Линейный корабль Слава

Линейный корабль Слава

Содержание

История корабля

Являлся последним пятым линкором серии "Бородино". Был введен в состав флота 12 июня 1905 года. После поражения России в Русско-японской войне 1904 - 1905 годов какое то время был практически единственным боеспособным линейным кораблем Балтийского флота. Первоначально классифицировался как эскадренный броненосец, но в скором времени был пере классифицирован в линейный корабль. Неоднократно проходил модернизации, которые поддерживали боеспособность корабля на должном уровне. Проект линкора "Слава" был усовершенствованным вариантом проекта эскадренного броненосца "Цесаревич", позже линкора "Гражданин". К вопросу поиска оптимального проекта эскадренного броненосца для русского флота морской технический комитет России МТК в свое время подошел очень серьезно. Отечественный флот располагал целой плеядой эскадренных броненосцев различных проектов, созданных на основе отечественных, американских, британских и французских типов. Практически все броненосцы конца 19-го века, начала 20-го обладали одними и теми же характерными недостатками:

  • Малая высота бортов, что делало их мореходность неважной.
  • Размещение большей части артиллерии в низкорасположенных казематах, что резко сужало их сектор обстрела и затрудняло ее использование в свежую погоду.
  • Отсутствие какой-либо специальной пассивной противоторпедной защиты, что делало эскадренные броненосцы очень уязвимыми для минно-торпедного оружия.
  • Схема бронирования названная как "Все или ничего" согласно которой лишь некоторые участки броненосцев прикрывались максимально толстой броней. При этом большая часть судна оставалась практически незащищенной.
  • Слаборазвитые и низкорасположенные надстройки, которые не обеспечивали нормальное управление кораблем в сложных навигационных условиях, а также ограничивали дальность обзора оптических приборов корабельной системы управления огнем при том, что их орудия становились все более и более дальнобойными.

В конечном итоге оптимальный проект был создан на основе французских образцов и назван "Цесаревичем". По своей архитектуре корабль резко отличался от типичных броненосцев того периода и являлся в некотором роде прообразом линейных кораблей второй мировой войны. "Цесаревич" обладал мощнейшей для своего времени защитой, конструктивной подводной противоторпедной защитой в виде 40мм противоторпедной переборки. Все основная артиллерия была расположена на большой высоте в современных двухорудийных башенных артустановках, что давало ей очень большие углы обстрела, большую дальность обзора по горизонту, возможность вести эффективный огонь в любую погоду. Корабль обладал отличной мореходностью. Высокие развитые надстройки с башенноподобными боевыми марсами позволяли разместить самую современную СУО на максимально возможной высоте и тем самым обеспечить ей очень большую дальность виденья по горизонту. При этом корабль имел скоростные характеристики на уровне лучших образцов того времени. Очень высоким был уровень механизации и насыщенности корабля техническими устройствами и приборами. Все это выгодно отличало "Цесаревичь" от его более примитивных казематных оппонентов и делало его одним из самых мощных линейных кораблей своего времени. Естественно что он и послужил прототипом для целой серии отечественных эскадренных броненосцев типа "Бородино" выпущенную в количестве пяти единиц. Был в их числе и линейный корабль "Слава".

Вооружение

  • Главным калибром броненосца были две спаренные башенные артустановки с 4 пушками калибра 305 мм. Одна установка располагалась на носу, вторая на корме. 305 мм пушки имели составной ствол с кольцевым скреплением длиной 40 калибров (12200мм) и поршневой затвор с ручным приводом. Дульная энергия 106,1МДж. Артустановки имели мощное противоснарядное бронирование, электроприводы горизонтального и вертикального наведения в секторе 270° по горизонтали и от −5° до +25° по вертикали. Артустановки имели механизм заряжания который состоял из двух пробойников, основного и резервного и системы подачи боеприпасов. Открывание и закрывание затворов производилось при нулевом угле возвышения, а заряжание при фиксированном угле возвышения +5°. Максимальная скорострельность установок составляла 1залп/40сек. Для стрельбы использовались относительно легкие бронебойные, фугасные, картечные и сегментные снаряды обр. 1907 г. массой 331,7 кг. Снаряды имели баллистические АРС-наконечники. Суммарный боекомплект корабля — 248 снарядов. Пушки сообщали им начальную скорость 792,5 м/с и дальность 21,5 км (116 кабельтовых). Артустановки имели три поста управления и два оптических прицела (по одному на орудие). Бронебойные снаряды имели хорошую баллистику и большую дальность прямого выстрела, но при этом уступали более куда тяжелым снарядам аналогичного калибра западных стран в бронепробиваемости на больших дистанциях и плохо пробивали палубную броню.
  • В качестве вспомогательного калибра броненосец имел шесть спаренных башенных артустановок с 12 пушками калибра 152 мм. Они располагались побортно по три. 152-мм пушки системы Канэ, по аналогии с главным калибром имели составной ствол с кольцевым скреплением длиной 45 калибров (6840мм) и поршневой затвор. Артустановки имели противоснарядное бронирование и электроприводы горизонтального и вертикального наведения. При этом для 1,2,5,6-й артустановок обеспечивался угол горизонтального наведения около 160°, а для 3,4-й — 180°. Угол вертикального наведения был в пределах от −5°, до +20° для всех 152 мм артустановок. Артустановки имели только механизм подачи боеприпасов, а заряжание производилось вручную заряжающими. Максимальная скорострельность 4-5 залпов/60сек. Для стрельбы использовались 152 мм снаряды патронного типа обр.1907г массой 41,5 кг тех же типов, что и 305 мм. Кроме того в качестве средства ПЛО корабль имел специальные ныряющие снаряды, действующие по принципу глубинных бомб. Суммарный боекомплект — 1564 снаряда. Пушки обеспечивали 41,5-кг снарядам начальную скорость 792,5м/с и максимальную дальность 14,45км (78 кабельтовых). Оптические прицелы и посты управления аналогичны АУ ГК.
  • Для защиты от эсминцев броненосец имел 12 75 мм орудий Канэ, по 6 на борт, расположенных в центральной казематной батарее. 75 мм пушки имели ствол длиной 50 калибров (3750мм), ручные приводы наведения и механизированную подачу боекомплекта. Снаряды массой 4,92 кг имели максимальную дальность 6,5км (35кабельтовых). Скорострельность 6-8выст/мин. Оптические прицелы аналогичны АУ ГК и СК.
  • Для защиты от малоразмерных, быстроходных целей, а также мин броненосец имел 4 палубные 47 мм пушек Канэ и 10 7,62 мм пулеметов Максим. Прицельная дальность стрельбы из пушек 3-4 км, скорострельность 10выст/мин. Боекомплект располагался рядом в специальных беседках. Прицельная дальность стрельбы из пулеметов 1,5-2 км. Скорострельность 600выст/мин.
  • Для добивания поврежденного корабля противника или уничтожения судна врага не представляющего угрозу в артиллерийском отношении, броненосец имел 4 торпедных аппарата калибра 381 мм. Боекомплект 8 торпед Уайхеда. 381-мм торпеда имела массу 450 кг, БЧ 66 кг и дальность пуска 0,9 км при 25уз или 0,6 км при 28уз. Кроме того корабль имел 20 мин заграждения.
  • В качестве средства ПВО линкор располагал четырьмя 76мм зенитными орудиями Л-10 установленными на крышах башен ГК по две. Пушки имели предельный угол ВН +65 градусов и скорострельность 12 выст/мин. Максимальная баллистическая дальность 8,3км (45 кабельтовых).

Система управления огнем

Модернизированная СУАО mod.1899. Комплект приборов был впервые представлен на выставке в Париже в 1899 году и устанавливался на многие линейные корабли РИФ. Являлась прообразом современных систем центральной наводки. Основой системы являлись два визирных поста (ВП) — по одному на борт. Панкратические, оптические, монокулярные приборы данных постов — визиры центральной наводки (ВЦН) имели переменную кратность увеличения — 3х-4х. Поиск цели и наведение на нее оружия производил оператор ВП. При наведении на цель ВЦН, по шкале определялся угол места цели относительно диаметральной плоскости корабля, а связанная с ним следящая система автоматически выставляла данный угол стрелкой в принимающих приборах основных 8-ми башенных АУ и батарей 75 мм орудий корабля. После этого наводчики-операторы (комендоры) осуществляли горизонтальную наводку своих установок до совмещения угла поворота АУ с углом места цели (т. н. принцип «совмещения стрелок») и цель попадала в поле зрения орудийных оптических прицелов. Оптические, панкратичесские, монокулярные прицелы системы Перепелкина имели переменную кратность увеличения — 3х-4х и изменяющийся в соответствии с ним угол поля зрения 6 — 8 градусов. Для подсвета цели в темное время суток использовались шесть боевых прожекторов с диаметром зеркала 750 мм. Следующим этапом было определение расстояния до цели. Для этого в боевой рубке имелись две дальномерные станции — по одной на борт. В них были установлены горизонтально-базовые дальномеры «Barr and Studd» с базой 1200 мм. Еще один дальномерый пост с таким же дальномером располагался между трубами. Дальномерщик производил измерение расстояния и с помощью дальномерного ключа данные автоматически вводились в принимающие приборы боевой рубки, центрального поста, 8 основных башенных АУ и батарей 75 мм орудий. Для контроля правильности передачи данных имелась система обратной связи с контрольным дальномерным циферблатом, показания которого сравнивались с введенными в принимающие приборы. Комплект приборов и магнитный компас в боевой рубке показывали старшему артиллерийскому офицеру собственный курс и скорость, направление и силу ветра. Курс и скорость цели он определял приблизительно «на глаз». Имея данные о собственной скорости и курсе, направлении и силы ветра, девиации, типе цели, угле места цели и расстояния до нее, прикинув примерную скорость и курс цели — старший артиллерийский офицер, используя таблицы стрельбы, вручную (на бумаге) производил необходимые вычисления и рассчитывал необходимые поправки упреждений по ВН и ГН. Так же выбирал тип АУ и род снарядов необходимых для поражения данной цели. После этого старший артиллерийский офицер передавал данные для наведения в АУ, из которых предполагал поразить цель. Для этой цели в боевой рубке и центральном посту имелось комплект задающих приборов-указателей, которые через 47 кабельных жил передавали данные в принимающие приборы в АУ и 75 мм батареях. Вся система работала на напряжении Uр=23В через трансформатор 105/23В. По ним в случае централизованного управления огнем передавались данные о углах вертикального и горизонтального наведения, роде используемых снарядов. После получения необходимых данных наводчики-операторы выбранных АУ устанавливали орудия на заданные углы (корректировали первоначальную установку по ВЦН) и производили их заряжание выбранным типом боеприпаса. После выполнения данной операции, находившийся в боевой рубке старший артиллерийский офицер в момент, когда кренометр показывал «0», выставлял рукоятку прибора-указателя стрельбы в сектор соответствующий выбранному режиму огня «Дробь», «Атака» или «Короткая тревога» в соответствии с которым АУ открывали огонь. Данный режим централизованного управления огнем являлся наиболее эффективным. В случае выхода из строя старшего артиллерийского офицера или невозможностью по любой другой причине производить централизованное управление огнем, все 305 мм, 152мм АУ и батарея 75 мм орудий переходили на групповой (плутонговый) или одиночный огонь. В этом случае по приборам передавались данные о своем курсе, своей скорости, направлении и силе ветра, угле места цели, расстоянии до нее, но все расчеты производились командиром АУ или батареи. Этот режим огня был менее эффективен. В случае полного поражения приборов управления огнем, личного состава боевой рубки и цепей передачи данных все АУ переходили на самостоятельный огонь. В этом случае выбор цели, и наведение на нее производилось расчетом конкретной АУ с использованием только орудийного оптического прицела что резко ограничивало его эффективность и дальность. Наведение торпедных аппаратов производилось с помощью кольцевых прицелов с такой же следящей системой как у ВП для бортовых 381мм ТА или поворотом всего корпуса судна для нового и кормового 381мм ТА.

Бронирование

  • толщина нижнего броневого пояса (от носа до кормы) — 145-147-165-194-165-147-145 мм. Суммарная в центре 40мм(ПТП)+40мм(скос)+194мм(ГБП)=274 мм.
  • толщина верхнего броневого пояса (от носа до кормы) — 102-125-152-125-102 мм
  • палубы — 72-91-99 мм суммарно в разных частях корабля и до 129—142 мм с районе бортовых срезов. Состояли из нижней броневой палубы толщиной 40 мм на всем протяжении. Она за 2 м от борта образовывала скос и примыкала к нижней кромки главного броневого пояса. Средняя (батарейная) имела толщину 32-51 мм на разных участках от носа до кормы. Кроме того верхняя палуба бортовых срезов имела броню толщиной 51 мм. Крыша среднего каземата ПМК не закрытая броней срезов и кормового каземата ПМК имела толщину брони 27 мм. Броневой ящик носового каземата ПМК имел крышу и пол из брони толщиной 27 мм.
  • артустановки ГК — 254 мм, их барбеты 229-178-102 мм.
  • артустановки СК — 152 мм, их барбеты 127-152 мм.
  • казематов и часть борта — 76 мм.
  • боевой рубки и трубы в ЦП — 203 мм
  • крыши артустановок ГК и боевой рубки — 51 мм. Крыши артустановок СК — 38 мм.
  • крыши и пол (только носового) казематов ПМК — 27 мм.
  • вращающиеся столы артустановок ГК — 76 мм, СК — 38 мм.
  • противоторпедная переборка — 40 мм
  • Защита оснований дымовых труб - 51мм.

Силовая установка

В качестве ГЭУ использовались 20 паровых котлов Бельвия. 2 основных и 18 вспомогательных со смешанным отоплением. Две паровые поршневые машины суммарной мощностью 16300л.с. передавали мощность на два вала. Максимальная скорость 18 узлов (33,3км/ч). Запас угля нормальный 787т., предельный 1235т. Дальность хода 3200 миль при скорости 10 узлов. Корабль обладал отличной мореходностью.

Служба

Линкор «Слава» активно использовался в годы службы. Он участвовал в подавлении восстаний до 1-й мировой войны. В годы 1-й мировой войны линкор «Слава» активно использовался в различных боевых операциях Балтийского флота. От прикрытия минных постановок и обстрелов береговых позиций врага до морских сражений с вражеским флотом. «Слава» как правило, действовал в боевой группе с линкором «Гражданин». В 1915 году корабль участвовал в бою с двумя немецкими линкорами «Брауншвейг» и «Эльзас». «Слава» получил два попадания 283мм снарядами массой 240кг, не причинивших кораблю существенных повреждений. Но учитывая численное превосходство противника «Слава» отошел к своим. Спустя время «Слава» участвовал в бою с двумя немецкими линкорами «Нассау» и «Позен». Эти корабли относились к классу дредноутов и несли на борту по 12 мощных 283мм орудий. В этом бою линкор «Слава» отошел к своим, получив два попадания 283мм снарядами по 302кг весом. Последний бой корабля состоялся в 1917 году в Моондзундском проливе. Используя минные заграждения и большую дальность стрельбы 305мм орудий линкор «Слава» умело противостоял двум новым, мощным немецким линкорам «Кениг» и «Кронпринц Вильгельм», держась вне зоны досягаемости их 305мм орудий. В этом бою линкор «Слава» потопил два немецких тральщика, сбил один немецкий самолет и добился попадания двумя 305мм снарядами в носовую часть линкора «Кронпринц Вильгельм». На немецком корабле вспыхнул пожар. Немецкие линкоры прорвав в конце концов минные заграждения в ответ добились в «Славу» семи попаданий 305мм снарядами массой по 405,5кг из которых четыре попали в подводную часть корпуса ниже броневого пояса, образовав огромные подводные пробоины. Один снаряд пробил ГБП и взорвался на батарейной палубе, один попал в надстройки и один попал в ГБП, но пробить его не смог. Получив серьезные повреждения, которые для любого другого броненосца скорее всего были бы фатальными, линкор «Слава» на котором к тому же из за технической неисправности вышла из строя 1-я 305мм артустановка начал отход к своим. Возникший крен был устранен контрзатоплением. Однако из-за сильно увеличившейся осадки корабль уже не мог пройти мелководье пролива и в итоге было принято решение взорвать линкор. Подошедший эсминец снял с борта «Славы» команду, часть из которой находилась в противогазах, после чего был произведен подрыв погребов боеукладок. По взорванному остову судна было произведено несколько торпедных выстрелов. В 1917 году линкор «Слава» был исключен из списков флота. Корабль находился в строю 12 лет.



Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Линейный корабль Слава" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»