Свобода слова в Белоруссии


Свобода слова в Белоруссии

Свобода слова в Белоруссии

Цензура
Censored
По странам

Белоруссия
Великобритания
Германия

Иран
СССР
США

См. также: Свобода слова по странам
По СМИ

Реклама
Аниме
Запрещённые книги
Запрещённые фильмы
Радиоцензура

Интернет
Музыка
Видеоигры
Сожжение книг
Почтовая цензура

По каналам

BBC

MTV

По методам

Предварительная цензура
Последующая цензура
Карательная цензура
Самоцензура
Заговор молчания
Политкорректность
Задержка вещания
Система контроля за содержимым
Пикселизация
Глушение

По контексту

Корпоративная цензура
Фашистская цензура
Политическая цензура
Религиозная цензура

По мнению белорусских и зарубежных критиков Президента Александра Лукашенко, его приход к власти в 1994 г. сопровождался ухудшением свободы прессы и СМИ. Основные источники информации для населения — телевизионные каналы БТ, ОНТ и ЛАД находятся под контролем государства, которое, по мнению тех же оппозиционеров и многих зарубежных наблюдателей, проводит на них политику, несовместимую с плюрализмом. В частности, на государственных телеканалах и радиостанциях не предоставляется слово представителям белорусской оппозиции.

Содержание

Цензура СМИ

1 сентября 1996 года белорусское правительство закрыло «Радио-101,2», единственную независимую радиостанцию на белорусском языке. Аргументация была следующей: «С целью исключения помех в приёмных каналах ЦС РТС „Алтай“ эксплуатация передатчика на частоте 101,2 МГц с использованием АФС на опоре по адресу: ул. Коммунистическая, 6 прекратить с 1 сентября 1996 г. Нач. БелГИЭ В. А. Никонов». При этом радиостанции типа «Алтай» работают в диапазоне 300—344 МГц. Впоследствии частота 101,2 МГц была передана пропрезидентской молодёжной организации и никаких технических проблем работа на данной частоте не создавала.[1]

В ноябре 1997 года Высший хозяйственный суд запретил газету «Свабода». [2]

В 1999 году закрыта газета «Навіны». В этом же году закрылась газета «Имя». Главной причиной закрытия президент ЗАО «БДГ» Пётр Марцев назвал невозможность более обеспечить безопасность и нормальные условия работы для журналистов газеты[3].

7 июля 2000 года в Минске бесследно пропал телеоператор канала ОРТ Дмитрий Завадский.

12 ноября 2001 года хозяйственный суд Гродненской области ликвидировал газету «Пагоня». [4]

В 2002 году закрыта газета «Наша свабода».

24 июня 2002 года суд Ленинского района Гродно приговорил главного редактора газеты «Пагоня» Николая Маркевича к двум с половиной годам ограничения свободы, а журналиста этой газеты Павла Можейко — к двум годам по статье 367(2) Уголовного Кодекса (Клевета в отношении Президента Республики Беларусь).

В августе 2002 года было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О деятельности, связанной с проведением исследований и опубликованием результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации в стране, республиканским референдумам и выборам». В соответствии с этим документом была создана комиссия по опросам общественного мнения, которая проводит аккредитацию юридических лиц, претендующих на проведение опросов и публикацию результатов, относящихся к «республиканским референдумам, выборам президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и общественно-политической ситуации в стране». Ограничения, по словам депутата Палаты Представителей Игоря Котлярова, касаются не самих опросов как таковых, а публикации результатов. По мнению оппозиционных комментаторов, это связано с существенным расхождением публикуемых результатов исследований и официальными данными, оглашаемыми властями по результатам выборов и референдумов.[5]

В мае 2003 года Министерство информации приостановило на три месяца выход «Белорусской деловой газеты» и «БДГ. Для служебного пользования».[6]

19 июня 2003 года первый заместитель министра информации С.Ничипорович подписал приказ о приостановлении выхода «Предпринимательской газеты» на три месяца.[7]

В августе 2003 года отозвана регистрация у газеты «День».[8]

16 сентября 2002 года суд в Минске приговорил редактора газеты «Рабочий» Виктора Ивашкевича к двум годам ограничения свободы по обвинению в клевете на президента.

20 октября 2004 года в Минске была убита сотрудница оппозиционной газеты «Солидарность» Вероника Черкасова. Дело осталось нераскрытым.

18 января 2008 года журналист, экс-редактор газеты «Згода» Александр Сдвижков, перепечатавший в феврале 2006 года карикатуры на пророка Мухаммеда из датской газеты «Jyllands-Posten», был приговорён к трём годам колонии за разжигание расовой, национальной или религиозной вражды, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий[9]. Однако уже 22 февраля 2008 Верховный суд Республики Беларусь изменил наказание Александру Сдвижкову с трёх лет колонии на три месяца ареста. В результате журналист был освобождён.[10]

25 февраля 2009 года суд Московского района города Бреста признал экстремистским № 7—8 журнала «ARCHE-Пачатак». В связи с этим международная организация «Репортёры без границ» отметив, что административное и судебное преследование журнала «ARCHE» началось с момента его создания в 1997 году, заявила, что «данный случай является плохим предзнаменованием для прогресса в области свободы прессы, на который мы надеялись».[11]

В августе 2009 года Иван Роман, корреспондент польского «Радио Рация», получил официальное предупреждение КГБ «о недопустимости незаконных действий» и уголовной ответственности по статье 369-1 УК РБ «Дискредитация Республики Беларусь». Суть претензий состояла в том, что Роман написал, что на гродненском заводе Неман происходят задержки с выплатой зарплаты. Сам факт сотрудники КГБ не отрицали, однако потребовали, чтобы Роман писал, что «несмотря на кризис зарплаты выплачиваются».[12]

По состоянию на май 2009 года официально издаются и распространяются оппозиционные газеты «Наша Нива» и «Народная Воля».

Цензура фильмов и литературы

В июле 2009 года в Минске было объявлено о создании контролирующего органа, который будет подвергать тщательной проверке все кинематографические и литературные произведения, поступающие в страну.[13]

Цензура в Интернете

См. также статью: Интернет-цензура

В мае 2006 года сотруднику организации Институт «Открытое общество» было предъявлено обвинение в незаконной установке VoIP-шлюза сервиса Skype и причинении тем самым вреда национальному оператору связи РУП «Белтелеком» на $100000, поскольку белорусские законы запрещают все звонки по сети, за исключением тех, что проходят через государственного оператора.[14]

Начиная с августа 2007 года в белорусских школах началось внедрение специальных технологий по очистке сетевого контента от «нежелательной информации».[15]

В сентябре 2009 года председатель белорусского Общественного совета по нравственности Николай Чергинец заявил о необходимости слежки за Интернетом для предотвращения пропаганды насилия и распространения детской порнографии.[16][17]

14 декабря 2009 года белорусские СМИ опубликовали проект указа «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет». Многие комментаторы сочли данный проект средством усиления цензуры в белорусском сегменте сети. В январе 2010 года Министерство юстиции запретило общественной организации «Таварыства беларускай мовы імя Скарыны» провести мероприятие по публичному обсуждению этого проекта указа.[18]

В январе 2010 года Оперативно-аналитический центр при Президенте РБ получил новые полномочия, позволяющие ему контролировать каналы связи (в том числе и интернет-трафик) для выполнения оперативно-разыскной деятельности[19][20].

1 февраля 2010 года Александр Лукашенко подписал указ N60, регламентирующий доступ к Интернету, согласно которому интернет-провайдеры обязаны идентифицировать абонентские устройства пользователей, а владельцы интернет-кафе и компьютерных клубов, должны будут осуществлять идентификацию посетителей. Также указ регламентирует механизм ограничения доступа к информации по требованию пользователя интернет-услуг.[21][22]

29 апреля 2010 года Совет Министров РБ издал постановление N644 о порядке государственной регистрации информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь. Постановление вступило в силу 1 мая 2010 года. В соответствии с постановлением создан Государственный реестр информационных сетей, систем и ресурсов. К числу ресурсов, требующих регистрации в реестре, относятся центры обработки данных, каналы связи и интернет-сайты. Регистрации подлежат ресурсы, принадлежащие как юридическим, так и физическим лицам.[23]

Рейтинги свободы прессы и СМИ

1 мая 2009 года международная правозащитная организация «Freedom House» в своём докладе о состоянии свободы прессы поместила Республику Беларусь на 188 место из 195 со статусом «Отсутствие свободы прессы» («Not Free»).[24] Организация Репортёры без границ в своём рейтинге «Индекс свободы слова в мире» за 2008 год поставила Белоруссию на 154 место из 173.[25]

29 апреля 2010 года «Freedom House» в своём докладе о состоянии свободы прессы поместила Республику Беларусь на 189/190 место (наряду с Узбекистаном) из 196 со статусом «Отсутствие свободы прессы» («Not Free»); позади РБ в итоговой таблице оказались Куба, Эритрея, Ливия, Мьянма, Туркменистан и КНДР[26].

Рейтинг свободы прессы по версии «Репортёров без границ»

Репортёры без границ в своих ежегодных отчётах по уровню свободы прессы с 2002 года помещают Белоруссию на позиции в заключительной части сводной таблицы:

Год Место Белоруссии
в списке
Всего государств
в списке
2002 124[27] 139
2003 151[28] 166
2004 144[29] 167
2005 152[30] 167
2006 151[31] 168
2007 151[32] 169
2008 154[33] 173
2009 151[34] 175

В рейтинге за 2009 год Белоруссия была помещена между Израилем и Фиджи[34]. Также Белоруссия опередила по уровню свободы слова Россию, которая размещена в рейтинге на 153-й позиции.

Ссылки

Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. http://bdg.press.net.by/1999/1999_09_17.639/imya.shtml]
  4. [3]
  5. Предвзятость социологии и правда жизни. «Наше мнение». Проверено 1 июля 2008.
  6. [4]
  7. [5]
  8. [6]
  9. [7]
  10. [8]
  11. «Репортеры без границ» осудили признание номера журнала «ARCHE» экстремистским
  12. Правда-матка vs правда-батька
  13. Цензура по-белорусски
  14. Белоруссия: использование Skype карается законом
  15. В белорусских школах Интернет поддадут цензуре
  16. Чергинец предлагает перекрыть в Беларуси сайты с пропагандой насилия
  17. Общественный совет по нравственности будет искоренять детскую порнографию
  18. Власти запретили обсуждение указа о цензуре интернета
  19. Хартия’97: Лукашенко создал спецслужбу для интернета
  20. БДГ: Оперативно-аналитический центр при президенте будет заниматься оперативно-разыскной деятельностью
  21. Лукашенко обуздал Интернет, news.mail.ru (2 февраля 2010 года).
  22. В Беларуси ужесточен контроль за интернетом, delfi.ee (2 февраля 2010 года).
  23. В Беларуси объявлена госрегистрация всех интернет-ресурсов, ej.by (06 мая 2010).
  24. [9]
  25. Индекс свободы слова в мире за 2008 год
  26. FREEDOM OF THE PRESS 2010 — TABLE OF GLOBAL PRESS FREEDOM RANKINGS
  27. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2002
  28. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2003
  29. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2004
  30. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2005
  31. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2006
  32. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2007
  33. Annual Worldwide Press Freedom Index — 2008
  34. 1 2 Press Freedom Index 2009

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое "Свобода слова в Белоруссии" в других словарях:

  • Свобода печати — (англ. Freedom of the press) подразумевает конституционные гарантии независимого функционирования СМИ в отдельно взятой стране. Имеет кардинальное значение для построения демократии и поощрения гражданской активности [1]. Трактуется как… …   Википедия

  • Свобода (радио) — Радио «Свобода» «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Страна  США Частота …   Википедия

  • Свобода (радиостанция) — Радио «Свобода» «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Страна  США Частота …   Википедия

  • Свобода — Свободная Европа — Радио «Свобода» «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Страна  США Частота …   Википедия

  • Мультипликация в Белоруссии — Координаты: 53°31′00″ с. ш. 28°46′00″ в. д. / 53.516667° с. ш. 28.766667° в. д.  …   Википедия

  • СМИ в Белоруссии — В Белоруссии, по данным Министерства информации[1], на 1 августа 2007 года издаются 1244 печатных периодических издания, в том числе 703 газеты, 503 журнала, 34 бюллетеня, 3 каталога, 1 альманах. Почти две трети всех зарегистрированных изданий… …   Википедия

  • Права человека в Белоруссии — Белоруссия предусматривает защиту прав человека во II разделе Конституции. Страна является членом ООН, СНГ и ОБСЕ, но не Совета Европы. Комиссия по правам человека ООН в 2004 году установила мандат с …   Википедия

  • Европейское радио для Белоруссии — Европейское радио для Беларуси белор. Еўрапейскае радыё для Беларусі [[1]] …   Википедия

  • Цензура в Белоруссии — Цензура По странам Цензура по странам По отраслям Цензурирование Интернета Запрещённые книги Сожжение книг По методам …   Википедия

  • Радио "Свобода" — Радио «Свобода» «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» Страна  США Частота …   Википедия