- Иисус бен Пантира
-
Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности.Иисус, бен Пантира («Иисус, сын Пантиры» или Пантеры) — один из вариантов обозначения Иисуса из Назарета в еврейских текстах.[1]
Содержание
Биография Иисуса согласно иудаизму
В талмудической литературе I в. н. э. нет упоминания об Иисусе. В более поздних частях Талмуда и в Мидраше Иисус упоминается в связи с полемикой против христианства и христологических истолкований ТаНаХа, однако эти упоминания весьма немногочисленны. Талмуд, упоминая Иисуса, называет его «Бен Пантира» или «Бар Пандира» («сыном Пантиры (Пандиры)»), но ничего не сообщает по этому поводу.[2] При этом есть существенные сомнения по вопросу о том, действительно ли они относятся к Иисусу христианства (например, они датируют время его жизни серединой I века до н. э., то есть на полстолетия раньше Иисуса из Назарета)[3]
Ориген (сочинение «Против Цельса», I 32-33) приводит антихристианский рассказ Цельса (II в.) о рождении Иисуса Марией от солдата (римского?) по имени Пантера.
Цельс пишет об этом в своей работе «Об истинной доктрине» в 178 году. Известный раввин 1-го века Элиезер бен Гиркан, пишет об учении которое ему рассказал в Сепфорисе последователь Иисуса по имени Иаков из Сихнина. Есть предположения, что это сын младшего брата Иисуса Иуды. Как пишет бен Гиркан, Иаков проповедовал учение во имя «Иисуса сына Пантеры». Необходимо отметить, что в иврите того времени слово «сын» также обозначало «племянник», «родственник-сирота, взятый на воспитание» и тому подобное.
Христианский богослов Епифаний в 4-м веке пишет что в высказывании «Иисус сын Пантеры» есть доля правды. Объясняет это тем, что отец Иосифа обручника был известен как Иаков Пантера. Иоанн Дамаскин проповедовал, что прадеда Марии звали Пантера.
В 1906 году германский историк Адольф Дайссманн опубликовал статью «Имя Пантеры». В ней он доказал, что это имя являлось излюбленным именем римских солдат в библейский период. Так же он привел множество примеров сохранившихся римских надписей, в том числе надгробий. Так же он приводит довольно интересную надпись на надгробном памятнике римского солдата, обнаруженном в 1859 году на римском кладбище в Бингербрюке. Надпись гласит:

Тиберий Юлий Авдий Пантера из Сидона, 62 лет солдат 40 лет службы 1-й когорты лучников лежит здесь 
По версии Отцов церкви, Пантера — один из родственников Иисуса по линии Иосифа.
С распространением христианства весь еврейский народ начинают изображать в церковной литературе как народ-богоубийцу; жестокие преследования средневековья приводят к тому, что образ Иисуса в сознании евреев становится символом бедствий народа и в еврейском фольклоре приобретает все более отрицательные черты.
См. также
Примечания
- ↑ krotov.info/libr_min/11_k/kra/uss.htm Тертуллиан говорит, что он рассматривает эту клевету как результат недоброжелательности…
- ↑ Тосефта, Хуллин 2:22-24; Иерусалимский Талмуд, Шаббат 14:4; Иерусалимский Талмуд, Авода-Зара 2:2
- ↑ Иисус Христос в документах истории. Сост., ст. и комм. Б. Г. Деревенского. СПб.: «Алетейя», 2007. С. 312.
Литература
- История о повешенном или История Йешу из Нацрата в Библиотеке Якова Кротова
- Тольдот Иешу (Рукопись из Йемена (A), Страсбурская рукопись (S), Венская рукопись (V)) в Библиотеке Руслана Хазарзара
- Иисус Христос в документах истории. Сост., ст. и комм. Б. Г. Деревенского. СПб.: «Алетейя», 2007. С. 306—364. ISBN 978-5-903354-20-7
- Пиотровский Ю. Г. Является ли Иисус Мессией? Проблемы иудео-христианского диалога. СПб. Изд-во Алетейя, 2006 г. 73 стр. ISBN 5-89329-635-4
Категории:- Трактовки образа Иисуса Христа
- Еврейский фольклор
Wikimedia Foundation. 2010.