Цензура в Российской Федерации


Цензура в Российской Федерации
Цензура
Censored
По странам

Белоруссия
Великобритания
Германия

Иран
СССР
США

См. также: Свобода слова по странам
По СМИ

Реклама
Анимэ
Запрещённые книги
Запрещённые фильмы
Радиоцензура

Интернет
Музыка
Видеоигры
Сожжение книг
Почтовая цензура

По каналам

BBC

MTV

По методам

Предварительная цензура
Последующая цензура
Карательная цензура
Самоцензура
Заговор молчания
Политкорректность
Задержка вещания
Система контроля за содержимым
Пикселизация
Глушение

По контексту

Корпоративная цензура
Фашистская цензура
Политическая цензура
Религиозная цензура

Свобода слова в России — декларируемое Конституцией Российской Федерации право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако согласно публикуемым мнениям ряда организаций, политических деятелей, журналистов, писателей и других лиц, свобода слова в России ограничена[1][2]. Некоторые заявляют, что свобода слова в России отсутвует[3][4][5]

Содержание

Мнения международных правозащитных организаций

Согласно рейтингу организации Freedom House в отношении свободы прессы, в 2005 году Россия объявлена полностью несвободной страной, заняв 158 место из 194 (из стран бывшего СССР ниже ее поставлены только Белоруссия, Узбекистан и Таджикистан). По мнению организации, «российские власти используют юридическое и экономическое давление, а также угрозы физической расправы, чтобы предотвратить появление в СМИ критической информации по особо острым темам, таким как, например, конфликт в Чечне»[6]. По данным организации «Репортеры без границ», в 2008 году Россия заняла 141-е место из 173 в рейтинге свободы прессы [7].

Правовые основы

Конституционные нормы и международные договоры

Согласно статье 29 Конституции Российской федерации:

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Ратифицированная Россией в 1998 году Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает обеспечение права на свободу выражения мнения (статья 10):

  1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.
  2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Законодательство

Введённые Конституцией и Европейской конвенцией положения о защите свободы слова и о допустимых её ограничениях реализованы в законодательстве России, в том числе в федеральных законах «О средствах массовой информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», в законе РСФСР «О языках народов Российской Федерации», в части IV Гражданского кодекса РФ, в законе «О государственной тайне», федеральных законах «Об обязательном экземпляре документов», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О рекламе», «О связи», «О коммерческой тайне», «О персональных данных», «Об архивном деле в Российской Федерации».

Правовые нормы, утверждающие свободу слова

Закон «О средствах массовой информации» в статье 3 подтверждает конституционную норму о недопустимости цензуры, которая определяется как «требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей» и запрещает создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

Закон «О связи» предусматривает право пользования услугами связи и обеспечивает тайну связи.

Ответственность за незаконное ограничение свободы слова

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (статья 140) и за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (статья 144).

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (статья 5.39) воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (статья 13.16) и воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (статья 13.18).

Правовые нормы, ограничивающие свободу слова

Статья 4 закона о СМИ описывает ограничения на реализацию свободы слова, запрещая использование СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости», запрещает распространение информации о запрещённых за экстремизм организациях и о способах производства и местах приобретения наркотиков, и ограничивает работу журналистов при освещении контртеррористических операций.

История свободы слова в России

Пример дореволюционной цензуры (1886), зацензурированные места заменены точками для сохранения набора

В России до начала XIX века свобода выражать свои убеждения была только у монарха. В 1804 году император Александр I подписал новый цензурный устав, являвшийся инструкцией для цензоров, который гласил, что цензура вводится «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». Подчеркивалось, что двусмысленные места следует толковать «выгоднейшим для сочинителя образом, нежели преследовать». На практике эти рекомендации игнорировались, и правление Александра I (в особенности после 1812 г.) характеризовалось весьма жёсткой цензурой. Более заметное ослабление ограничений на свободу печати произошло в 1855—1861 гг. в период правления императора Александра II. В особенности оно коснулась изданий университетов, которые были освобождены от ведомственной цензуры. Обе «оттепели» оказались скоротечными и проводились сверху, с целью повышения лояльности общества режиму самодержавия, а также ради создания условий для модернизации страны. В 1917 г. Февральская революция поначалу отменила цензурные ограничения, однако они были восстановлены уже в августе после попытки мятежа под предводительством Л. Г. Корнилова.


Свобода слова в СССР

Основная статья: Цензура в СССР

Ограничения свободы слова в СССР носили в первую очередь идеологический характер. Основными объектами цензуры были: антисоветская пропаганда (в которую включалось всё, что не соответствовало текущим идеологическим установкам), военные и экономические секреты (включая, например, информацию о местах заключения), негативная информация о состоянии дел в стране (катастрофы, экономические проблемы, межнациональные конфликты, отрицательные социальные явления и так далее), а также любая информация, которая могла вызвать нежелательные аллюзии.

Правящая в СССР коммунистическая партия провозглашала «социально-политическое и идейное единство общества»[8], а идеологический плюрализм отвергался в принципе:

«ленинская партия… непримиримо выступает против любых взглядов и действий, противоречащих коммунистической идеологии».[9]

Большинство исследователей отмечает тотальный характер советской цензуры и подчинение цензурных органов контролю со стороны коммунистической партии.[10][11][12] Правозащитники утверждали, что цензурная практика нарушала международные обязательства СССР.[13][14]

Жёсткая цензура была введена большевиками вскоре после захвата власти в России. 27 октября (9 ноября) 1917 года Совнаркомом был выпущен «Декрет о печати»[15], по которому с октября 1917 по июнь 1918 были закрыты или прекратили существование более 470 оппозиционных газет.[16] Все полиграфические мощности, запасы бумаги, кино- и фотопромышленность были национализированы.

В дальнейшем цензура была усилена и централизована. В 1922 году было создано было создано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит) с целью «объединения всех видов цензуры печатных произведений».[17] Формально Главлит подчинялся Наркомпросу, а с 1946 года — Совету министров СССР, но реально цензура всегда контролировалась органами коммунистической партии.[18] Проводились массовые изъятия и уничтожения идеологически «вредных» книг, а к 1926 году в крупных библиотеках были созданы спецхраны, где находилась литература, доступ к которой предоставлялся по специальному разрешению.[19]

Зарубежные музыкальные группы и исполнители, запрещенные в СССР в 1985 году

Период с 1930 по 1953 годы Арлен Блюм назвал «эпохой тотального террора».[20], а Геннадий Жирков — временем «тотальной партийной цензуры».[21] В эти годы окончательно сложилась многоуровневая система цензуры — от самоцензуры до партийного контроля за цензорским аппаратом, запрету были подвергнуты не только любые произведения репрессированных авторов, но даже упоминания о них. Целые направления в науке (особенно в гуманитарной сфере) оказались под запретом.

После смерти Сталина произошло незначительное общее ослабление цензурных ограничений (так называемая «Хрущёвская оттепель»), однако позже примерно с 1964—1966 года запреты вновь усилились. Цензура эпохи застоя вновь стала неотъемлемым элементом советской пропагандистской машины, теперь игравшей в большей степени консервативно-охранительные функции. Развернулась активная борьба с аллюзиями, реминисценциями и прочими формами иносказаний. Цензурировалось фактически не то, что было написано, сказано и показано, а то, что могли об этом подумать читатели, слушатели и зрители.[22][23] Проводилось активное подавление помехами зарубежных коротковолновых радиостанций, вещавших на СССР (см. Вражеские голоса).

Одним из существенных элементов цензуры были статьи Уголовного кодекса РСФСР № 70 («антисоветская агитации и пропаганда») и № 190-1 («распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский строй»). По этим статьям по данным КГБ СССР с 1958 по 1966 годы было осуждено 3448 человек, а с 1967 по 1975 годы — ещё 1583 человека.[24]

Радикальное улучшение положения со свободой слова началось после того, как в начале 1986 года на XXVII съезде КПСС М. С. Горбачёв объявил, что «принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении».[25] Это означало возможность обсуждать множество ранее запретных тем, критиковать те или иные органы власти.

12 июня 1990 года Верховным Советом СССР был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», в котором было прямо указано, что «Цензура массовой информации не допускается».[26]

Свобода слова при Ельцине

После падения КПСС и распада СССР, в начальный период (1991—1993 гг.) правления Президента Б. Н. Ельцина, уровень свободы на СМИ оставался на уровне 1990—1991 г.[27] Центральное телевидение регулярно озвучивало критику действий чиновников всех рангов и других государственных служащих. Гласность и многопартийная система значительно расширили спектр обсуждаемых обществом вопросов в 1990-х годах. С отменой цензуры учёные, журналисты и депутаты затрагивали тему контроля общества над силовыми структурами, давали новый взгляд на историю царской России, Февральской, Октябрьской революций, Гражданской войны, ленинских и сталинских реформ и репрессий, Великой отечественной войны и других событий советского периода. Хотя КПСС была отстранена от власти и позже распущена, коммунистическая и националистическая оппозиции имели достаточно возможностей для вовлечения значительной части членов Государственной думы и зрительской аудитории.

Цензурные ограничения касались преимущественно ответственности спецслужб и партийной номенклатуры (от В. И. Ленина до собственно правящей элиты) за «преступления советского режима», что широко не обсуждалось. Также, к середине 1996 г. оппозиция практически утратила доступ к телевидению[28].

Свобода слова при Путине

По мнению отечественных и зарубежных критиков президента В. В. Путина, его приход к власти в 2000 г. сопровождался ухудшением свободы прессы и СМИ. Основные источники информации для населения — центральные каналы телевидения ОРТ, РТР и НТВ — оказались под контролем государства, которое проводит на них политику, несовместимую с плюрализмом [27]. Следует отметить, что в российском обществе до сих пор распространено мнение о необходимости политической цензуры (по данным Левада-центра)[29], по данным же ВЦИОМ большинство хочет ограничить такие темы как порнография и насилие, в то время как за политическую цензуру выступают только 7 % [30].

Динамика международного индекса свободы прессы в странах Большой восьмерки по данным организации Репортёры без границ. Чем выше индекс, тем менее свободна пресса.

Согласно отчётам международной организации «Репортёры без границ», насилие (в частности, убийство авторитетных журналистов Анны Политковской и Пола Хлебникова) представляет основную угрозу свободе слова в России. По мнению организации, даже когда это насилие не исходит от представителей власти, она всё равно несёт ответственность. Одни независимые газеты вынуждены были закрыться в результате наложения на них огромных штрафов, другие подвергаются давлению с требованием прекратить обсуждение вопросов, существенных для имиджа властей. Регулирующее СМИ законодательство не соответствует европейским стандартам. Всё это приводит к вынужденной самоцензуре на подавляющем большинстве СМИ [31].

Комитет защиты журналистов утверждает, что во время правления Путина было убито 13 журналистов и убийцы до сих пор не найдены [32][33], (хотя тут следует оговориться, что, например, убийства Ильи Зимина и Константина Боровко произошли на бытовой почве. Предполагаемого убийцу Зимина сейчас судят в Молдавии, а суд над убийцами Боровко уже закончен [34], что не указано в отчёте комитета защиты журналистов). Всего, по оценкам организации «Репортёры без границ» в России после распада СССР было убито 133 журналиста.

Отвечая на критику, В. Путин настаивал, что в 1990-е свободы прессы как таковой не было, поскольку национальные каналы телевидения находились под контролем олигархических групп. Он также отрицал, что государство осуществляет контроль над телерадиокомпаниями, кабельным телевидением и интернетом. По мнению Путина, чисто государственным является только канал ВГТРК, который выражает государственную точку зрения. В АО «Первый канал» участвуют иностранные инвесторы, а НТВ принадлежит компании «Газпром», которая только на 51 % является государственной.[35][36].

Акции по ограничению свободы слова на федеральном уровне

Историки Владимир Прибыловский и Юрий Фельштинский считают «дело Бабицкого» первым эпизодом борьбы Путина со свободой слова. Далее они отмечают только до конца 2003 г. и только на федеральном уровне (не считая преследования региональных СМИ) следующие акции:

  • февраль 2000 — «дело Хинштейна» (попытка МВД посадить в психиатрическую больницу или возбудить уголовное дело против журналиста «МК» А.Хинштейна за его давние разоблачительные статьи против ведомства и лично министра В.Рушайло);
  • апрель 2001 — арест по подстроенному ФСБ делу о покупке оружия Эдуарда Лимонова;
  • апрель-май 2001 — разгром «старого» НТВ;
  • декабрь 2001 — осуждение за шпионаж журналиста-эколога Григория Пасько,
  • 2002 — «дело ТВ-6»;
  • май 2002 — попытка закрытия «Новой газеты» с помощью иска Межпромбанка;
  • июнь 2002 — закрытие «Общей газеты»;
  • сентябрь 2002 — обыск в издательстве «Ad Marginem» по обвинению в распространении порнографии (её усмотрели в романе Сорокина); как полагают Прибыловский с Фельштинским, ссылаясь на слухи, обыск был проведён из-за публикации романа А.Проханова «Господин Гексоген», в котором они увидели обвинения Путина во взрывах домов [37];
  • ноябрь 2002 — обыск в редакции газета «Версия»;
  • февраль 2003 — закрытие «старых» «Новых Известий»;
  • февраль 2003 — чистка на «новом» НТВ;
  • май-июнь 2003 — поправки к закону о СМИ;
  • сентябрь 2003 — отъем помещения у журнала «Новое время»;
  • июнь 2003 — закрытие ТВС;
  • сентябрь-декабрь 2003 — предвыборные цензурные репрессии против печатных СМИ;
  • сентябрь-декабрь 2003 — предвыборное усиление цензуры на телевидении [37].

Ограничение свободы слова во время правления Путина критикуется многими правозащитными организациями. Так, международная правозащитная организация «Репортёры без границ» опубликовала в 2006 году доклад о положении средств массовой информации в России. Правозащитники утверждают, что правительственный контроль над телеканалами в 2005 году ужесточился. Угроза насилия является наибольшей опасностью для свободных журналистов [31][38]. Также ранее данная организация отмечала ущемления свободы слова в России [39].

Закрытие региональных СМИ

  • Закрытие газеты и интернет-сайта «Зырянская жизнь» беломорским управление Росохранкультуры (Архангельск) по обвинению в пропаганде национализма (статья, вызвавшая недовольство властей). Главный редактор Сергей Сорокин обвинение отрицает и заявляет, что газета была закрыта за критику власти. 5 июня 2007 г. Верховный суд Республики Коми отказал Беломорскому управлению Росохранкультуры в удовлетворении искового заявления о прекращении деятельности газеты «Зырянская жизнь» и признании недействительным свидетельства о ее регистрации. 11 июня сайт «Зырянской жизни» возобновил обновление материалов. [40]

Преследование независимых журналистов

В 2001 году Путин занял 22 место в списке 30 худших врагов прессы организации «Репортёры без границ» и 5 место в списке 10 худших врагов прессы международного Комитета защиты журналистов [28]. В 2004 г. Freedom House поставила Россию по уровню свободы печати на 147-е место из 193-х.[41]

Как отмечал Леонид Парфенов, если при Ельцине случаи возбуждения уголовных дел против журналистов и СМИ носили единичный характер и сопровождались большим скандалом, то при Путине они быстро вошли в практику; по подсчетам Центра Экстремальной Журналистики в 2000 году конфликтов, связанных с обвинениями журналистов в уголовных преступлениях, было 19, в 2001 году — 31, в 2002 г. — 49, в первой половине 2003 года — более 20.[41]

Путина и контролируемые им силовые структуры обвиняют в похищении журналиста Андрея Бабицкого в начале 2000 г. [42][43]

Кроме того, ФСБ и Путин обвинялись в отравлении (несмертельном) журналистки Анны Политковской в сентябре 2004 года (при ее попытке поехать в Беслан) [44]; а также позднее в ее убийстве в 2006 году [45].

Среди акций против журналистов, проведённых при Путине — арест грузинской журналистки Наны Лежава в Беслане в сентябре 2004 г., причём Лежава подверглась воздействию психотропных средств в офисе ФСБ, что вызвало опасные для здоровья последствия. Полагают, что причиной этого явилась прямая трансляция Лежава во время штурма школы, когда Лежава заявила в эфир, что первый взрыв произошел с внешней (а не внутренней, как утверждалось) стороны спортзала и таким образом был результатом действий федеральных сил [46].

В настоящее время некоторые журналисты и редакторы независимых интернет-ресурсов вынуждены просить политическое убежище за границей, поскольку нарушение их прав в РФ стало вопиющим. В качестве примера тому можно назвать уголовное дело, возбужденное против сайта «Ингушетия.ру» и его главреда Розы Мальсаговой, которая в июле 2008 г. покинула Россию [47] вместе с тремя малолетними детьми, чтобы найти убежище в ЕС.

31 августа 2008 года в Ингушетии выстрелом в висок был убит известный оппозиционный журналист, владелец сайта «Ингушетия.Ru» Магомед Евлоев. Согласно официальной версии[48], выстрел был произведен якобы «случайно» одним из сотрудников МВД, которые задержали Евлоева в аэропорту города Магас. Магомед Евлоев скончался, не приходя в сознание, в ингушской республиканской клинической больнице. Обвинение в убийстве Магомеда Евлоева было предъявлено начальнику охраны министра внутренних дел Ингушетии Ибрагиму Евлоеву.[49]

Ограничения свободы слова

Официально цензура в России отсутствует, соответствующих государственных органов не существует, специального разрешения на публикацию от такого рода органов не требуется. Однако публикации печатных изданий, музыкальных произведений, фильмов, иных произведений, могут быть запрещены решением суда, если такие произведения будут признаны экстремистскими (разжигающими социальную, национальную, религиозную, расовую рознь, призывающими к насильственному свержению власти и так далее) или порнографическими.

С июля 2007 года в РФ каждые полгода публикуется Федеральный список экстремистских материалов (признанных судом экстремистскими за прошедшие полгода). В этот список входят печатные издания, музыкальные альбомы, кинофильмы.[50]

Постановление Главы города Вологды Е. Б. Шулепова № 1310 от 18 марта 2009 года обязало редактора газеты «Вологодские новости» (муниципальное унитарное предприятие)

3.26. Представлять на утверждение начальнику управления массовых коммуникаций и общественных связей Управления делами Администрации города Вологды макет нового выпуска газеты до отправления его в типографию, с которой заключен договор, для печати.[51]

Цензура на телевидении

НТВ: цензура эфира и закрытие телепрограмм

16 ноября 2003 года из программы «Намедни» на телеканале НТВ был вырезан сюжет, посвящённый книге журналистки Елены Трегубовой «Байки кремлёвского диггера». В своей книге журналистка нелестно отзывалась о тогдашнем президенте России Владимире Путине. Программа в полном объёме была транслирована на дальневосточные регионы страны, после чего по приказу генерального директора НТВ Николая Сенкевича сюжет о книге был исключен из передачи.[52]

По факту этого события Союз журналистов обратился к Генеральному прокурору Владимиру Устинову с просьбой возбудить уголовное дело против Николая Сенкевича по статье 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста»,[53] но прокуратура не поддержала обращение.
Сам Игорь Сенкевич объяснял свое решение о снятии сюжета тем, что «НТВ не отхожее место, где есть место хамству и пошлости».[54]

28 мая 2004 года заместитель генерального директора НТВ по информационному вещанию Александр Герасимов потребовал снять из эфира программы «Намедни» интервью с вдовой убитого в Катаре Зелимхана Яндарбиева. Текст интервью был также удален с сайта НТВ, а также был вычищен интернет-форум телепрограммы, где телезрители обсуждали запрещенный к показу сюжет.[55] Ведущий «Намедни» Леонид Парфёнов заявил, что Александр Герасимов запретил показ интервью по просьбе представителей российских спецслужб.[56]

Александр Герасимов не отрицал, что подобная просьба к нему поступала: «Была устная просьба о том, чтобы не давать в эфир ничего, касающегося хода судебного разбирательства, так как, считают спецслужбы, это может повлиять на решение, которое вынесет суд Катара».

1 мая 2004 года Леонид Парфёнов был уволен с телеканала НТВ «по сокращению штатов», а программа «Намедни» была закрыта. Одновременно с этим был закрыт сайт программы, а также форум «Намедни» на сайте телеканала НТВ. По сообщениям [57]

В июле 2004 года на телеканале НТВ была закрыта информационно-развлекательная программа «Красная Стрела».[58]. Руководство телеканала мотивировало снятие программы с эфира дороговизной проекта. «Красная стрела» дважды награждалась телевизионной премии ТЭФИ. Впервые получая этот приз в 2002 году, один из ведущих программы Алексей Колган, озвучивавший Хрюна Моржова, пошутил: «На эти статуэтки мы со Степкой будем пялиться, когда нас закроют». Второй раз телеакадемики отметили «Красную стрелу» премией ТЭФИ в сентябре 2004 года, уже после закрытия программы.[59]

9 июля 2004 года в последний раз вышел в эфир выпуск общественно политического ток-шоу «Свобода слова» Савика Шустера. В течение полутора недель пресс-служба и руководство НТВ не подтверждали слухи о закрытии программы, но «Свобода слова» с того времени навсегда покинула эфир телеканала НТВ. 19 июля 2004 года в интервью газете «КоммерсантЪ» генеральный директор НТВ Владимир Кулистиков объяснял причины закрытия программы тем, что она «воспринималась как клуб „пикейных жилетов“», которые «доказывали один тезис: Путин — не голова», а также тем, что «люди статусные» в эфире «Свободы слова» «оставались в меньшинстве», и любой «испытанный боец-краснобай из правых или левых» мог хорошо поставленным голосом настроить публику против «робкого и немного косноязычного представителя парламентского большинства».[60]

Британская газета «The Times» в июле 2004 года приводила слова главы Союза журналистов России Игоря Яковенко, который так прокомментировал закрытие «Свободы слова»:

«Это последний этап превращения НТВ в обычный государственный канал. Теперь телезрители могут выбросить пульты за ненадобностью, потому что все каналы будут одинаковы»[61][62]

Президент фонда «Академия российского телевидения» Владимир Познер в интервью газете «Время новостей» заявил:

«Снятие с эфира таких программ, как „Красная стрела“, „Свобода слова“, „Намедни“, — это безобразие. Они имели прекрасный рейтинг и были сделаны отличным образом на хорошем, а иногда блистательном профессиональном уровне».[63]

Купюры в телетрансляции ТЭФИ

24 сентября 2004 в трансляции церемонии вручения ТЭФИ на канале НТВ была отцензурирована речь президента телекомпании Ren-TV Ирены Лесневской, в эфире осталась лишь первая и последняя фраза выступления. В эфир не попали, в частности, такие слова Ирены Лесневской: «… И в течение многих лет мы проповедуем только одно: мы не прокуроры, не партия, мы свободные люди в свободной стране. Говорим то, что видим, у нас своя правда, а не та, что нам указывают сверху».[64]

23 ноября 2006 года из трансляции на телеканале СТС церемонии вручения ТЭФИ были вырезаны слова благодарности в адрес опальных олигархов Владимира Гусинского и Игоря Малашенко.[65] Во время церемонии награждения лауреат премии Андрей Норкин поблагодарил бывших владельцев НТВ за то, что они создали

21 сентября 2007 года во время телетрансляции ТЭФИ подверглась цензуре речь гендиректора телекомпании «Совершенно секретно» Этери Левиевой, получавшей приз за фильм «Анна Политковская. Последнее интервью». Этери Левиева закончила своё выступление словами благодарности в адрес «Пятого канала»: «Спасибо, что остались еще телеканалы, где мы можем показывать такие фильмы». В эфире СТС осталась только благодарность директору «Пятого канала», а последняя фраза была отрезана.[66]

Телеканал «Россия»: Нож, Мюнхен, Путин

Как свидетельство существующей цензуры на российском телевидении приводят историю с казусом в развлекательной программе «Феномен» телеканала «Россия» 5 сентября 2008 года[67].

Фокусник Александр Чар в прямом эфире пытался разгадать сюжет детектива, который был описан в свитке, запечатанном в сейфе. Его ассистент, известный актёр Виктор Логинов записывал маркером на доске ответы зрителей. В течение нескольких минут были написаны слова «Нож», «Мюнхен» и «Путин». По сценарию программы это означало, что сюжетом загаданного детектива будет «„Путин“ совершил преступление в „Мюнхене“ с помощью „ножа“»[68].

Персонал передачи предпринимал отчаянные усилия, чтобы стереть с доски слово «Путин» и не допустить его упоминания в эфире[69]. Как только было написано слово «ПУТИН», к фокуснику подбежал ведущий передачу культурист Денис Семенихин и сказал:

« Вы знаете, надо заменить это... эту фамилию. Мне сообщают, что нужно поменять. Попробуйте ещё раз »

Чуть позже ведущий добавил:

« Это некорректно просто. Считается, что руководитель страны в таких передачах (далее неразборчиво). »

Интересно, что на тот момент Владимир Путин не был главой государства (то есть Президентом РФ). Особую пикантность ситуации придало то, что Путин действительно бывал в Мюнхене в 2007 году будучи президентом РФ (см. Мюнхенская речь Путина).

После этого фамилию Путина попытались стереть с доски, но сделать этого не получилось. Ведущие пытались стереть слово рукой, рукавом пиджака. После на сцену выбежала ассистентка, которая пыталась стереть слово тряпкой, но также безуспешно.

Испросив разрешения у ведущего, ассистент написал под фамилией имя Путина — Владимир. В итоге в разгадываемом сюжете вместо фамилии Путина называлось его имя «ВЛАДИМИР», хотя на доске продолжала оставаться и фамилия.

Видеозапись программы была широко растиражирована в Интернете. Интернет-издание Грани.ru приводит этот случай как свидетельство существующей цензуры на российском телевидении[70]. Московская газета «Мой Район» охарактеризовала событие как скандал[68].

История получила международный резонанс. В частности, об этом случае сообщил французский портал 20minutes[71] под заголовком «В России нельзя шутить с именем „Путин“». Новостное агентство France 24 сообщило об эпизоде в заметке «Цензура в прямом эфире на российском телевидении»[69]. 16 сентября о случае написала немецкая газета «Berliner Zeitung»[72]

По сообщению France 24, в восточной части России передача шла в записи, из которой эпизод с Путиным был удалён.

Посмотреть этот фрагмент передачи можно на сайте смотреть наYouTube); также доступен листинг эпизода[73]. На сайте Overstream.net опубликована версия с французскими субтитрами.[74] В течение сентября 2008 запись фрагмента была доступна на [75].

Печатные издания

В июле 2008 года суд Засвияжского района Ульяновска удовлетворил иск районной прокуратуры и признал экстремистской книгу английского историка Хью Тревор-Ропера «Застольные беседы Гитлера. 1941—1944 гг».[76][77] Книга является научной монографией, исследующей ранее опубликованные речи Гитлера, в которой автор пытается разобраться, какие из опубликованных «застольных бесед» Гитлера являются подлинниками, а какие – приписываемыми ему в пропагандистских целях фальшивками. В публикации, описывающей санкции против «Застольных бесед...», Газета.Ru назвала решение о запрете книги «абсурдом».[78]

Это первый в истории России (не СССР) случай запрещения критической книги. После запрета издательство «ЭКСМО» в июле 2008 запустило новую книжную серию. Она называется «Пока еще не запрещенные книги».[78]

Фильмы

Можно встретить утверждения о наличии на российском телевидении идеологической цензуры фильмов. Так, 4 ноября 2006 года по российскому каналу «Культура» была показана укороченная версия фильма Александр Невский (фильм), где, по утверждениям некоторых зрителей, был вырезан фрагмент, в котором поётся песня «Вставайте, люди русские». Это вызвало определённую озабоченность и возмущение, показ обсуждался в Интернет-форумах и в LiveJournal. Редакция канала ответила, что телеканал закупил такую версию фильма.

Однако, есть альтернативное мнение. Существуют версии этого фильма разной длительности: от 1 час 43 минуты до 1 час 51 минуты, причём сокращение фильма произведено ещё в 1960-х годах, при восстановлении. Последняя, полная версия, распространяется на DVD некоторыми издателями. По телевидению практически всегда показывают сокращённую версию, более удобную по времени. Но самое главное, что кантата Прокофьева звучит во всех версиях фильма, причём в одно и то же время, так что заявления о её «вырезании» действительности не соответствуют.

Война Чарли Уилсона

В начале февраля 2008 стало известно, что в российском прокате не будет идти фильм Война Чарли Уилсона. По данным Би-Би-Си, права на фильм были куплены компанией Universal Pictures International (UPI) Russia. Как объяснила журналистам глава отдела кинопроката UPI Влада Ефремова, фильм был изъят из проката из-за «определенной направленности картины», в которой Советский Союз был выставлен не в лучшем свете[79].

СМИ

По сообщению «Новой газеты», при освещении дебатов в Америке российские СМИ отцензурировали выступление оппонента Буша Керри, опустив следующее:

Это как будто обратило вспять переход к демократии, который Россия пыталась совершить. Я сожалею о том, что случилось в эти последние месяцы. И я думаю, этот ответ терроризму не верен. Мистер Путин контролирует теперь все телевизионные станции. Его политическая оппозиция отправлена в тюрьму. Я думаю, для США очень важно, и это очевидно, — сохранять хорошие рабочие отношения. Это очень важная для нас страна. Мы хотим сотрудничества. Но мы всегда стояли за демократию. Как недавно сказал Джордж Уилл, «свобода на марше, но не сейчас в России». [80]

В декабре 2007 впервые в РФ суд обязал СМИ не опубликовать опровержение, но удалить из своих архивов текст, являющийся перепечаткой информации из официальной государственной структуры. Высший Арбитражный суд РФ обязал информационное агентство REGNUM удалить из своих архивов текст, основанный на информации из Управления Федеральной службы Российской Федерации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о факте обнаружения ртути в пакете сока производства Раменского молочного комбината. [81][82]

Традиционные сайты

Прокуратура Улётовского района Читинской области выдвинула к провайдеру ОАО «Сибирьтелеком» Валерия Алексеева требование об ограничении доступа к сайтам, которые, по мнению прокуратуры, способствуют разжиганию социальной, расовой и религиозной розни. Названия сайтов опубликованы не были. [83]

Два крупнейших интернет-провайдера в Ингушетии (ЗАО «ИТТ» и ООО «Телеком») закрыли доступ своим пользователям к сайту ingushetiya.ru [84] в середине января 2008 года после опубликования на сайте информации о том, что в рамках акции «Я не голосовал!» собрано 87340 письменных заявлений от жителей Ингушетии, которые заявляют, что не ходили голосовать 2 декабря 2007 года (эти данные находятся в противоречии с данными ЦИК РФ о том, что в выборах приняли участие свыше 98 % избирателей Ингушетии). [85]

Повестка в Верховный Суд по иску о закрытии сайта www.ingushetiya.ru

Прокуратурой Республики Ингушетия 28.02.2008 г. направлено представление об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере информации с требованием к ОАО «Ингушэлектросвязь» ограничить доступ к интернет сайту www.ingushetiya.ru в связи с тем, что по мнению прокуратуры на данном сайте распространены сведения о заведомо ложном обвинении лица замещающего государственную должность субъекта Российской, предварительной агитации среди граждан принять участие в публичном мероприятии, а так же материалы направленные на возбуждение национальной вражды. Кроме того прокуратура требует ограничить доступ к ресурсам прокси серверов через которые осуществляться доступ к сайту www.ingushetiya.ru.

Прокуратура обжаловала отрицательное решение первой инстанции о закрытии сайта ingushetiya.ru в Верхоном Суде РФ (дело номер 26-Г08-3). [86][87]

6 июня 2008 года Кунцевский районный суд города Москвы удовлетворил заявление прокурора Республики Ингушетия и принял решение о прекращении деятельности сайта www.ingushetiya.ru.[88]

Блогосфера

Постановление об избрании к блоггеру Савельевой Е. С. меры пресечения в виде подписки о невыезде за размещение под именем «nibaal» материалов на сайте http://nibaal.livejournal.com

В 2008 году началось судебное преследование по факту размещения материалов на сайте Livejournal и в других блогах.[89] Блоггер Савельева Е. С. с 01.01.2008 находится под подпиской о невыезде[90], так как[91][92]

«В ходе оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками УФСБ РФ по Новгородской области, установлено, что текстовые файлы (список) были размещены в сети интернет пользователем „nibaal“ по адресам http://nibaal.livejournal.com и др.»

Первое в РФ решение суда, обязавшего одного блоггера выплатить деньги за оскорбление другого, было вынесено Басманным судом г. Москвы в конце июня 2008 года. [93]

Еще одно уголовное дело за высказывание в блоге, закончившиееся для блоггера Терентьева приговором «признать виновным», имело место 7 июня 2008 года в Сыктывкарском городском суде республики Коми.[94]

В настоящий момент цензурирование размещенных в блогосфере (в частности, на платформе LiveJournal.com) материалов продолжается. Так, 11 августа 2008 года против кемеровского блоггера Дмитрия Соловьева было возбуждено уголовное дело по ст. 282 ч. 1 УК РФ. Областная прокуратура вменяет ему публикацию под ником dimon77 нескольких постов, «возбуждающих ненависть, вражду и унижающих достоинство сотрудников органов внутренних дел и органов ФСБ». Дело вызвало широкий резонанс в СМИ, утверждавших о наличии в деле элементов политического заказа.[95] В поддержку блоггера продолжается сбор подписей.

Уничтожение документальных материалов

Уничтожение властями материалов, имеющихся в единственном экземпляре

18 июня 2008 года у бывшего личного видеохроникера первого президента России Бориса Ельцина Александра Кузнецова сотрудники спецслужб конфисковали весь его видеоархив, так как «есть информация, что на этих кассетах контрафактная продукция». Опись архива производилась несколько часов под дождем, в результате чего бо́льшая часть кассет промокла, и эти материалы, скорее всего, утрачены.[96]

Управление архивных фондов ФСБ уничтожило все оперативные дела на подозревавшихся в антисоветской агитации и пропаганде (даже на полностью реабилитированных, то есть не считающихся преступниками). [97]

Примечания

  1. Путина обвиняют в ущемлении СМИ
  2. Свобода слова в России
  3. Владимир Познер: «В России нет свободы слова»
  4. Президент Фонда защиты гласности: «В России свобода слова — далеко за горизонтом»
  5. Аркадий Арканов: «Свобода слова в России не больше чем видимость»
  6. Организация Freedom House не нашла в России свободной прессы
  7. Press Freedom Index 2008
  8. Социально-политическое и идейное единство общества // Научный коммунизм. Словарь / Под редакцией академика А. М. Румянцева. — 4. — М.: Политиздат, 1983. — 352 с. — 300000 экз.
  9. Коммунистическая партия Советского Союза // Научный коммунизм. Словарь / Под редакцией академика А. М. Румянцева. — 4. — М.: Политиздат, 1983. — 352 с. — 300000 экз.
  10. Алла Латынина. «Пережиток Средневековья» или элемент культуры? // «Новый мир» : журнал. — М.: 2008. — № 10.
  11. Жирков, Геннадий Васильевич. Партийный контроль над цензурой и ее аппаратом // История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. — 358 с. — ISBN 5-7567-0145-1
  12. Блюм, Арлен Викторович. Глава I. Система тотального контроля // Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929—1953. — Монография. — СПб.: Академический проект, 2000. — 283 с. — ISBN 5-7331-0190-3
  13. Международный пакт о гражданских и политических правах, Ст. 19
  14. Хроника текущих событий. Выпуск 45
  15. Декрет о печати // Декреты Советской власти. — М.: Политиздат, 1957.
  16. Жирков, Геннадий Васильевич. Советская цензура периода комиссародержавия 1917—1919 г.г. // История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2001. — 358 с. — ISBN 5-7567-0145-1
  17. Жирков, Геннадий Васильевич. Система ограничительных мер и надзора за печатью и Главлит // История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. — М.: Аспект пресс, 2001. — 358 с. — ISBN 5-7567-0145-1
  18. Невежин, Владимир Александрович Глава вторая. Общая характеристика пропаганды второй половины 1930-х гг. // «Если завтра в поход…»: Подготовка к войне и идеологическая пропаганда в 30-х — 40-х годах. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 320 с. — (Великая Отечественная: Неизвестная война). — 5000 экз. — ISBN 978–5–699–16625–1
  19. Блюм, Арлен Викторович. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929—1953. — Монография. — СПб.: Академический проект, 2000. — 283 с. — ISBN 5-7331-0190-3, рецензия
  20. Блюм, Арлен Викторович. Советская цензура эпохи большого террора // Индекс/Досье на цензуру : журнал. — 1997. — № 2.
  21. Жирков, Геннадий Васильевич. История цензуры в России XIX—XX вв. Учебное пособие. — М.: Аспект пресс, 2001. — 358 с. — ISBN 5-7567-0145-1
  22. Войнович, Владимир. Главный цензор. Галерея Владимира Войновича. Проверено 29 марта 2009.
  23. Борис Стругацкий. «Из-за советской цензуры мы внесли 980 изменений в «Обитаемый остров» (15 декабря 2008). Проверено 29 марта 2009.
  24. Письмо Ю. В. Андропова в ЦК КПСС № 3213-А от 29.12.1975
  25. М.С.Горбачев Политический доклад центрального комитета КПСС XXVII съезду коммунистической партии Советского Союза
  26. Демократизация издательской деятельности в России
  27. Рейтинг свободы прессы, начиная с 1980 г. «Freedom House». (Рейтинг выставляется за предыдущий год). [1](англ.)
  28. Авченко В. Теория и практика политических манипуляций в современной России. Гл. 2, § 1. [2]
  29. Согласно данным Левада-центра, 60 % опрошенных в декабре 2004 г. полагало необходимой политическую цензуру в СМИ [3].
  30. Доступ оппозиции к СМИ, Пресс-выпуск № 508, ВЦИОМ, 4 августа 2006 г.
  31. 1 2 Russia — 2006 Annual report «Репортёры без границ» (англ.)
  32. komitet101.ru. Проверено 2007.
  33. Twelve murders, no justice: фотографии некоторых жертв (англ.)
  34. Убийца хабаровского тележурналиста получил десять лет //
  35. Свобода: трудности перевода // Российская газета. 6 июня 2006 г. [4]
  36. Интернет-конференция Президента В. Путина, 6 июля 2006 г. [5]
  37. 1 2 Владимир Прибыловский, Юрий Фельштинский. Операция «Наследник». Главы из книги.
  38. «Репортёры без границ» Россия — Ежегодный доклад 2007
  39. «Репортеры без границ»: Кремль ужесточает контроль над СМИ
  40. [6][7][8][9]
  41. 1 2 [10]
  42. [11][12] [13][14] [15][16] [17][18]
  43. Повстанцы и репортеры
  44. Отравление в Лондоне, Отравление подозреваемого как средства в заглушении Кремлевских критиковrussianlondon.ru
  45. [19][20][21][22]
  46. [23]
  47. http://www.kommersant.ru/region/ekaterinburg/page.htm?id_news=131146
  48. http://www.rg.ru/2008/09/01/evloev.html
  49. Адвокат погибшего владельца «Ингушетии.Ru» Евлоева направит жалобу в Евросуд. // «Кавказский узел», 20 марта 2009
  50. Федеральный список запрещённых материалов на сайте Российской Газеты
  51. Скан Постановления Главы города Вологды № 1310 и статья на сайте «Новой газеты»
  52. «Скатываться до неприличной грязи не стоит». // Газета «КоммерсантЪ» № 209/П(2812) от 17 ноября 2003
  53. Союз журналистов требует возбудить дело против Сенкевича. // Грани.ру, 16 ноября 2003
  54. Глава НТВ запретил Парфёнову давать в эфир сюжет о книге про Путина. //
  55. С эфира НТВ сняли интервью с вдовой Зелимхана Яндарбиева (ТЕКСТ сюжета). //
  56. «Просьба была из разряда тех, в которых нельзя отказать». // Газета «КоммерсантЪ» № 96/П(2935) от 31 мая 2004
  57. Леонида Парфёнова уволили с НТВ. Программа и сайт «Намедни» закрыты, помещения опечатаны. //
  58. «Красная стрела» уехала с НТВ. // «Российская газета», № 3527 от 15 июля 2004
  59. Общество анонимных академиков. // Время новостей, № 175 от 27 сентября 2004
  60. «НТВ нужно вернуть ореол объективности и беспристрастности». // Газета «КоммерсантЪ» № 129/П(2968) от 19 июля 2004
  61. Россия: Топором по свободе СМИ («The Times», Великобритания). // ИноСМИ.Ru, 9 июля 2004
  62. Russia axes last talk show in blow to media freedom. // The Times, 9 июля 2004
  63. «Если бы я был властью, я бы прислушался». // «Время новостей», № 175 от 27 сентября 2004
  64. Эффект отсутствия. // Газета «КоммерсантЪ» № 179/П(3018) от 27 сентября 2004
  65. Цензура в прямом эфире. Церемонию «ТЭФИ» транслировали в обрезанном варианте. // «Новые Известия», 27 ноября 2006
  66. Поздравления без лишних слов. // Газета «КоммерсантЪ», № 173/П(3749) от 24 сентября 2007
  67. «Россия» потёрла Путина // Грани.ру
  68. 1 2 Владимир Путин, нож и Мюнхен. электронная версия газеты «Мой район» (11 сентября 2008). Проверено 15 сентября 2008.
  69. 1 2 Censure en direct à la télévision russe
  70. Олег Козырев «Россия» потёрла Путина. Грани.ру. Проверено 15 сентября 2008.
  71. Vidéo: en Russie, on ne plaisante pas avec le nom «Poutine»
  72. Berliner Zeitung, «Messer, München, Putin»
  73. Расшифровка эпизода на сайте The Bytes
  74. View Overstream 'Fenomen'
  75. Путин и шоу «Феномен» (8 сентября 2008). Проверено 15 сентября 2008.
  76. По иску прокуратуры Ульяновской области книга Хью Тревор-Ропера «Застольные беседы Гитлера. 1941-1944 гг.» признана экстремистской. // Сайт Генеральной прокуратуры РФ
  77. Федеральный список экстремистских материалов. // Сайт Министерства юстиции РФ
  78. 1 2 Что оно такое, наше лето…. // Газета.Ru, 10 июля 2008
  79. Би-БиСи: Фильм «Катынь» в России покажут не всем
  80. КАК РЕЗАЛИ БУША. Рука российской цензуры наконец-то дотянулась до незрелых текстов президента США
  81. [24]
  82. [25]
  83. http://www.regnum.ru/news/922815.html
  84. http://www.ingushetiya.ru/news/13086.html
  85. http://www.ingushetiya.ru/news/12820.html
  86. http://www.supcourt.ru/card/CASES.php?CASE_ID=20305836&DELO_ID=15
  87. http://www.ingushetiya.ru/news/13664.html
  88. [26]
  89. http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/04/02/russia/346535/
  90. http://nibaal.livejournal.com/490996.html
  91. http://www.ljplus.ru/img4/n/i/nibaal/SS852495.JPG
  92. http://www.ljplus.ru/img4/n/i/nibaal/SS852496.JPG
  93. http://www.novayagazeta.ru/data/2008/46/20.html
  94. http://newsru.com/russia/07jul2008/terya_jun_srok.html
  95. http://www.gazeta.ru/comments/2008/08/20_a_2817024.shtml
  96. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=904170
  97. Александр Подрабинек Злые языки с пистолетом

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое "Цензура в Российской Федерации" в других словарях: