- Яков Слащёв-Крымский
-
Я́ков Алекса́ндрович Слащёв-Кры́мский (в старой орфографии Слащов, 29 декабря 1885 — 11 января 1929, Москва) — русский военачальник, генерал-лейтенант, активный участник белого движения на юге России.
Содержание
Биография
Родился 29 декабря (по другой версии — 12 декабря) 1885 года в г.Санкт-Петербурге. Отец — полковник Александр Яковлевич Слащёв, потомственный военный. Мать — Вера Александровна Слащёва.
Императорская армия
- 1905 — Окончил Павловское военное училище и был выпущен в Лейб-гвардии Финляндский полк (к 1917 году дослужился до помощника командира полка).
- 1911 — Окончил Николаевскую академию Генерального штаба по 2-му разряду (без права причисления к Генеральному штабу из-за низкого среднего балла).
- 1914 — Выступил с полком на фронт (пять раз ранен и два раза контужен).
- 1915 — Награждён Георгиевским оружием.
- 14 июля 1917 — 1 декабря 1917 — Командир Московского гвардейского полка.
Добровольческая армия
- Декабрь 1917 — Присоединился к Добровольческой армии.
- Январь 1918 — Послан генералом Алексеевым на Северный Кавказ для создания офицерских организаций в районе Кавказских Минеральных Вод.
- Май 1918 — Начальник штаба партизанского отряда полковника А. Г. Шкуро; затем начальник штаба 2-й Кубанской казачьей дивизии генерала Улагая.
- 6 сентября 1918 — Командир Кубанской пластунской бригады в составе 2-й дивизии Добровольческой армии.
- 15 ноября 1918 — Командир 1-й отдельной Кубанской пластунской бригады.
- 18 февраля 1919 — Командир бригады в 5-й дивизии.
- 8 июня 1919 — Командир бригады в 4-й дивизии.
- 14 мая 1919 — За боевые отличия произведен в генерал-майоры.
- 2 августа 1919 — Начальник 4-й дивизии (13-я и 34-я сводные бригады).
- 6 декабря 1919 — Командующий 3-м армейским корпусом (13-я и 34-я сводные бригады, развернутые в дивизии, численность 3,5 тыс. штыков и сабель).
Оборона Крыма
- 27 декабря 1919 — Во главе корпуса занял укрепления на Перекопском перешейке, не допустив захвата Крыма.
- Зима 1919-1920 — Руководитель обороны Крыма.
- Февраль 1920 — Командующий Крымского корпуса (бывшего 3-го АК)
- 25 марта 1920 — Произведен в генерал-лейтенанты с назначением командующим 2-м армейским корпусом (бывшим Крымским).
- Август 1920 — После невозможности ликвидировать Каховский плацдарм красных, поддерживаемый крупнокалиберными орудиями ТАОН (Тяжёлой артиллерии особого назначения) красных с правого берега Днепра, подал прошение об отставке.
- Август 1920 — В распоряжении главнокомандующего.
- 18 августа 1920 — Приказом генерала Врангеля получил право именоваться «Слащев-Крымский».
- Ноябрь 1920 — В составе Русской армии эвакуировался из Крыма в Константинополь.
Генерал Слащев, бывший полновластный властитель Крыма, с переходом ставки в Феодосию, оставался во главе своего корпуса. Генерал Шиллинг был отчислен в распоряжение Главнокомандующего. Хороший строевой офицер, генерал Слащев, имея сборные случайные войска, отлично справлялся со своей задачей. С горстью людей, среди общего развала, он отстоял Крым. Однако, полная, вне всякого контроля, самостоятельность, сознание безнаказанности окончательно вскружили ему голову. Неуравновешенный от природы, слабохарактерный, легко поддающийся самой низкопробной лести, плохо разбирающийся в людях, к тому же подверженный болезненному пристрастию к наркотикам и вину, он в атмосфере общего развала окончательно запутался. Не довольствуясь уже ролью строевого начальника, он стремился влиять на общую политическую работу, засыпал ставку всевозможными проектами и предположениями, одно другого сумбурнее, настаивал на смене целого ряда других начальников, требовал привлечения к работе казавшихся ему выдающимися лиц (Врангель П.Н. Записки. Ноябрь 1916 г. - ноябрь 1920 г. Воспоминания. Мемуары. - Минск, 2003. т. 11. с. 22-23). Был бесстрашен, постоянно личным примером водил в атаку войска. Имел девять ранений, последнее из которых — контузию в голову — получил на Каховском плацдарме в начале августа 1920 г. Многие ранения переносил практически на ногах. Чтобы уменьшить невыносимую боль от ранения в живот в 1919, которое не заживало более полугода, начал колоть себе обезболивающее — морфий, потом перистрастился к кокаину, отчего за ним закрепилась «слава» наркомана…
Эмиграция и возвращение в СССР
После эмиграции жил в Константинополе, прозябая в нищете и занимаясь огородничеством. В Константинополе Слащёв резко и публично осуждал Главнокомандующего и его штаб, за что по приговору суда чести был уволен от службы без права ношения мундира. В ответ на решение суда в январе 1921 г. издал книгу «Требую суда общества и гласности. Оборона и сдача Крыма (Мемуары и документы)».
На смерть Я. СлащеваЛишенный света, веры, страха,
Он, как ребенок, рассердясь,
Волшебный дар небес, с размаха,
Швырнул, с улыбкой жалкой, в грязь.
Трехцветный стяг сменил на тряпку,
А гордый герб свой – на узду
И, с диким хохотом, на шапку
Одел кровавую звезду.Задумываться о неправоте белого дела Слащёв начал, когда его беременная жена летом 1920 попала в руки чекистов Дзержинского, знавших, кто она, и была ими отпущена обратно к генералу через линию фронта, несмотря на угрозу ставленницы Троцкого комиссара 13-й красной армии Розалии Землячки её расстрелять.
По некоторым данным, в 1920 Слащёв лично приходил на переговоры к красным в занятый ими Корсунский монастырь под Бериславом и был свободно отпущен полномочным комиссаром Дзержинского.
К Слащёву хорошо относился председатель ВЧК Дзержинский, его ненавидел Главком РККА Троцкий.
Вступив в Константинополе в переговоры с советскими властями, был амнистирован. 21 ноября 1921 года вместе с белыми казаками вернулся в Севастополь, откуда в личном вагоне Дзержинского выехал в Москву. Обращался к солдатам и офицерам Русской армии с призывом возвращаться в СССР. В 1924 г. издал книгу «Крым в 1920 г. Отрывки из воспоминаний». С июня 1922 г. — преподаватель тактики школы комсостава «Выстрел».
11 января 1929 г. был убит троцкистом Лазарем Коленбергом в своей комнате при школе — якобы из мести за брата, повешенного по приказу Слащёва, хотя по времени это убийство совпадает с волной репрессий, обрушившихся на бывших офицеров Белой армии.
Семья
- Жена (1-й брак с 1913 по 1920 год): Софья Владимировна Козлова 1891 года рождения, единственная дочь командира Лейб-гвардии Финляндского полка генерала Владимира Аполлоновича Козлова.
- Жена (2-й брак с 1920): Нина Николаевна Нечволодова («юнкер Нечволодов»), 1899 года рождения, племянница начальника Главного артиллерийского управления РККА, сражалась бок о бок с белым генералом с 1918 года. Имела боевые ранения.
- Дочь: Вера Яковлевна Слащёва 1915 года рождения, от первого брака. В 1920 году вместе с матерью выехала во Францию.
Сочинения
- Слащёв Я. А. Ночные действия. Спб., 1913.
- Слащов-Крымский Я. А. Требую суда общества и гласности (Оборона и сдача Крыма). Мемуары и документы. Константинополь, 1921.
- Слащов Я. А. Операции белых, Петлюры и Махно на южной Украине в последней четверти 1919 года // Военный вестник. 1922. № 9 — 13.
- Слащов Я. А. Действия авангарда во встречном бою // Военное дело.1922. № 14.
- Слащов Я. А. Прорыв и охват (обхват) // Военное дело. 1922. № 15\16.
- Слащов Я. А. Вопросы полевого устава // Военное дело. 1922. № 15\16.
- Слащов Я. А. Значение укреплённых полос в современной войне // Военное дело. 1922. № 17-18.
- Слащов Я. А. Крым в 1920 году: Отрывки из воспоминаний. М.;Л., 1924.
- Слащов Я. А. Манёвр как залог победы // Выстрел. 1926. № 3.
- Слащов Я. А. Лозунги русского патриотизма на службе Франции. Период Деникина — Период Врангеля // Кто должник? К вопросу о франко-советских отношениях. М., 1926.
- Слащов Я. А. Борьба с десантами // Война и революция. 1927. № 6.
- Слащов Я. А. Мысли по вопросам общей тактики. М.;Л., 1929.
- Слащов-Крымский Я. А. Белый Крым, 1920 г.: Мемуары и документы. М., 1990.
- Слащов Я. А. Крым в 1920 году // Белое дело: Избранные произведения. В 16 кн. Кн. 11. Белый Крым. М., 2003.
Образ Слащёва в искусстве
Стал прообразом генерала Романа Хлудова в пьесе М. Булгакова «Бег».
Один из второстепенных героев романа Валентинова Андрея «Флегетон», повествующем о Белом Движении в Крыму
Воспоминания барона Врангеля
Прибыл генерал Слащев. После нашего последнего свидания, он еще более осунулся и обрюзг. Его фантастический костюм, громкий нервный смех и беспорядочный отрывистый разговор производили тягостное впечатление. Я выразил ему восхищение перед выполненной им трудной задачей по удержанию Крыма и высказал уверенность, что под защитой его войск, я буду иметь возможность привести армию в порядок и наладить тыл. Затем я ознакомил его с последними решениями военного совета. Генерал Слащев ответил, что с решением совета он полностью согласен и просил верить, что его части выполнят свой долг. Он имел основание ожидать в ближайшие дни наступления противника. Я вкратце ознакомил его с намечаемой операцией по овладению выходами из Крыма. Затем генерал Слащев затронул вопросы общего характера. Он считал необходимым в ближайшие же дни широко оповестить войска и население о взглядах нового Главнокомандующего на вопросы внутренней и внешней политики. Врангель П. Н. Записки. Ноябрь 1916 г. — ноябрь 1920 г. Воспоминания. Мемуары. — Минск, 2003. т. 11. с. 29
…В заключение нашего разговора я передал генералу Слащеву приказ, в коем в воздаяние его заслуг по спасению Крыма ему присваивалось наименование «Крымский»; я знал, что это была его давнишняя мечта (приказ № 3505, 6 (19) августа 1920 г.). Слащев растрогался совершенно; захлебывающимся, прерываемым слезами голосом, он благодарил меня. Без жалости нельзя было на него смотреть. В тот же день генерал Слащев с женой был у моей жены с визитом. На следующий день мы поехали отдавать визит. Слащев жил в своем вагоне на вокзале. В вагоне царил невероятный беспорядок. Стол, уставленный бутылками и закусками, на диванах — разбросанная одежда, карты, оружие. Среди этого беспорядка Слащев в фантастическом белом ментике, расшитом желтыми шнурами и отороченном мехом, окруженный всевозможными птицами. Тут были и журавль, и ворон, и ласточка, и скворец. Они прыгали по столу и дивану, вспархивали на плечи и на голову своего хозяина. Я настоял на том, чтобы генерал Слащев дал осмотреть себя врачам. Последние определили сильнейшую форму неврастении, требующую самого серьезного лечения. По словам врачей последнее возможно было лишь в санатории и рекомендовали генералу Слащеву отправиться для лечения заграницу, однако все попытки мои убедить его в этом оказались тщетными, он решил поселиться в Ялте. Врангель П. Н. Записки. Ноябрь 1916 г. — ноябрь 1920 г. Воспоминания. Мемуары. — Минск, 2003. т. 11. с. 236—137
Смерть Слащева
11 января на своей квартире был убит А. (опечатка — д.б. 'Я') Слащев *). Неизвестный, войдя в квартиру, выстрелил в Слащева и скрылся. Слащев, в прошлом командир одной из врангелевских армий, в последнее время был преподавателем на стрелково-тактических курсах усовершенствования комсостава. ("Правда (газета), 13 января 1929 года)
Убийство Я. А. Слащева 11-го января, как у нас сообщалось, в Москве на своей квартире убит бывший врангелевский генерал и преподаватель военной школы Я. А. Слащев. Убийца, по фамилии Коленберг, 24-х лет, заявил, что убийство им совершено из мести за своего брата, казненного по распоряжению Слащева в годы гражданской войны. Я. А. Слащев с 1922 года, с момента добровольного своего перехода на службу в красную армию, работал преподавателем тактики на курсах «Выстрел». Я. А. Слащев происходил из дворян. Службу свою в царской армии он начал с 1902 года. В 1911 году он окончил академию генерального штаба и, отказавшись от зачисления по генеральному штабу, перешел на службу в Пажеский корпус, где преподавал военные науки до начала мировой войны. Войну он начал в должности командира роты, а в 1916 году был назначен командиром полка. В гражданскую войну Я. А. Слащев был на стороне белых. В армии Деникина он занимал пост главнокомандующего войсками Крыма и Северной Таврии, впоследствии же при Врангеле был назначен командиром отдельного корпуса. Во время пребывания в Крыму Слащев жестоко расправлялся с рабочими крестьянами. Не поладив с Врангелем по мотивам служебного и личного характера, он был отозван и уехал в Константинополь. В Константинополе Врангель разжаловал Слащева в рядовые. В 1922 году Слащев добровольно возвращается из эмиграции в Россию, раскаивается в своих преступлениях перед рабочим классом и амнистирован советским правительством. С 1922 г. добросовестно работает преподавателем в «Выстреле» и сотрудничает в военной прессе. Недавно им был сдан в печать труд «Общая тактика». В связи с убийством производится следствие. Вчера в 16 ч.30 мин., в московском крематории состоялась кремация тела покойного Я. А. Слащева. («Известия (газета)», 15 января 1929 года)
Убийство Слащева В Москве в своей квартире убит генерал Я. А. Слащев, один из активных участников белого движения, снискавший весьма печальную память своей исключительной жестокостью и бесшабашностью. Уже в Крыму Слащев старался стать вместо генерала Врангеля во главе армии, а затем в Константинополе выпустил известную брошюру, в которой требовал суда над главнокомандующим (Врангелем). Из Константинополя Слащев переехал в Москву, советская власть охотно простила ему прегрешения по отношению к ней и назначила его профессором Военной Академии. Однако там ему не удалось удержаться вследствие крайне враждебного отношения к нему слушателей. Слащев переведен был на стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава (так наз. «Выстрел»), где он и оставался до последних дней в качестве лектора, успевшего выпустить за время пребывания в СССР несколько трудов по военным вопроса. Местожительство Слащева в Москве тщательно скрывалось. <...> Последние сообщения берлинских газет говорят об аресте убийцы, 24-летнего Коленберга, который заявил, что убил Слащева за расстрел брата, совершенный Слащевым в Крыму. В Москве утверждают, что убийство совершено было уж несколько дней назад, но не сразу о нем решились сообщить. Тело Слащева сожжено в московском крематории. При сожжении присутствовали Уншлихт и другие представители реввоенсовета. (Газета «Руль», Берлин, 16 января 1929 года)
Генерал Я. А. Слащев <...> Впоследствии выяснится, убила ли его рука, которой действительно руководило чувство мщения, или которой руководило требование целесообразности и безопасности. Ведь странно, что «мститель» более четырех лет не мог покончить с человеком, не укрывшимся за толщей Кремлевских стен и в лабиринте Кремлевских дворцов, а мирно, без охраны проживавший в своей частной квартире. И в то же время понятно, если в часы заметного колебания почвы под ногами, нужно устранить человека, известного своей решительностью и беспощадностью. Тут нужно было действительно торопиться и скорее воспользоваться и каким-то орудием убийства, и печью Московского крематория, способного быстро уничтожить следы преступления. («За свободу», Варшава, 18 января 1929 года)
См. также
Ссылки
- Хронос
- Русские вне России — генерал Слащёв-Крымский. Часть 2
- Виктор Ковальчук. Как белогвардейский генерал красноармейцев воевать учил
- И.Болгарин, В.Смирнов. Багровые ковыли. М, 2004 ISBN 5-9533-1415-9
- Вяч. Шамбаров. Белогвардейщина
- Дарья Мельник. И в стане белых, и в Советской России он оказался не ко двору
Wikimedia Foundation. 2010.