- ТРУБЕЦКОЙ
-
1.
ТРУБЕЦКОЙ Алексей Никитич (?-1680), князь, боярин, воевода. Руководил рядом приказов, дипломатическими переговорами 50-х гг. Участвовал в переговорах с посольством Б. М. Хмельницкого об условиях вхождения Украины в состав России (1654). Командовал войсками в русско-польской войне 1654-67 и при взятии Юрьева (1656) во время русско-шведской войны 1656-58. Подавлял Московское восстание 1662.2.ТРУБЕЦКОЙ Дмитрий Тимофеевич (?-1625), князь, боярин, воевода. В 1608-10 в Тушинском лагере. В 1611-13 один из руководителей 1-го и 2-го земских ополчений и временного земского правительства. Один из претендентов на русский трон на Земском соборе 1613.3.ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863-1920), князь, религиозный философ, правовед, общественный деятель. Брат С. Н. Трубецкого. Профессор в Киеве (1897-1905) и Москве (1906-18). Видный деятель партии кадетов, один из основателей "Союза мирного обновления" и главный редактор его печатного органа - "Московского еженедельника" (1906-10). Участвовал в белом движении, умер при эвакуации Добровольческой армии в Новороссийске. Стремился согласовать учение В. С. Соловьёва о "всеединстве" с ортодоксальной христианской доктриной. Осн. труды: "Миросозерцание Вл. С. Соловьёва" (т. 1-2, 1913); "Метафизические предположения познания" (1917); "Смысл жизни" (1918).4.ТРУБЕЦКОЙ Климентий Николаевич (род. 1933), учёный в области горного дела, академик РАН (1991). Труды по теории открытой разработки месторождений при комплексном освоении недр. Государственная премия СССР (1990).5.ТРУБЕЦКОЙ Никита Юрьевич (1699-1767), князь, генерал-фельдмаршал (1756). С 1719 на придворной службе и в гвардии. В 1730 один из участников борьбы против Верховного тайного совета в поддержку императрицы Анны Ивановны. С 1740 генерал-прокурор Сената. Возглавлял следствие и суд над А. И. Остерманом (1741), А. П. Бестужевым-Рюминым (1758)и др. В 1760-1762 президент Военной коллегии; сенатор (1760).6.ТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич (1890-1938), князь, языковед. Сын С. Н. Трубецкого. Приват-доцент Московского университета (1915-1916), профессор Ростовского университета (1918). С 1920 в эмиграции. Один из теоретиков-структуралистов Пражского лингвистического кружка. Разработал принципы фонологии и морфонологии как особых лингвистических дисциплин. Основоположник теории языковых союзов; выдвинул понятие балканского языкового союза. Славист, балканист и компаративист. Один из основоположников семиотики языка и литературы. Изучал культуру и языки народов Северного Кавказа, некоторые африканские языки. Исследования о русской литературе.7.ТРУБЕЦКОЙ Павел (Паоло) Петрович (1866-1938), князь, скульптор. Один из основоположников импрессионизма в русской пластике. Живописные по лепке статуэтки ("Лев Толстой на лошади", 1900), конный памятник Александру III в Санкт-Петербурге (1900-06, открыт в 1909). С 1906 жил в осн. за рубежом.8.ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862-1905), князь, религиозный философ, публицист, общественный деятель. Брат Е. Н. Трубецкого. Профессор и в 1905 первый выборный ректор Московского университета. В 1900-05 редактор журнала "Вопросы философии и психологии". Последователь В.C. Соловьёва, в своей системе "конкретного идеализма" претендовал на преодоление " односторонностей " рационализма, эмпиризма и мистицизма ("Основания идеализма", 1896). Труды по истории древнегреческой философии.9.ТРУБЕЦКОЙ Сергей Петрович (1790-1860), князь, декабрист, один из организаторов "Союза спасения" (1816), "Союза благоденствия" (1818) и Северного общества (1821), полковник. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813-14. Избран диктатором восстания, но на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 не явился. Приговорён к вечной каторге. С 1826 в Нерчинских рудниках, в 1839-56 на поселении в Иркутской губернии. Автор "Записок".Источник: Энциклопедия "Отечество"
Евгений Николаевич (23.09.1863-23.01.1920), князь, русский философ и общественный деятель, профессор Московского университета. Основной темой философии Трубецкого было определение смысла жизни. В своей книге «Смысл жизни» рассматривал христианство как единственную в своем роде религию, в которой человеческий элемент не поглощен Божественным, а Божественный — человеческим, но оба эти элемента составляют единство в его полноте и цельности. Соч.: «Отечественная война и ее духовный смысл» (1915), «Война и мировая задача России» (1915), «Национальный вопрос, Константинополь и Святая София»(1915), «Два мира в древнерусской иконописи» (1916), «Умозрение в красках. Вопрос осмысления жизни в древнерусской религиозной живописи» (1916).Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"