- WRC
-
Чемпионат Мира по Ралли (англ. World Rally Championship, WRC) — раллийная серия, проводимая Международной автомобильной федерацией (FIA) с 1973 года.
Петтер Сольберг на ралли Кипра-2006Содержание
Что такое WRC?
Подготовка к сезону начинается за месяцы до самого первого ралли. Управляющий орган FIA (Международная Автомобильная Федерация) одобряет маршруты, стадии и заключительный порядок всех этапов ралли по всему миру и вручает копии регламента участникам.
На каждом ралли отводится два дня на разведку и знакомство с трассами, один день — для проверки техники, и три дня на сами состязания. Ралли разделяется на 3 этапа и обычно состоит из 15-25 спецучастков.
Команды производителей (заводские команды) выставляют по 2 или 3 автомобиля каждая, и прибывают к месту проведения ралли за неделю вперед до начала для подготовки. Автомобили стартуют в соответствии с их расстановкой в турнирной таблице, то есть лидирующий пилот стартует первым, а проигрывающий — последним. Обычно в соревнованиях принимают участие около 90 автомобилей, так как кроме заводских команд так же участвуют частные команды, участники Молодежного Чемпионата по Ралли на менее мощных автомобилях другого класса или же участники Чемпионатов производителей.
Разведка
Перед началом соревнований водитель и штурман знакомятся с трассами. Они обычно проезжают по спецучасткам на обычной машине во вторник и среду перед соревновательными днями. Именно здесь штурманы детализируют своими записями особенности дороги в маршрутной карте, непосредственно которую они и будут читать пилотам во время гонки. Стоит отметить, что записи штурмана во время заезда имеют немаловажную роль. По каждому спецучастку разрешается проехать только два раза, при этом скорость движения ограничена рамками 71-130 км/ч.
Спецучастки
Спецучастки представляют собой отрезки трасс, на которых экипажи едут настолько быстро, насколько это возможно, чтобы показать самое лучшее время. Маршрут может проходить начиная от грунтовых до общественных дорог, которые естественно во время соревнований закрыты для остального транспорта. В типичном ралли около 25 спецучастков, на прохождение которых отведено 3 дня. Участки, проходящие через общественные дороги, называются дорожными секциями, на которых участники гонок должны соблюдать все дорожные правила. Каждый день экипажи проезжают около 400 км, где спецучастки составляют примерно треть. Длина участков колеблется от 5 до 60 км, а время фиксируется после каждого спецучастка с точностью до десятой доли секунды.
Время
Автомобили в WRC не соревнуются непосредственно друг с другом. Главным определяющим победителя фактором является время. Автомобили в ралли стартуют по очереди с интервалом 1 или 2 минуты согласно установленному таймеру с которого и фиксируется время прохождения участка. Если экипажи не сталкиваются с серьезными неисправностями, то они редко встречаются друг с другом на трассе. После завершения всех спецучастков, водитель, потративший наименьшее время в сумме, является победителем.
Очки
Результаты каждого из 16 этапов ралли рассчитываются Международной Автомобильной Федерацией в двух разрезах: во-первых, по пилотам, а, во-вторых, по производителям. Водители получают
10 очков за первое место,
8 — за второе,
6 — за третье,
5 — за четвертое,
4 — за пятое,
3 — за шестое,
2 — за седьмое
1 — за восьмое.
А производители складывают очки, набранные их экипажами, которые заявлены в зачете производителей. В этом случае очки производителям считаются отдельно и не связаны с очками, набранными в абсолютном зачете.Регламент
Проведение ралли регулируется строгим расписанием за нарушение которого водители наказываются штрафным временем. Приезжать на спецучастки, заезжать и выезжать из сервисов технического обслуживания следует строго по времени определенному расписанием — ни раньше, ни позже. Отклонение от расписания штрафуется 10 секундами за каждую минуту отклонения, и оно приписывается к итоговому времени водителя. Водители могут быть дисквалифицированы за 15 минутное опоздание на контрольные пункты, 30 минутное опоздание на спецучасток или если время всех опозданий превысит 60 минут в сумме.
Техническое обслуживание
После того, как определенная группа спецучастков пройдена, автомобили могут посетить пункты технического обслуживания, где может быть произведен ремонт автомобиля механиками под строгим наблюдением в течении 20 минут. В конце каждого дня командам разрешают потратить на ремонт автомобиля еще 45 минут, перед тем, как их поместят на специальную стоянку, куда никого не пропускают до следующего утра перед гонкой. Команды так же наказываются штрафным временем за превышение лимита времени технического обслуживания.
Победители
Сезон Чемпионат пилотов Чемпионат производителей Пилот Автомобиль Производитель Автомобиль 2008
Себастьян ЛёбCitroën C4 WRC
CitroënCitroën C4 WRC 2007
Себастьян ЛёбCitroën C4 WRC
FordFord Focus 2006
Себастьян ЛёбCitroën Xsara WRC
FordFord Focus 2005
Себастьян ЛёбCitroën Xsara WRC
CitroënCitroën Xsara 2004
Себастьян ЛёбCitroën Xsara WRC
CitroënCitroën Xsara 2003
Петтер СольбергSubaru Impreza WRC
CitroënCitroën Xsara 2002
Маркус ГронхольмPeugeot 206 WRC
Peugeot 2062001
Ричард БёрнсSubaru Impreza WRC
Peugeot 2062000
Маркус ГронхольмPeugeot 206 WRC
Peugeot 2061999
Томми МякиненMitsubishi Lancer Evolution
ToyotaToyota Corolla 1998
Томми МякиненMitsubishi Lancer Evolution
Mitsubishi Lancer Evolution1997
Томми МякиненMitsubishi Lancer Evolution
Subaru Impreza1996
Томми МякиненMitsubishi Lancer Evolution
Subaru Impreza1995
Колин МакрейSubaru Impreza
Subaru Impreza1994
Дидье ОриольToyota Celica
ToyotaToyota Celica 1993
Юха КанккуненToyota Celica
ToyotaToyota Celica 1992
Карлос СайнцToyota Celica
Lancia Delta1991
Юха КанккуненLancia Delta
Lancia Delta1990
Карлос СайнцToyota Celica
Lancia Delta1989
Массимо 'Miki' БиасионLancia Delta
Lancia Delta1988
Массимо 'Miki' БиасионLancia Delta
Lancia Delta1987
Юха КанккуненLancia Delta
Lancia Delta1986
Юха КанккуненPeugeot 205
1985
Тимо СалоненPeugeot 205
1984
Стиг БломквистAudi Quattro
Audi Quattro1983
Ханну МикколаAudi Quattro
1982
Вальтер РерльAudi Quattro 1981
Ари ВатаненFord
1980
Вальтер РерльFiat 131 Abarth
1979
Бьорн ВальдегардFord Escort RS1800*
FordFord Escort RS1800 1978
Маркку Ален***Fiat 131 Abarth**
1977
Сандро Мунари***Lancia Stratos HF
1976
1975
1974
1973
Alpine RenaultAlpine Renault A110 1800 * - Björn Waldegård провёл два ралли на Mercedes 450 в 1979 ** - Markku Alén провёл два ралли на Lancia Stratos HF в 1978 *** - В 1977 и 1978 Чемпионат пилотов назывался FIA Cup for Rally Drivers См. также
Ссылки
www.rally-sport-cars.com все о чемпионате мира на русском языке
www.wrc.com официальный сайт Чемпионата Мира по Ралли (на английском)
Wikimedia Foundation. 2010.