom House: свободы прессы в России стало еще меньше
  143. Путинский преемник, или путинская марионетка? (рус.).
  144. Патроны из обоймы Путина (рус.).
  145. The Times не признала в Медведеве президента России (рус.).

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое "Ограничение свободы слова в Российской Федерации" в других словарях:

  • Цензура в Российской Федерации — Цензура По странам Белоруссия Великобритания Германия Иран СССР США См. также: Свобода слова по странам По СМИ …   Википедия

  • Конституция Российской Федерации 1993 года — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента …   Википедия

  • Права и свободы человека в России — На этой карте отображены результаты исследований Freedom House за 2008 год. Цвет: Зелёный: Свободная; Жёлтый: Частично свободная; Красный: Несвободная Российская Федерация, согласно …   Википедия

  • Свобода слова в России — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам …   Википедия

  • Конституционные права и свободы — Права   Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права …   Википедия

  • Права и свободы — Права   Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права …   Википедия

  • Права и свободы человека — Права   Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права …   Википедия

  • Права и свободы человека и гражданина — Права   Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права …   Википедия

  • Цензура в СССР — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам …   Википедия

  • Свобода печати — (англ. Freedom of the press) подразумевает конституционные гарантии независимого функционирования СМИ в отдельно взятой стране. Имеет кардинальное значение для построения демократии и поощрения гражданской активности [1]. Трактуется как… …   Википедия