- Партия Алаш
-
Алаш Лидер: коллективная должность
Дата основания: Дата роспуска: Штаб-квартира: Российская империя
(1905-февраль 1917)
Российская республика
(февраль-октябрь 1917)
РСФСР
(октябрь-декабрь 1917)
Алашская автономия, Семипалатинск
(декабрь 1917—1920)Идеология: либерализм, антикоммунизм, антисоветизм, казахский национализм
Союзники и блоки: Партийная печать: газета «Қазақ»
Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».
Содержание
История партии
Руководители партии «Алаш», слева направо — А. Байтурсынов, А. Букейханов и М. Дулатов, фото 1917 года. Образована из группы членов партии кадетов — этнических казахов, оформившейся во время событий 1905 г.
На Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии «Алаш». На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), республика казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание [1].
Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство республик, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. [2]. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции
На Втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. была провозглашена Алашская автономия и сформирован временный Народный Совет, которому присвоено наименование «Алаш-Орда». Предусматривалось последующее утверждение конституции Алашской автономии Всероссийским Учредительным собранием [3].
Программа и действия
«Памяти движения Алаш», почтовая марка КазахстанаI. Образовать территориально-национальную автономию областей Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Сырдарьинской, казахских уездов Ферганской, Самаркандской, Амударьинского отдела, Закаспийской области, смежных казахских волостей Алтайской губерний, представляющих сплошную территорию с господствующим казахским населением единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка.
II. Автономии казахских областей присвоить название «Алаш».
III. Территория автономных областей Алаш со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их богатствами, а также недрами земли составляют собственность Алаш.
IV. Всем, кто живет среди казахов, гарантируются права меньшинства. Во всех учреждениях автономии Алаш представители всех нации должны быть представлёны пропорционально. Предоставляется также территориальная и культурная автономия тем, кто без территории окажется в пределах автономии Алаш.
V. В целях спасения области Алаш от общего развала, анархии, организовать временный народный совет «Алаш Орда, состоящий из 25 членов, 10 мест из которых предоставить русским и другим народам, живущим среди казахов. Местом пребывания Алаш Орды временно избрать Семипалатинск. Алаш-Орда должна немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть над казахским населением» [4].
Федерация представлялась оптимальной формой правового регулирования взаимоотношений центра и национально-территориальных автономий. Самостоятельность в форме автономии не означало полной независимости. В этом требовании лидеры «Алаш» были реалистами, учитывая глубину интегрированности в политическую и экономическую систему России. Детальное разграничение полномочий центра и автономий представлялось делом, регулируемым последующими договоренностями и законодательством. Лидер «Алаш-Орды» Алихан Букейханов в обращениях к предполагаемым союзникам заявлял, что среди алашистов «нет стремлений к сепаратизму. Мы едины с великой демократической Федеративной Россией», «мы — западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток… Получить культуру мы сможем… через Россию, при посредстве русских».
Лидеры «Алаша» Октябрьский большевистский переворот восприняли негативно, Ахмет Байтурсынов позднее писал, что февральская
.
Пришедшими к власти большевиками партия «Алаш» была немедленно упразднена, а все её руководители, несмотря на амнистию, были в 30-х годах расстреляны.
Наследие Алаш. Алаш 80-х и 90-х
После разгрома, "алашевцы" были объявлены советской пропагандой националистами, что, как это следует из предыдущих разделов, историческое недоразумение. Но они не были забыты, хотя казахский народ был лишён доступа к их наследию. Практически ничего не зная об истинной "Алаш", казахи попросту приняли пропагандистскую версию, и к 70-80-м годам прошлого века, сказать "я - алашевец, я за Алаш" было равносильно: "Я - казахский националист". Ко времени заката СССР таких становилось всё больше, особенно в среде интеллигенции и молодежи. После "Желтоксана" на стенах университетских корпусов и студенческих общежитий в Алма-Ате можно было встретить эти четыре буквы - написать "Алаш" воспринималось как акт гражданского неповиновения или, в случае поимки, считалось националистической антисоветской пропагандой.
Ранней осенью 1989 года в Алма-Ате было образовано казахское историко-этнографическое объединение “Жеруйык”, непереводимое слово, которое можно передать, как "Любовь (тоска, притяжение) к родной Земле". В числе его создателей было несколько подвергшихся гонениям участников Желтоксана. Уже в ноябре 1989 г. они подали в органы безуспешную заявку на проведение траурного митинга в честь трёхлетия событий 1986-го года. Власти немедленно начали оказывать давление на “Жеруйык”, с требованием очистить ряды от националистов. Их лидер, Арон Нутушев (он же Арон Атабек)[5], был обвинён в финансовых злоупотреблениях, изгнан из “Жеруйык” и покинул на несколько месяцев Алма-Ату "изучать Ислам".
В мае 1990 г. появился первый номер газеты “Алаш”, напечатанный в одной из российских типографий, к тому времени в СССР типографии уже могли печатать "на коммерческой основе" тиражи без цензуры. Сегодня найти этот листок очень трудно, но там были следующие материалы: Объявлялось, что в Алма-Ате 14-15 апреля 1990 г. прошёл первый (учредительный) съезд Партии национальной независимости Казахстана “Алаш” , в котором участвовали 200 чел. Политическая платформа партии обозначалась исламистская, пантюркистская и демократическая. Нурсултан Назарбаев объявлялся предателем казахского народа, сотрудничающий с его врагом - Советской и Российской империей (при этом газета свободно продавалась в киосках "Союзпечати").
Некоторые авторы считают [6], что фактически никакого съезда “Алаш” не было, а целью такого заявления была спешка, чтобы другие алматинские националисты, во главе с композитором Х. Кожахметовым, не закрепили за собой название “Алаш”.
В 1990-1991 гг. ПННК “Алаш” проводила довольно многочисленные несанкционированные митинги в Алма-Ате с антисоветскими и националистическими лозунгами. Подавляющее большинство их участников не были членами партии, но, в силу указанных выше причин, позиционировали “Алаш” как националистическую организацию, выступающую за независимость Казахстана, и считали своим долгом её поддерживать.
Главным "исламистом" среди лидеров “Алаш” считался её председатель Арон Нутушев (Арон Атабек) и его брат Рашид.
В начале 1991 г. Нутушев (Атабек) переехал в Москву, где создал коммерческую фирму, с целью добычи средств для политической деятельности. С ноября 1991 г. он выпускал “исламскую политическую газету” “Хак”, с довольно большим по казахстанским меркам тиражом в 20 000 экз. В "Хак" номер 2 была опубликована программа и устав ПННК “Алаш”, которые потом неоднократно цитировались исследователями. Однако некая С. Ермекова, считающаяся одним из руководителей "Алаш" того времени, позже заявляла, что эти документы “Алаш” не рассматривались и не утверждались лидерами партии. По её словам, пятеро основателей "поклялись на Коране” не устраивать склок и не создавать "фракции" [7].
Пантюркистская и исламистская программа Нутушева (Атабека) не отражала взглядов большинства сочувствующих Алаш казахов. Она и не могла их выражать, просто в силу доходящей до абсурда противоречивости содержания. Будущий "исламский" и тюркский Туркестан по версии Атабека не содержал признаков теократии, но говорилось о “преодолении разобщённости между религией и государством”. Нутушев (Атабек) призывал к “реформированию ислама в соответствие с… национальными особенностями тюркских народов”, что само по себе недопустимо в Исламе.
К 1992 г. “Алаш” состоял из примерно 30 человек алматинцев, под руководством пяти основателей, которые не стесняясь заявляли в прессе, что незарегистрированная “партия” имеет до трёх тысяч членов и отделения по всему Казахстана.
В декабре 1991 г. алашевские активисты учинили резонансные беспорядки в Алма-Атинской мечети, выразившиеся в драке со сторонниками нового казахстанского муфтия (при этом муфтий получил перелом руки). В ответ власти арестовали нескольких активистов “Алаш”, в том числе Р. Нутушева. Органы завели дело и на А. Нутушева (Атабека), за “оскорбление чести и достоинства” Президента Казахстана. 29 июля 1992 г. в московской квартире Нутушева в Москве сотрудники казахстанской милиции, при поддержке московской, произвели обыск. Лидер “Алаш” укрылся в посольстве Азербайджана, и попросил у президента Азербайджана Эльчибея политического убежища, которое было ему предоставлено. 6 августа 1992 г. А.Нутушев (Атабек) улетел в Баку, где стал заниматься коммерческой деятельностью.
Без активистов, так и не получив регистрации, (точнее - так и не подав на регистрацию, обоснованно считая это бесполезным), ПННК "Алаш" практически прекратила свою деятельность к 1993 году. На падение митинговой активности оказал влияние и начавшийся жестокий экономический кризис, сопровождавшийся гиперинфляцией и чудовищным обнищанием народа.
Недолгая история "новой" партии Алаш, безосновательно объявленной создателями наследницей идей исторической "Алаш" (видимо, просто из-за незнания этих идей), как и история других, даже действующих и сегодня казахских националистических "партий" и "движений", (а по сути так и оставшихся кружками из нескольких десятков алматинских интеллигентов и "желтоксановцев", показывает насколько безразлично относятся к националистическим лозунгам в современной казахской среде. Достаточно подробные сведения об "Алаш" 90-х, (хотя и содержащие много безосновательных выводов и оценок, например, о создании "алашевцами" полуподпольной военизированной организации), содержатся в работе Российского Института Стратегических исследований от 1995 года.
Исследования
- Hasan Oraltay. The Alash movement in Turkestan. — London:
- Бочагов А. К. «Алаш-Орда». Краткий исторический очерк о национально-буржуазном движении в Казахстане периода 1917-19 гг., Кзыл-Орда, 1927.
- «Алаш Орда» (сборник документов, сост. Н. Мартыненко), Кзыл-Орда, 1929.
- Аманжолова Д. Партия «Алаш»: история и историография, — Семипалатинск, 1993.
- Аманжолова Д. Казахский автономизм и Россия. История движения «Алаш», — Москва, 1994.
- Нурпеисов К. «Алаш» и «Алаш-Орда», — Алматы, 1995.
- Койгельдиев «Алаш козгалысы» (Движение «Алаш»), — Алматы, 1995.
Категории:- Политические партии по алфавиту
- Политические партии Казахстана
- История Казахстана
Wikimedia Foundation. 2010.