- СТРАВИНСКИЙ
-
1.
СТРАВИНСКИЙ Игорь Фёдорович (1882-1971), композитор и дирижёр. Сын Ф. И. Стравинского. В России до 1914, затем жил за рубежом, с 1939 в США. Творчество Стравинского при образно-стилистическом многообразии (от языческой архаики до античных мифов, от русского современного музыкального фольклора до европейских музыкальных стилей 17-18 вв. или православных песнопений) отличается целостностью и органичной связью с традициями русской музыкальной культуры. Новатор в области метроритмики, оркестровки, гармонии, Стравинский оказал огромное воздействие на развитие музыкального искусства 20 в. Оперы "Соловей" (1914), "Мавра" (1922), оперы-оратории "Царь Эдип" (1927; 2-я редакция, 1948), "Похождения повесы" (1951); балеты "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913), "Байка про лису, петуха, кота да барана" (пантомима с пением, 1916), "История солдата" (1918), "Пульчинелла" (1920, на основе тем сочинений Дж. Б. Перголези), "Свадебка" (хореографическая кантата, 1923), "Аполлон Мусагет", "Поцелуй феи" (оба 1928), "Игра в карты" (1937), "Орфей" (1948), "Агон" (1957); кантаты, "Симфония псалмов" (для хора и оркестра, 1930), оркестровые и камерно-инструментальные сочинения и др.2.СТРАВИНСКИЙ Фёдор Игнатьевич (1843-1902), певец (бас). С 1876 солист Мариинского театра. Создал разнохарактерные образы. Способствовал развитию русского оперного искусства.Источник: Энциклопедия "Отечество"
Игорь Федорович (5.06.1882-1971), русский композитор и дирижер, сын певца Мариинского театра Федора Игнатьевича Стравинского. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, занимался композицией у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова. Первые сценические произведения Стравинского были написаны для Русского балета С. П. Дягилева в Париже: балеты «Жар-птица» и «Петрушка» (1910—11), «Весна священная» (1913), поставлены в парижском театре Гранд-Опера. С 1910 Стравинский жил за рубежом (до 1939 в Париже, после в США). Стравинскому принадлежит ряд симфонических и камерно-инструментальных произведений: опера «Соловей» (1914) и на ту же музыку балет «Песнь соловья» (1920). В последующих произведениях в творчестве Стравинского проявились черты конструктивизма и нарочитой скупости средств. В 1922 — 23 он поставил ряд опер на мотивы русских сказок, балеты неоклассической стилизации — «Пульчинелла», «Поцелуй феи» и др. Яркая творческая изобретательность и композиционная техника, виртуозное владение оркестром обусловили влияние Стравинского на музыку 20-х. Из сценических произведений Стравинского 50-х наиболее известен его балет «Агон» (1957) и кантата «Потоп». В.А. ФедоровИсточник: Энциклопедия "Русская цивилизация"