ШМЕЛЁВ

ШМЕЛЁВ
1.
ШМЕЛЁВ Дмитрий Николаевич (1926-93), языковед, академик РАН (1987). Работал в Институте русского языка РАН. Осн. труды в области русской лексикологии, фразеологии, синтаксиса, общей семантики, истории русского языка.
2.
ШМЕЛЁВ Иван Сергеевич (1873-1950), русский писатель. В 1922 эмигрировал. В ранних рассказах и повестях - "Гражданин Уклейкин" (1908), "Человек из ресторана" (1911) и др.-сочувствие "маленькому человеку". Ощущение гибели России и неприятие нравственного распада и кровопролития в результате революции 1917 ("Солнце мертвых", 1923). Ностальгические картины православного быта и патриархального семейного уклада: автобиографические повести "Лето Господне; праздники - радости -скорби" (1933), "Богомолье" (1935), "Куликово поле" (1947). Дореволюционная и эмигрантская жизнь в скитаниях по Европе и Америке глазами простой русской женщины -хранительницы нравственных начал (роман "Няня из Москвы", 1936).
3.
ШМЕЛЁВ Николай Петрович (род. 1936), экономист, писатель, публицист, член-корреспондент РАН (1994). Осн. труды по проблемам мирового хозяйства и международным экономическим отношениям, экономике СССР, России. В литературных произведениях (рассказы 1960-х гг.; повесть "Пашков дом", 1987; исторические повести) - нравственные аспекты взаимоотношений личности и общества, противостояние разрушению культуры.
Источник: Энциклопедия "Отечество"

Иван Сергеевич (21.09/3.10.1873-24.06.1950), русский писатель. Родился и вырос в Замоскворечье, в семье подрядчика по строительным работам. В доме сохранялись традиции православного благочестия, патриархальный уклад.
Стремление к литературному творчеству пробудилось у Шмелева еще во время обучения в московской гимназии. В 1895, совершая свадебное путешествие на Валаам, он заехал в Троице-Сергиеву лавру, чтобы получить благословение известного подвижника, иеромонаха Варнавы Гефсиманского, и старец предрек предстоящий ему «крест» страданий, прозрел и укрепил в нем писательский дар, сказав: «Превознесешься своим талантом».
В ранних рассказах и повестях Шмелева звучит тема мучительной, несправедливой и непросветленной жизни; автор сочувствует «маленьким» людям, которые хотят вырваться из пустоты и однообразия окружающего мира; наблюдает распад старого патриархального уклада, конфликт поколений отцов и детей. Повесть «Человек из ресторана» (1911) принесла автору громкий успех и поставила его в первые ряды писателей реалистической школы начала века.
Во время революции Шмелев уезжает с семьей в Алушту, где покупает дом с участком земли. Осенью 1920 Крым был занят красными частями. Единственный сын Шмелева, Сергей, как офицер царской армии арестован и без суда расстрелян. Ужасы массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920 — 21, привели Шмелева к тяжелой душевной депрессии. В ноябре 1922 он выезжает в Берлин, а с 1923 живет в Париже. Картина гибели всего живого в Крыму в период красного террора открывается в эпопее «Солнце мертвых» (1924), рисующей торжество зла, голод, бандитизм, постепенную утрату людьми человеческого облика. Рефреном проходит через книгу образ пустых небес и мертвого солнца: «Бога у меня нет. Синее небо пусто...» Эпопея Шмелева, с огромной художественной силой запечатлевшая трагедию русского народа, принесла автору европейскую известность.
Годы, проведенные Шмелевым в эмиграции, насыщены плодотворной творческой работой. Он публикуется во многих эмигрантских изданиях (около двадцати его книг на русском языке; в СССР все они были запрещены).
В книге «Лето Господне» (1927 — 44), обращаясь к годам детства, Шмелев запечатлел мировосприятие верующего ребенка, доверчиво принявшего в свое сердце Бога. Крестьянская и купеческая среда предстает как целостный, органичный мир, полный нравственного здоровья и внутренней культуры. Впервые в русской художественной литературе столь полно и глубоко воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. В психологических переживаниях персонажей Шмелева открывается душевно-духовная жизнь православного христианина. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что книга стала подлинной энциклопедией русского Православия. Удивительный язык Шмелева органически связан со всем богатством и разнообразием живой народной речи, в нем отразилась сама душа России.
Живое соприкосновение с миром святости происходит и в книге «Богомолье» (1931), где в картинах паломничества в Троице-Сергиеву лавру предстают все сословия верующей России. Подвижническое служение «старца-утешителя» Варнавы Гефсиманского воссоздано Шмелевым с признательной любовью.
Роман «Няня из Москвы» (1934), написанный в излюбленной Шмелевым форме сказа (в которой писатель достиг непревзойденного мастерства), — это повествование бесхитростной русской женщины, попавшей в бурный водоворот событий истории XX в. и оказавшейся на чужбине. В страданиях, теряя подчас здоровье и богатство, герои романа обретают душу, приходят к Истине.
Поэтический очерк «Старый Валаам» вводит читателя в мир православного русского монастыря, рисует жизнь, погруженную в атмосферу святости. Образы Святой Руси наполняют очерк «Милость прп. Серафима» — о том, как Шмелев был спасен от смертельной болезни после горячей молитвы к св. Серафиму Саровскому, и повесть «Куликово поле» — о чудесном явлении в Советской России прп. Сергия Радонежского, ободряющего и укрепляющего оставшихся там христиан.
Тема реальности действия Божественного Промысла в земном мире получила воплощение в итоговом произведении писателя — романе «Пути небесные» (т. I — 1937; т. II — 1948). Книга посвящена таинственному пути соединения человека с Богом, спасению души. Роман стал уникальным явлением в русской литературе: в основе раскрытия судеб и характеров лежит святоотеческая культура, православное аскетическое мировоззрение. Его внутренним сюжетом является «духовная брань» героев со страстями, искушениями и нападениями злых сил. Молитвенный подвиг, упорная и жестокая борьба с грехом в себе и внешними соблазнами, скорбь от тяжких падений и духовная радость побед, благодатные озарения — эти моменты нашли многогранное воплощение на страницах последнего романа писателя.
Шмелева отличала особая любовь к атмосфере монастырской жизни. Совершая в 1936 поездку по Прибалтике, он останавливался в Псково-Печерском монастыре, дважды (в 1937 и 1938) посещал обитель прп. Иова Почаевского в Карпатах. Кончина писателя-подвижника глубоко символична: в день именин старца Варнавы, некогда благословившего его «на путь», Шмелев приезжает в расположенный неподалеку от Парижа русский монастырь Покрова Божией Матери и в тот же день тихо предает душу Богу.
А. М. Любомудров
Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ШМЕЛЁВ" в других словарях:

  • Шмелёвы — московский купеческий род. Ярко описаны в произведениях писателя , выходца из этой семьи. По семейным преданиям, Шмелёвы происходили из крестьян старообрядческого села Гуслицы Богородского уезда . Их фамилия встречается в списках некрополя в… …   Москва (энциклопедия)

  • Шмелёв — Шмелёв  распространенная русская фамилия. Известные носители: Шмелёвы  московский купеческий род (к ним принадлежал, кроме прочих, писатель И. С. Шмелёв). Шмелёв, Алексей Дмитриевич (род. 1957)  российский лингвист.… …   Википедия

  • Шмелёвы — Шмелёвы  московский купеческий род. Ярко описаны в произведениях русского писателя И. С. Шмелёва, выходца из этой семьи. Содержание 1 Шмелёвы в Москве 1.1 И. С. Шмелёв …   Википедия

  • Шмелёва — Шмелёва, Ирина Викторовна Ирина Шмелёва Имя при рождении: Ирина Викторовна Шмелёва Дата рождения: 24 января 1961(1961 01 24) (49 лет) Место рождения: СССР …   Википедия

  • Шмелёв — Иван Сергеевич (1873, Москва – 1950, Бюсси ан От, близ Парижа), русский писатель. Родился в семье подрядчика старообрядца. В 1894 98 гг. учился на юридическом ф те Московского ун та, затем восемь лет служил чиновником по особым поручениям… …   Литературная энциклопедия

  • шмелём — ШМЕЛЁМ, нареч. Быстро, сию секунду, пулей. Ну ка шмелём туда обратно! От общеупотр. «шмель»; Ср.: шмулём …   Словарь русского арго

  • шмелём — [шмель] шмелём (нареч.) (Е) …   Словарь употребления буквы Ё

  • ШМЕЛЁВ — Иван Сергеевич (1873 1950), русский писатель. В 1922 эмигрировал. Рассказы и повести, проникнутые сочувствием к маленькому человеку : Гражданин Уклейкин (1908), Человек из ресторана (1911). Книга Солнце мертвых (1923) трагическая эпопея… …   Современная энциклопедия

  • Шмелёв Г. И. — ШМЕЛЁВ Гелий Иванович (р. 1927), экономист, ч. к. РАН (1990). Осн. тр. в области агр. теории и политики, иссл. проблем экономики подсобного х ва …   Биографический словарь

  • Шмелёв Д. Н. — ШМЕЛЁВ Дмитрий Николаевич (1926–1993), языковед, акад. РАН (1987). Работал в Ин те рус. языка РАН. Осн. тр. в области рус. лексикологии, фразеологии, синтаксиса, общей семантики, истории рус. языка …   Биографический словарь

  • Шмелёв Н. П. — ШМЕЛЁВ Николай Петрович (р. 1936), экономист, писатель, публицист, ч. к. РАН (1994). Осн. тр. по проблемам мирового х ва и междунар. экон. отношениям, экономике СССР, России. В лит. произв. (рассказы 1960 х гг.; пов. Пашков дом , 1987; ист.… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»