- ЦВЕТАЕВА
-
1.
ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна (1894-1993), русская писательница. Дочь И. В. Цветаева, сестра М. И. Цветаевой. Мемуары (в т. ч. кн. "Воспоминания", 1971) воссоздают культурную атмосферу начала 20 в. Пафос приятия жизни в автобиографических повестях ("Моя Сибирь", 1988, о быте репрессированных), рассказах. Книги лирической прозы: "Королевские размышления. 1914 год" (1915), "Дым, дым и дым" (1916).2.ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева, сестра А. И. Цветаевой. В 1922-39 в эмиграции (в осн. Прага, Париж). В сборниках стихотворений "Вёрсты" (1921), "Ремесло" (1923), "После России. 1922-25" (1928) -неизбывность трагического конфликта поэта с миром, ценности, нормы и условности которого бескомпромиссно отвергаются. В стихах, в "Поэме Горы" и "Поэме Конца" (обе 1926) - мотивы самоотдачи и безоглядности чувства, внутреннего постоянства, разлуки (разрыва) и несовместимости "равных". Цветаева утверждает "безмерность" личности и души, превышающей возможность "земного" воплощения, в т. ч. в стихах о судьбе и миссии поэта (например, циклы "Психея", 1918, "Поэт", 1923, "Стол", 1933). Книга стихов "Лебединый стан" (1917-20, в России опубликована в 1990) -плач о России (гибель царского дома, Белой гвардии), насыщенный евангельскими образами. В своём романтическом максимализме Цветаева тяготеет к безостаточной символизации собственной судьбы, наделяя эстетически и духовно значимым смыслом каждый её момент. Цветаева широко обращается к архетипам, образам и сюжетам из различных эпох и культурных пластов: в поэмах-сказках "Царь-Девица" (1922), "Молодец" (1924), лирической сатире "Крысолов" (1925) и особенно в ранних ("Феникс", 1924) и "классических" ("Ариадна", 1927, "Федра", 1928,-об иррациональности страсти) драмах. Эссеистская проза: "Мой Пушкин" (1937), "Живое о живом" (1933, о М. А. Волошине), "Пленный дух" (1934, об А. Белом), "Эпос и лирика современной России" (1932, о Б. Л. Пастернаке и В. В. Маяковском), "Искусство при свете совести" (1931-33). Письма (в т. ч. к Пастернаку и Р. М. Рильке). Вернулась на родину (1939). В эвакуации, в Елабуге, покончила жизнь самоубийством.Источник: Энциклопедия "Отечество"
Марина Ивановна (26.09/8.10.1892-31.08.1941), русская поэтесса. Дочь основателя Музея изящных искусств, профессора-филолога И. В. Цветаева. В 1922-39 в эмиграции. Вернувшись на родину (в 1939), в эвакуации покончила жизнь самоубийством.
В сборниках стихов «Вёрсты» (1921), «Ремесло» (1923), «После России 1922 — 1925» (1928) превалирует тема конфликта поэта с миром. Книга «Лебединый стон» (1917 — 20) - плач о гибнущей России, о трагедии Царской семьи и Белой гвардии — насыщена евангельскими образами. Цветаева свободно вводит сюжеты и образы из различных культурно-исторических слоев и эпох в свои стихи («Царь-Девица», 1922, «Молодец», 1924, «Крысолов», 1925) и драмы («Феникс», 1924, «Ариадна», 1927, «Федра», 1928).
Серьезной вехой в развитии отечественной эссеистики стала проза Цветаевой: «Мой Пушкин» (1937), «Живое о живом» (1933, о М. А. Волошине), «Пленный дух» (1934, об А. Белом), «Эпос и лирика современной России» (1932), «Искусство при свете совести» (1931—33).Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"