Гетто в Бешенковичском районе (Витебская область)

Гетто в Бешенковичском районе (Витебская область)
Часть серии статей о

Категории:

холокост · нацизм · геноцид

Вторая мировая война

Портал:Холокост Проект:Холокост

Гетто в Бешенко́вичском районе — еврейские гетто, места принудительного переселения евреев Бешенковичского района Витебской области в процессе преследования и уничтожения евреев во время оккупации территории Белоруссии войсками нацистской Германии в период Второй мировой войны.

Содержание

Бешенковичи

В Бешенковическом гетто (лето 1941 — февраль 1943) было убито примерно 2 900 евреев.

Памятник убитым евреям из Бешенковического гетто на правом берегу Западной Двины (ранее — посёлок Стрелка)

Бортники (Слобода)

Перед войной деревни Бортники и Слобода были большей частью еврейскими[1]. Нацисты заняли эти деревни в конце июня 1941 года.

В начале августа 1941 года немцы и полицаи согнали в Слободу евреев из близлежащих деревень — Бортников и Сокорово. Всего в гетто находилось 350—365 евреев[2].

Почти год над евреями безнаказанно издевались, при этом заставляя работать на самых тяжелых и часто бессмысленных работах.

В октябре 1942 года в Слободу приехали полицаи, староста и 12 членов зондеркоманды из местечка Камень. Они собрали всех евреев Слободы вместе. Затем заставили евреев-мужчин выкопать в лесу траншеи, и расстреляли их. После этого уводили в лес по десять женщин и детей и там же расстреливали[1][2].

Спастись не удалось почти никому. По рассказам известно, что врача Зарогацкую и Анну Гуревич спрятали Иван Семенович и Анастасия Степановна Жерносеки[1].

На месте расстрела стоит памятник без таблички. Известны фамилии только некоторых довоенных учеников Слободской еврейской школы, многие из которых были убиты в гетто: Коган Роха, Тимкин Зисля, Аксенцева Брайна, Дубман Хава, Хайкина Мира, Коган Исаак, Гершанская Фрейна, Аронсон Рива, Коган Буша, Раппопорт Шолом, Тимкина Брайна, Акишман Маня, Коган Рива, Натаревич Фантя, Гершанский Герш, Хайкина Ханя, Натаревич Шолом, Гершанская Галя, Натаревич Муля, учительница Анна Аркина[1].

Островно

Немцы заняли Островно 9 июля 1941 года. Известны фамилии некоторых полицаев, поступившим на службу к нацистам: Петр Савельевич Ковалевский, Михаил Павлович Сорокин, Анатолий Сергеевич Букштынов.

Уже 19 июля немцы издали приказы, что евреи должны пришить на верхнюю одежду желтую нашивку и переселиться в гетто — в десять домов на правой стороне центральной улицы местечка[3][4].

Евреям запрещалось покидать гетто, хотя оно не было ограждено. В первый же день был расстрелян Арон Штукмейстер, нарушивший этот приказ оккупантов[4].

Утром 30 сентября 1941 года, в канун праздника Рош а-Шана, гетто было окружено автоматчиками, всех евреев загнали в машины, вывезли на окраину к кладбищу и расстреляли[4].

Перед расстрелом Рыжик Рахиль — учительница младших классов, Кролик Фрида — студентка мединститута и Аня Афремова — студентка пединститута успели проклясть убийц: «за свои чёрные дела фашисты не останутся безнаказанными, не будет им прощения»[4].

Земля на могиле ещё долго шевелилась, потому что там оказались и раненые, засыпанные землёй заживо. Немцы приказали охранять могилу, чтобы не дать никому спастись, и сразу после расстрела устроили праздничное застолье — вместе с полицаями они пили и танцевали.

Всего в Островно около еврейского кладбища было расстреляно 350 евреев[5].

У Шумова Исраила погибли жена Пейса, тёща и дочь Сима, которую сначала изнасиловали. Учительницу Стефу Марковну Шехтер убили с двумя маленькими дочками. Сбежавших Исраила Шумова и Мотла Шамеса полицаи поймали и зверски убили в деревне Журавли[4].

Фамилии ещё некоторых из погибших в Островно: Берман Бася Абрамовна, её муж Рыжик Нохим Моткевич и их дети Сара и Моисей; Рыжик Мотке Рувимович, Рыжик Хьенка, Рыжик Сайе Рувимович, Рыжик-Афремова Рива Моткевна и её две дочери Рая и Дора, Рыжик Рахиль Моткевна, жена Исаака — Лиза и их двое детей Люда и Марик, родной брат Лизы (имя не сохранилось, мальчику было лет 12-13), Рыжик Мотке — Клейнер, жена его Рыжик Хася, Гальбрайх Хана[4].

На месте расстрела узников гетто в Островно в 1956 году установлен обелиск[5][6].

Улла

Перепись населения 1923 года установила, что в Улле проживало 1 068 евреев — 54,2 % всех жителей, а перед Великой Отечественной войной — 516 евреев. Мужчин призывного возраста успели забрать в Красную армию, а из оставшихся мало кто успел уйти[7].

Гетто было создано в декабре 1941 года на месте нынешнего ПТУ № 3. В старое деревянное здание райисполкома, фактически в сарай, нацисты загнали всех евреев. Местные жители мародерствовали в оставленных еврейских домах вместе с немцами[7].

Евреев принудили носить одежду с желтыми звездами, за их перемещениями постоянно следили белорусские полицаи, не позволяя без разрешения покидать гетто и выпуская евреев только в поисках еды и для принудительных работ. Всех узников, в том числе стариков, женщин, детей и больных, заставляли трудиться на тяжёлых землеройных работах.

Первые массовые убийства начались с 5 декабря 1941 года, когда фашисты уничтожили тех, кто мог оказать им сопротивление — интеллигентов, молодёжь и большинство мужчин. Мучения оставшихся в живых были настолько невыносимы, что евреи улльского гетто ждали смерти, как избавления[7].

«Когда немецкие войска заняли нашу территорию, я, как невоеннообязанный, остался под оккупацией. Недалеко от нашей деревни был лагерь еврейского населения. В 1942 году, я как раз в этот день был дома, из еврейского лагеря, где находилось человек 365, стали немцы выгонять людей на поля к „лисьим норам“, так называлось это место в народе. Когда все еврейское население: детей, стариков, женщин и мужчин, пригнали немцы к „лисьим норам“, вскоре послышались выстрелы. Выстрелы длились часов шесть, после чего начали взрывать яму, в которой лежало много трупов».

«Немцы пригнали колонну еврейского населения, среди которого были дети и старики, которые сами не могли идти, и их привозили на повозках… Расстрелы были часа два, после чего нас выгнали с лопатами и заставили закапывать трупы. Когда мы пришли к яме, она была длинной шесть метров и шириной пять метров, яма уже была немного присыпана землей, но ещё видны были человечьи ноги и головы — все окровавленные»[7].

Улльское гетто просуществовало до осени 1942 года, и из его узников в живых остались единицы.

В 1948 году Евгения Григорьевна Розенблюм (Алуф) с сестрой привезли с еврейского кладбища безымянный надгробный камень на место братской могилы, поставили ограду и маленький обелиск. Григорий Пудель, чьи родители и сестра были убиты в улльском гетто, в 1974 году привез из Ленинграда мраморные плиты для обелиска[7].

На памятнике на месте расстрела улльских евреев написано: «Товарищ, обнажи голову перед памятью погибших. На этом месте покоятся 320 жителей Уллы: детей, женщин, стариков, зверски замученных и закопанных заживо немецко-фашистскими палачами». По мнению местных жителей, свидетелей расстрелов, здесь захоронено более 360 человек[7].

Источники

  • Адамушко В. И., Бирюкова О. В., Крюк В. П., Кудрякова Г. А. «Справочник о местах принудительного содержания гражданского населения на оккупированной территории Беларуси 1941-1944». — Мн.: Национальный архив Республики Беларусь, Государственный комитет по архивам и делопроизводству Республики Беларусь, 2001. — 158 с. — 2000 экз. — ISBN 985-6372-19-4

Литература

  • Л. Смиловицкий, «Катастрофа евреев в Белоруссии, 1941—1944 гг.», Тель-Авив, 2000
  • Р. А. Черноглазова, Х. Хеер. Трагедия евреев Белоруссии в 1941—1944 гг.: сборник материалов и документов Мн.: издательство Э. С. Гальперин, 1997, ISBN 985627902X
  • Г. Р. Винница. Холокост на оккупированной территории Восточной Беларуси в 1941—1945 годах. — Мн., 2011, ISBN 978-985-6950-96-7
  • Ицхак Арад. Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941—1944). Сборник документов и материалов, Иерусалим, издательство Яд ва-Шем, 1991 ISBN 9653080105

Примечания

  1. 1 2 3 4 Аркадий Шульман. Деревня Бортники
  2. 1 2 3 Адамушко В. И., Бирюкова О. В., Крюк В. П., Кудрякова Г. А. «Справочник о местах принудительного содержания гражданского населения на оккупированной территории Беларуси 1941-1944». — Мн.: Национальный архив Республики Беларусь, Государственный комитет по архивам и делопроизводству Республики Беларусь, 2001. — 158 с. — 2000 экз. — ISBN 985-6372-19-4
  3. Раиса Рыжик. «Спаси и помилуй», Витебск, изд. Олимп, 1997, с. 11
  4. 1 2 3 4 5 6 Воспоминания Раисы Рыжик
  5. 1 2 Островно — статья из Российской еврейской энциклопедии
  6. Аркадий Шульман. Жить и помнить
  7. 1 2 3 4 5 6 Аркадий Шульман. Городок на берегу рек



Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Гетто в Бешенковичском районе (Витебская область)" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»