- УСПЕНСКИЙ
-
1.
УСПЕНСКИЙ Борис Андреевич (род. 1937), филолог, доктор филологических наук (1972), профессор МГУ (с 1977) и Неаполитанского Восточного университета. Труды по проблемам общего языкознания (в т. ч. структурной типологии), славянской филологии (в т. ч. истории русского и церковно-славяиского языков), литературоведению (поэтике) и искусствознанию, семиотике, истории русской церкви.2.УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (1843-1902), русский писатель. Реалистически показал жизнь городской бедноты, социальные противоречия пореформенной деревни (циклы очерков "Нравы Растерясвой улицы", 1866, "Разорение", 1869, "Власть земли", 1883, и др.). Творчество проникнуто народническими идеями.3.УСПЕНСКИЙ Лев Васильевич (1900-1978), русский писатель. "Слово о словах" (1954) и др. научно-популярные книги о русском языке; повести, рассказы.4.УСПЕНСКИЙ Пётр Демьянович (1877-1947), философ, мистик. Жил в Москве и с 1908 в Петербурге; неоднократно путешествовал по Востоку; с 1921 в Лондоне, в 1941-46 в США. Испытал влияние теософии, йоги, с 1915 влияние Г. И. Гурджи-ева. Осн. сочинения: "Четвёртое измерение" (1910), "Терциум орга-нум. Ключ к загадкам мира" (1911), "Новая модель универсума" (1931).5.УСПЕНСКИЙ Фёдор Иванович (1845-1928), историк, академик Петербургской АН (1900), РАН (1917), АН СССР (1925). В 1894-1914 директор Русского археологического института в Константинополе. Гл. труд - "История Византийской империи".6.УСПЕНСКИЙ Эдуард Николаевич (род. 1937), русский писатель. Произведения для детей: повести-сказки "Крокодил Гена и его друзья" (1966; продолжения в разных жанрах - "Чебурашка и его друзья", 1970, "Отпуск Крокодила Гены", 1974, и др.), "Вниз по волшебной реке" (1972; герои - персонажи русской сказки), "Дядя Фёдор, пёс и кот" (1974), "Гарантийные человечки" (1975). Книга "Юности честное зерцало" (1994) о правилах этикета. Стихи, сценарии мультфильмов, пьесы. Авторская радиопередача "В нашу гавань заходили корабли" - на материале городского фольклора.Источник: Энциклопедия "Отечество"
Глеб Иванович (13.10.1843-24.03.1902), русский прозаик, публицист. Сын чиновника, внук сельского дьячка. Не сумев завершить учебу в университете, рано начал печататься (с 1862 в ж. «Зритель» и «Ясная Поляна») с очерковыми рассказами о жизни трущобного люда, нищих мастеровых и чиновников.
В «Современнике» Н. А. Некрасова печатается цикл очерков «Нравы Растеряевой улицы» (1866) о жизни пореформенной России.
После запрещения «Современника» и с переходом к Некрасову (при соредакторстве М. Е. Салтыкова-Щедрина) «Отечественных записок» (1868) Успенский получает постоянную работу, начинается новый этап его творческой жизни, отмеченный углубленными размышлениями о России 1860—70-х (цикл «Разоренье», 1869 — 71). Трезвый, беспощадный реализм, глубина и точность социальных наблюдений резко выделяли писателя среди коллег-литераторов, ограничивавшихся обличительным бытописательством.
В н. 1870-х Успенский дважды выезжает за границу; впечатления от этих поездок легли в основу ряда его произведений последующих лет: «Больная совесть», «Заграничный дневник провинциала», «Письма из Сербии». В очерковом цикле «Новые времена, новые заботы» (1873 — 78) писатель прослеживает растлевающее и обезличивающее влияние на русского человека капиталистического предпринимательства.
В к. 1870-х в творчестве и судьбе Успенского наступает поворот. Он пытается выявить источник «хитроумной механики народной жизни» и глубинные причины господства в русской жизни «прижимки», т. е. обираловки трудящегося человека новыми, посткрепостническими притеснителями, и алкоголя. Успенский «идет в народ», поселившись в Новгородской губ. Жизнь в селе, изучение быта и сознания крестьян приводят его к выводу о великой «власти земли» («Из деревенского дневника», 1877 — 80, «Крестьянин и крестьянский труд», 1880, «Власть земли», 1882).
Публикации Успенского в «Отечественных записках», которые после смерти Некрасова до 1884 возглавлял Салтыков-Щедрин, вызывали резкие критические отклики как в литературной прессе, так и в народнической среде. Усиление капитализации страны писатель, в отличие от своих оппонентов, не склонен считать чем-то быстропроходящим и случайным; он предрекает, что «ужасность» власти капитала «будет понята читателями, когда статистические дроби придут к нам в виде людей, изуродованных и искалеченных». В сб. «Живые цифры» (1888) за статистическими сводками предстают горькие картины нищеты и сиротства, изматывающий труд и полная беззащитность перед «властью капитала».
В произведениях позднего Успенского еще отчетливее, чем прежде, присутствует личность самого автора: впечатлительного и ироничного, искреннего и деликатного, доверчивого и нетерпимого к фактам. Его не переставая мучила «русская неурядица», «нескладица общей жизни». С 1892 из-за тяжелой душевной болезни Успенский окончательно отошел от литературной работы.Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"