- Супер-16
-
Су́пер-16. Super-16 — производственный кинематографический формат, предусматривающий использование[1] киноплёнки шириной 16-мм с односторонней перфорацией без фонограммы и пространства для неё.
Содержание
Техническое описание
В отличие от стандартных форматов на такой киноплёнке, «Супер-16» использует для изображения всё пространство между перфорацией и противоположным краем. Традиционный 16-мм формат использовал[2] киноплёнку с двухсторонней перфорацией или с односторонней, пространство для второго ряда перфорации на которой занимала фонограмма или дорожка для её печати на позитиве. В результате ширина кадра формата «Супер-16» составляет 12,52 мм вместо 10,26 мм у традиционного 16-мм формата[3]. Это позволяет увеличить полезную площадь изображения на киноплёнке и получить соотношение сторон кадра 1,67:1 вместо традиционного 4:3. Такой кадр лучше вписывается в современный телеэкран 16:9, а современные технологии, предусматривающие сканирование негатива и дальнейшую работу с фильмом по цифровой технологии Digital Intermediate, позволяют отказаться от совмещённой фонограммы, использовавшейся в традиционном стандарте 16-мм. Формат «Супер-16» относится к производственным, то есть непригоден для печати прокатных совмещённых фильмокопий.
Использование
Для съёмки в формате «Супер-16» могут использоваться[4] киносъёмочные аппараты, разработанные для традиционного формата 16-мм с увеличенным[5] кадровым окном и измененным видоискателем, поскольку все кинокамеры формата 16-мм используют односторонний грейфер и зубчатые барабаны с односторонними венцами, рассчитанными на киноплёнку с односторонней перфорацией. Узкоплёночная аппаратура значительно легче и компактнее аппаратуры, рассчитанной на стандартную 35-мм киноплёнку, что во многих случаях облегчает съёмку. В настоящее время формат «Супер-16» используется в малобюджетном кинопроизводстве и для съёмки телесериалов, поскольку стоимость узкой киноплёнки снижает производственные затраты по сравнению со стандартом «Супер-35», а современные сорта киноплёнки и увеличенный размер кадра делают[6] разрешающую способность формата сопоставимой с HDTV. Кроме того, возможна оптическая печать изображения, снятого в формате «Супер-16» на кашетированные форматы 35-мм. Телесериал «Чисто английские убийства» снят именно в формате «Супер-16» с соотношением сторон 1,78:1, соответствующим телевизионному 16:9[7]. В 2009 году производитель киносъёмочной оптики Vantage[8] представил линейку анаморфотных объективов с коэффициентом анаморфирования 1,3×, рассчитанных на этот формат. Использование таких объективов позволяет снимать изображение с соотношением сторон 2,35:1, пригодное для печати на анаморфированные форматы 35-мм.
См. также
Примечания
Источники
- ↑ Motion picture Super-16 film (англ.). Kodak (10 September 2002). Архивировано из первоисточника 19 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
- ↑ Супер-8 и Супер-16 (рус.). История кинематографа. «Киномеханик» (2000). Архивировано из первоисточника 19 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
- ↑ Иофис, 1980, с. 198
- ↑ Welcome to Super 16! (англ.). Super 16, Inc.. Архивировано из первоисточника 19 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
- ↑ A-cam SP-16 (англ.). www.ikonoskop.com. Архивировано из первоисточника 19 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
- ↑ The beauty of 16 (англ.). Camera technologies. Arri. Архивировано из первоисточника 19 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
- ↑ Technical specifications for «Midsomer murders» (англ.). IMDb. Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 12 июня 2012.
- ↑ Hawk anamorphic lenses (англ.). www.vantagefilm.com. Архивировано из первоисточника 19 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
Литература
- Е. А. Иофис § 42. Разноформатные фильмокопии // «Кинофотопроцессы и материалы». — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1980. — С. 198. — 239 с.
Ссылки
- Типы и форматы киноплёнки (рус.). Cinema and Television. Kodak. Архивировано из первоисточника 10 мая 2012. Проверено 9 мая 2012.
- 16-мм киноплёнка (рус.). ФотоЭнциклопедия.рф (23 декабря 2010). Проверено 9 мая 2012.
- Андрей Василенко 16-мм кинокамеры (рус.). Справочник по кинооборудованию. Техника и технологии кино (январь 2009). Архивировано из первоисточника 10 мая 2012. Проверено 9 мая 2012.
Форматы кинематографа Форматы плёнки 8-мм • 16-мм • 35-мм • 70-мм Киноформаты 16 mm Super-16 (1971) • Ultra-16 • 16 mm × N Circarama (1955) • 35 mm Обычный (1932) • CinemaScope (1953) • Кашетированный (1953) • VistaVision (1954) • Superscope (1954) •
Technirama (1956) • Широкоэкранный (1957) • Techniscope (1963) • УФК (1967) • Super 35 (1982) •70 mm Todd-AO (1955) • Широкоформатный (1956) • Ultra Panavision 70 (1957) • Стерео-70 (1965) • IMAX (1970) • 35 mm × 3 Cinerama (1952) • Кинопанорама (1957) • Cinemiracle (1958) • 70 mm × 3 Super Cinerama (1963) • 35 mm × N Circle-Vision 360° (1967) • Круговая кинопанорама (1959) • Стандарты соотношения сторон экрана 1,33:1 • 1,37:1 • 1,85:1 • 2,2:1 • 2,35:1 • 2,75:1 Способы согласования форматов Scope • Flat • Letterbox • Pan & scan • Скрытое кашетирование Категория:- Технологии кино и видео
Wikimedia Foundation. 2010.