- Жан Алези
-
Жан Алези 
Национальность
ФранцияДата рождения 11 июня 1964 (44 года) Статистика в чемпионатах мира Формулы-1 Дебют
Франция 1989Последняя гонка
Япония 2001Сезоны 13 Команды Бенеттон, Феррари, Тиррелл, Прост, Джордан, Заубер Гран-при (старты) 202 (201) Чемпион мира 0 Победы 1 Подиумы 32 Поулы 2 Быстрые круги 4 Очки 241 Первая победа
Канада 1995Первый поул
Италия 1994Жан Робе́р Алези́ (Джова́нни Робе́рто Але́зи) (фр. Jean Robert Alesi, итал. Giovanni Roberto Alesi; 11 июня 1964) — французский автогонщик, итальянского происхождения (его отец, автомеханик из Алькамо (Сицилия) иммигрировал во Францию).
Содержание
Ранние годы
Начал свою карьеру в кольцевых автогонках в серии Рено 5.В 1987-м выиграл национальный чемпионат Формулы-3.
Формула-3000
В 1988-м дебютировал в международной Ф-3000, а на следующий год её выиграл. Оба титула были добыты Жаном в острой борьбе с соотечественником Эриком Кома, причём титул в Ф-3000 Алези взял лишь по лучшим финишам в сезоне.
Год Команда Шасси Мотор Шины 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Место Очки 1988 Oreca March 87B Avon Хер
11Вал
910-й 11 Reynard 88D По
2Сил
5Мон
СходЭнн
6Брэ
СходБир
СходБуг
СходЗол
9Диж
51989 Eddie Jordan Racing Reynard 89D Mugen Honda Avon Сил
4Вал
СходПо
1Хер
5Энн
СходБрэ
2Бир
1Спа
1Буг
61-й 39 Жирно выделены результаты при старте с поул-позиции.
Формула-1
Жан на Гран-при США 1991 года.Алези дебютировал на Гран-при Франции 1989 года на трассе Поль Рикар за рулём Tyrrell-1990-м, за рулём всё того же Tyrrell проводит первый полный сезон в чемпионате. И на первом же этапе того сезона в американском Финиксе, он, на более слабой машине лидировал, 25 кругов отбиваясь, среди прочих, от Айртона Сенны. Последовавшее затем 2-е место на Гран-при Монако привело в итоге к тому, что услугами молодого француза заинтересовались команды-лидеры. Жан сделал свой выбор в пользу Феррари и в сезоне-91 одел её алый комбинезон.
Единственная победа Жана на Гран-при Канады 1995 года в Монреале.В сезоне-90 Феррари была одной из лидеров чемпионата, а его соотечественник Ален Прост был в то время не только самым успешным пилотом в истории Формулы 1 но и его будущим партнёром по команде. Тогда казалось, что его ждёт блестящее будущее...
Но реальность оказалось иной. Феррари, чьё предложение он принял, с сезона-91 стала испытывать явные проблемы со скоростью, зачастую не борясь ни то что за титулы, но даже за победы. Его именитый партнёр по команде предпочёл даже прервать карьеру, быстро поняв, что в ближайшие пару сезонов высоких результатов от машины ждать не приходится. В то время как та команда, от места в болиде которой он столь поспешно отказался, наоборот испытывала подъём и начиная с сезона-91 7 лет подряд боролась за титул во всех зачётах. Одной из причин этой неудачи стало то, что использовавшийся тогда итальянцами 12-цилиндровый двигатель, был менее эффективен, чем стоявший на британской машине 10-цилиндровый двигатель Рено. Покидая Феррари Прост даже назвал тогдашний болид команды "грузовиком".
За 5 сезонов в составе Феррари Жан приобрёл не слишком много, но и этого хватило для страстной преданности тифози, который полюбили его энергичный стиль. Этот стиль, и использование французом числа 27 на его автомобиле, было достаточно, чтобы его ассоциировали с Жиль Вильнёвым, всё ещё любимым и популярным пилотом Феррари в сезонах 1977-1982. Жан и его партнёр по команде Герхард Бергер выиграли лишь по одному Гран При за Феррари.
Когда Скудерия договорилась с пилотом Бенеттона Михаэлем Шумахером и посадила его в свой кокпит в сезоне-96, Алези и Бергер предпочли уйти на его место. Все-же Benetton был действующим победителем Кубка Конструкторов и ситуация Феррари-91 повторится была не должна.
Но Жан вновь разминулся с удачей. С приходом Шумахера итальянская команда быстро перестроилась и уже в сезоне-97 чудом не выиграла чемпионский титул в личном зачёте. Бенеттон же стал испытывать схожие проблемы, что и
Алези за рулём Sauber на Гран-при Канады 1999 года.
Жан за рулём Prost на Гран-при Франции 2001 года.После ухода из Формулы-1 Рено и карьера Жана покатилась к закату. Сезоны 1998-99 он провёл в середнике чемпионата Заубере, где за 2 сезона смог набрать всего 11 очков.
Переход же в 2000-м в команду своего бывшего партнёра по Феррари Алена Проста и вовсе стал катастрофой. Партнёром Жана был дебютант чемпионата — чемпион «Формулы-3000» Ник Хайдфельд. Однако, несмотря на многообещающую пару гонщиков, команда завершила чемпионат на последнем месте вместе с «Минарди» — обе команды не смогли набрать ни одного очка за весь сезон. Самым курьёзным результатом в сезоне можно считать Гран-при Австрии, когда пилоты врезались друг в друга, выбыв из гонки.
Следующий же сезон вышел как нельзя лучше. Ни в одной гонке Жан не выбыл из борьбы из-за технических проблем, а в Монако, Монреале и Хоккехайме даже смог набрать очки.
Из-за разногласий с Простом Жан вынужден был перед гонкой в Будапеште покинуть французскую команду, перейди в Jordan на место уволенного Френтцена, подписав с ней контракт до конца сезона ( именно с этой командой он выиграл свой титул в Ф-3000 в 1989-м). До конца года он смог ещё единожды финишировать в очках ( 6-й в Спа ), после гонки на Сузуке он предпочёл покинуть чемпионат.
Результаты гонок
(Жирным цветом выделены гонки, где была завоёвана поул-позиция, а курсивом - быстрейший круг)
Сезон Команда Шасси Двигатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Позиция
в ЧМОчки 1989 Tyrrell Racing Organisation Tyrrell 018 V8
BRA
н/у
SMR
н/у
MON
н/у
MEX
н/у
USA
н/у
CAN
н/у
FRA
4
GBR
Сход
GER
10
HUN
9
BEL
н/у
ITA
5
POR
н/у
ESP
4
JPN
Сход
AUS
Сход9-й 8 1990 Tyrrell Racing Organisation Tyrrell 018 V8
USA
2
BRA
79th 13 Tyrrell 019
SMR
6
MON
2
CAN
Сход
MEX
7
FRA
Сход
GBR
8
GER
11
HUN
Сход
BEL
8
ITA
Сход
POR
8
ESP
Сход
JPN
НС
AUS
81991 Scuderia Ferrari SpA Ferrari 642/2 Ferrari V12
USA
12
BRA
6
SMR
Сход
MON
3
CAN
Сход7-й 21 Ferrari 643
MEX
Сход
FRA
4
GBR
Сход
GER
3
HUN
5
BEL
Сход
ITA
Сход
POR
3
ESP
4
JPN
Сход
AUS
Сход1992 Scuderia Ferrari SpA Ferrari F92A Ferrari V12
RSA
Сход
MEX
Сход
BRA
4
ESP
3
SMR
Сход
MON
Сход
CAN
3
FRA
Сход
GBR
Сход
GER
5
HUN
Сход7-й 18 Ferrari F92AT
BEL
Сход
ITA
Сход
POR
Сход
JPN
5
AUS
41993 Scuderia Ferrari Ferrari F93A Ferrari V12
RSA
Сход
BRA
8
EUR
Сход
SMR
Сход
ESP
Сход
MON
3
CAN
Сход
FRA
Сход
GBR
9
GER
7
HUN
Сход
BEL
Сход
ITA
2
POR
4
JPN
Сход
AUS
46-й 16 1994 Scuderia Ferrari Ferrari 412T1 Ferrari V12
BRA
3
PAC
н/у
SMR
н/у
MON
5
ESP
4
CAN
35-й 24 Ferrari 412T1B
FRA
Сход
GBR
2
GER
Сход
HUN
Сход
BEL
Сход
ITA
Сход
POR
Сход
EUR
10
JPN
3
AUS
61995 Scuderia Ferrari Ferrari 412T2 Ferrari V12
BRA
5
ARG
2
SMR
2
ESP
Сход
MON
Сход
CAN
1
FRA
5
GBR
2
GER
Сход
HUN
Сход
BEL
Сход
ITA
Сход
POR
5
EUR
2
PAC
5
JPN
Сход
AUS
Сход5-й 42 1996 Mild Seven Benetton Renault Benetton B196 Renault V10
AUS
Сход
BRA
2
ARG
3
EUR
Сход
SMR
6
MON
Сход
ESP
2
CAN
3
FRA
3
GBR
Сход
GER
2
HUN
3
BEL
4
ITA
2
POR
4
JPN
Сход4-й 47 1997 Mild Seven Benetton Renault Benetton B197 Renault V10
AUS
Сход
BRA
6
ARG
7
SMR
5
MON
Сход
ESP
3
CAN
2
FRA
5
GBR
2
GER
6
HUN
11
BEL
8
ITA
2
AUT
Сход
LUX
2
JPN
5
EUR
134-й 36 1998 Red Bull Sauber Sauber C17 Petronas V10
AUS
Сход
BRA
9
ARG
5
SMR
6
ESP
10
MON
12
CAN
Сход
FRA
7
GBR
Сход
AUT
Сход
GER
10
HUN
7
BEL
3
ITA
5
LUX
10
JPN
711-й 9 1999 Red Bull Sauber Sauber C18 Petronas V10
AUS
Сход
BRA
Сход
SMR
6
MON
Сход
ESP
Сход
CAN
Сход
FRA
Сход
GBR
14
AUT
Сход
GER
8
HUN
16
BEL
9
ITA
9
EUR
Сход
MAL
7
JPN
616-й 2 2000 Gauloises Prost Prost AP03
AUS
Сход
BRA
Сход
SMR
Сход
GBR
10
ESP
Сход
EUR
9
MON
Сход
CAN
Сход
FRA
14
AUT
Сход
GER
Сход
HUN
Сход
BEL
Сход
ITA
12
USA
Сход
JPN
Сход
MAL
1122-й 0 2001 Prost Acer Prost AP04 Acer V10
AUS
9
MAL
9
BRA
7
SMR
9
ESP
10
AUT
10
MON
6
CAN
5
EUR
15
FRA
12
GBR
11
GER
615-й 5 B&H Jordan Honda Jordan EJ11 Honda V10
HUN
10
BEL
6
ITA
8
USA
7
JPN
СходДТМ (2002-2006)
После завершения карьеры в Ф1 Жан переходит в серию ДТМ, где завоевывает место на подиуме уже в первой гонке сезона, а в третьей - выигрывает. Однако несмотря на то, что в его распоряжении были новейшие автомобили, за чемпионат он не боролся, несмотря на регулярные победы и подиумы. И в итоге в сезоне 2006 ему не предоставили новый автомобиль, что очень расстроило Жана, и по окончании сезона он решил закончить свои выступлени в ДТМ, проведя 52 гонки за 5 лет, одержав 3 победы.
SpeedCar
Уйдя из ДТМ, Алези надеялся возглавить новую команду Ф1, созданную на деньги арабских спонсоров, но проект провалился и Жан вернулся в гонки, выступив в новой арабской серии SpeedCar. Он боролся за титул до последнего этапа, но неудача в последних двух гонках отбросила его на четвёртое место в зачете, который возглавил Джонни Херберт.
Результаты в серии SpeedCar
Год Команда 1/1 1/2 2/1 2/2 3/1 3/2 4/1 4/2 5/1 5/2 Место Очки 2008 SpeedCar Team 
СЕН1
1
СЕН2
2
СЕП1
1
СЕП2
3
САХ1
10
САХ2
3
ДУБ1
НФ
ДУБ2
НФ4 40 2008/2009 HPR 
ДУБ1
10
ДУБ2
Отм
САХ1
1
САХ2
6
ЛОС1
4
ЛОС2
НФ
ДУБ3
1
ДУБ4
1
САХ3
НФ
САХ44* 38* * Сезон в продолжении.
Wikimedia Foundation. 2010.