- Мессершмитт Me.232
-
Me-323 D1 Назначение: транспортный самолёт Первый полёт: март 1942 Принят на вооружение: август 1942 Производитель: Messerschmitt и Zeppelin Всего построено: 201 Характеристики Экипаж: 7...11 чел Крейсерская скорость: 235 км/ч Макс. скорость: 250 км/ч Дальность полёта: 1300 км Практический потолок: 4500 м Скороподъёмность: 265 м/мин Размеры Длина: 28,50 м Высота: 9,60 м Размах крыла: 55,00 м Площадь крыла: 300,00 м² Шасси: 5x2 Масса Пустой: 29000 кг Макс. взлётная: 45000 кг Силовая установка Двигатели: 6 х Gnome-Rhоne 14N Тяга (мощность): 6 x 11400 л.с. Вооружение Стрелково-пушечное вооружение: 4х 13-мм пулемета MG131
Messerschmitt Me-323 "GIGANT"
Сверхтяжёлый транспортный самолет — самый крупный транспортный самолёт Люфтваффе нацисткой Германии (грузоподъёмность — до 12 тонн), построен на базе планера Me-321 "GIGANT" и двигателей французской фирмы "Gnome-Rhоne", в изобилии обнаруженных захватчиками на складах оккупированной Франции. Он превосходил основной транспортник люфтваффе Ju-52 по грузоподъёмности в 5 раз, а по экономичности - почти в 2 раза (0,57л. против 1л. топлива на тонно-километр).
Первоначально четырёхмоторная версия самолёта получила обозначение Me 321 С, а шестимоторная - Me 321D, но позднее обозначения изменили на Me 323C и Me 323D, соответственно. Первые прототипы имели по четыре двигателя, но, из-за малой тяговооруженности, в дальнейшем проектировались только шестимоторные варианты. У немцев Me-323 получил прозвище "тряпичный" или "лейкопластыревый бомбардировщик". Обшитый полотном и фанерой, он, тем не менее, оказался не более пожароопасен, чем цельнометаллический Ju-52, что и подтвердилось на практике — "Гигант" горел не чаще и не сильнее "Юнкерса".Всего с марта 1942 г. (начало лётных испытаний) и лета 1942 г. (начало серийного производства) до начала 1944 г. построено 201 аппарат всех версий и модификаций (наибольший темп выпуска в феврале 1943 г. - 27 шт., потом строилось в среднем по 8,5 самолёта в месяц).
Основное участие принимали в боевых действиях на Срдиземноморском ТВД — с аэродромов Неаполь, Лечче, Помильяно, Кастель-Ветрано, Пистоя "Гиганты" доставляли в Тунис горючее, запчасти, продовольствие, амуницию, также лёгкую бронетехнику и различные артсистемы (включая 150-мм гаубицы), осуществляли снабжение Африканского корпуса Роммеля. Как правило, самолёты летали невысоко, по одиночке или небольшими группами.
В июле 1943 г. Me-323 привлекались для поддержки войск, оборонявших Сицилию от высадившихся союзников (пара "Гигантов" доставила на аэродром Катанья артиллерию 1-й парашютно-десантной дивизии). После падения режима Муссолини и решения Гитлера оккупировать Италию были задействованы в обеспечении этой операции — 26-28 июля 6 "Гигантов" вместе с другими транспортными самолётами перебросили 2-ю парашютно-десантную дивизию с французской базы Истр на итальянскую Практика-ди-Маре, что в 25 км от Рима. Через полтора месяца эта дивизия захватила Вечный город.
В общей сложности за неполные 5 месяцев "Гиганты" совершили в Тунис более 1200 полётов, доставив около 15000 т грузов, в т.ч. 96 САУ и бронетранспортёров, 616 орудий, 360 грузовых автомобилей и тягачей, 42 РЛС. Осенью 1943 г. Me-323 были задействованы для эвакуации корсиканской группировки. "Гиганты" также использовались для эвакуации корпуса Роммеля из Африки.
В общей сложности на этом ТВД немцы потеряли 83 Me-323, из которых 25 сбили истребители союзников.После понесённых потерь эскадра Me-323, TG 5 (Transportgeschwader, транспортная эскадра) была пополнена личным составом и новыми машинами и переброшена на Восточный фронт, где её главными базами стали Кечкемет (Венгрия) и Фокшаны (Румыния). Оттуда "Гиганты" отправлялись для выполнения заданий на различные участки фронта - от Севастополя до Риги. Так, в конце 1943 г. - начале 1944 г. самолёты группы I/TG 5 доставляли различные грузы войскам, сражавшимся на Никопольском плацдарме. Начиная с ноября 1943 г. и до начала мая 1944 г., два штаффеля этой группы регулярно выполняли полёты из Одессы в Севастополь и обратно. В частности, в первой половине апреля они доставили 30 артиллерийских орудий. В целом до мая 1944 г. "Гиганты" выполнили на Восточном фронте около 2000 вылетов, в которых перевезли почти 18000 т грузов.
Несмотря на попытки исследователей акцентировать внимание на недостатках машины и высоких боевых потерях, Me-323 можно смело считать первым в мире специализированным военно-транспортным самолётом. На нём были реализованы такие передовые для своего времени решения, как широкий фюзеляж, большой передний грузолюк, трансформируемая грузовая кабина, многоколёсное шасси. Всё это широко применяется и в наши дни.
См. также
Ссылки
http://koapp.narod.ru/information/encicl/aviation.WW.II/WW_II/Me323.htm
http://base13.glasnet.ru/wol/me/323.htm
Wikimedia Foundation. 2010.