- Якулов Георгий Богданович
-
Георгий Богдановия Якулов (1884—1928) — русский художник, представитель русского авангарда первой половины XX века[1].
Родился в семье адвоката, в Тбилиси. По происхождению армянин. Рано овдовев, мать переехала с детьми в Москву (1893), где Георгий (Жорж) учился в Лазаревском институте восточных языков и жил в интернате. Окончательно решил стать художником в 1901, два месяца занимался в мастерской К. Ф. Юона, позже поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1903 году его отчислили за пропуски занятий и экзаменов — и сразу же призвали в армию. Был отправлен на Кавказ, а затем на поля сражений русско-японской войны. Раненый под Харбином, вернулся в Москву, где с 1905 начал самостоятельную художественную жизнь. Показывал свои произведения на выставках «Союза русских художников» и «Мира искусства» (в марте 1913 года по приглашению дрезденского общества «Kunstverein» вместе с Д. И. Митрохиным участвовал в выставке акварелистов) [2], был близок к кругу «Голубой розы».
Авангардные поиски Якулова были естественным продолжением его модерна, ритмика которого становилась все беспокойней, а формы и краски — все динамичней и ярче, выражая не отдельные сцены и символы, а общую пеструю круговерть современного города (Скачки, два варианта 1905 — в Третьяковской галерее и Картинной галерее Армении в Ереване; Бар, 1910, Третьяковская галерея; Кафе, 1911, Художественный музей, Калуга; все эти темы возникали в его картинах вновь и вновь). Естественным шагом из картины в трехмерную реальность явились оформительские работы художника в московских артистических кафе — таких, как «Питтореск» (или, после революции, «Красный петух»; 1916—1917) и «Стойло Пегаса» (1919). Якулов украсил их своими футуристическими композициями (частично сохранились эскизы и даже, что уникально, сами панно, в том числе Нападение льва на лошадь, 1919, Третьяковская галерея), к тому же именно в этой среде окончательно сложилась его теория «разноцветных солнц», призванная максимально активизировать не только чисто декоративную, но и самоценную драматическую роль цвета, действующего как бы изнутри образа. Возникшая еще в 1912, теория эта, возможно, оказала свое влияние на беспредметный симультанизм Р.Делоне и С.Делоне-Терк во Франции.
Другим руслом превращения живописи в дизайн была якуловская сценография. Его работы для театра (Принцесса Брамбилла по Э. Т. А. Гофману, 1920, Жирофле-Жирофля Ш.Лекока, 1922, и другие спектакли Камерного театра; Риенци Р.Вагнера в Театре Совета рабочих депутатов, 1923; Стальной скок С. С. Прокофьева в парижской антрепризе С. П. Дягилева, 1927) органично соединили традицию «живописного театра», экстравагантного картинного зрелища, с новым ощущением универсально-конструктивных, как бы «миростроительных» возможностей сцены.
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.