- СОЛОВЬЁВ
-
1.
СОЛОВЬЁВ Александр Константинович (1846-79), народник. Участник "хождения в народ", примыкал к "Земле и воле". 2 апреля 1879 совершил в Петербурге покушение на императора Александра II. Повешен.2.СОЛОВЬЁВ Владимир Сергеевич (1853-1900), русский религиозный философ, поэт, публицист, мистик. Сын С. М. Соловьёва. После речи против смертной казни в марте 1881 (в связи с убийством Александра II народовольцами) был вынужден оставить преподавательскую работу. В учении Соловьёва об универсуме как "всеединстве" христианский платонизм переплетается с идеями новоевропейского идеализма, особенно Ф. В. Шеллинга, естественно-научным эволюционизмом и неортодоксальной мистикой (учение о Софии - Премудрости Божьей, положившее начало русской софиоло-гии). Проповедовал объединение "Востока" и "Запада" через воссоединение церквей, утопический идеал всемирной теократии, крах которого привёл к усилению эсхатологических настроений Соловьёва ("Три разговора" с их "Краткой повестью об Антихристе", 1899-1900). Оказал большое влияние на русский идеализм и поэзию русских символистов (особенно стихи Соловьёва "софийного периода"). Осн. сочинения: "Кризис западной философии" (1874); "Чтения о Богочеловечестве" (1877-81); "Россия и Вселенская церковь" (опубл. в Париже, 1889; русский перевод 1911); "Смысл любви" (1892-94); "Оправдание добра" (1894-95).3.СОЛОВЬЁВ Всеволод Николаевич (род. 1924), конструктор ракетно-космической техники, член-корреспондент РАН (1990), Герой Социалистического Труда (1980). Труды по сложным техническим комплексам для транспортных операций. Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1988).4.СОЛОВЬЁВ Леонид Васильевич (1906-62), русский писатель. Повести, рассказы из жизни Средней Азии, среди них - основанная на фольклорных образах и мотивах, насыщенная народной мудростью "Повесть о Ходже Насреддине" (1940-54); произведения о советских моряках.5.СОЛОВЬЁВ Николай Яковлевич (1845-98), русский драматург. Пьесы: "На пороге к делу" (1879); в 1876-80 совместно с А. Н. Островским - "Счастливый день", "Женитьба Белугина", "Дикарка", "Светит, да не греет".6.СОЛОВЬЁВ Павел Александрович (1917-96), теплотехник, член-корреспондент РАН (1981), Герой Социалистического Труда (1966). Под руководством Соловьёва разработаны первые отечественные вертолётный газотурбинный двигатель и турбореактивный двухконтурный двигатель. Ленинская премия (1978), Государственная премия СССР (1968).7.СОЛОВЬЁВ Сергей Александрович (род. 1944), кинорежиссёр, народный артист Российской Федерации (1996). Поставил фильмы: "Егор Булычев и другие" (1971), "Станционный смотритель" (1972), "Сто дней после детства" (1975), "Спасатель" (1980), "Наследница по прямой" (1982), "Избранные" (1983), "Чужая Белая и Рябой" (1987), "Асса" (1988), "Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" (1990), "Дом под звёздным небом" (1992) и др. Для Соловьёва характерны высокая культура пластических решений, тонкость и точность воспроизведения атмосферы; нередко переосмысливает в своих фильмах действительность, прибегая к неожиданным экстравагантным приёмам. Государственная премия СССР (1977).8.СОЛОВЬЁВ Сергей Леонидович (1930-94), геофизик, академик РАН (1991). Труды по сейсморайониро-ванию СССР и Тихого океана, проблеме цунами и др.9.СОЛОВЬЁВ Сергей Михайлович (1820-79), историк, академик Петербургской АН (1872). С 1845 читал курс русской истории в Московском университете. Ректор Московского университета (1871-77). Представитель государственной школы отечественной историографии. Труды по истории Новгорода, эпох Петра I и Александра I, внешней политики России, историографии. Осн. сочинение - "История России с древнейших времён" (1851-79; т. 1-29). Особое внимание уделял смене осн. начал общественного быта: родового - вотчинным, вотчинного - государственным. Создал органичную, эволюционную картину истории России.С.М. Соловьев10.СОЛОВЬЁВ Юрий Владимирович (1940-77), артист балета, народный артист СССР (1973). С 1958 в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова (Ленинград). Классический танцовщик, мастер дуэтного танца, обладал феноменальным прыжком. Партии: Голубая птица ("Спящая красавица" П. И. Чайковского), Принц ("Золушка" С. С. Прокофьева), Юноша ("Ленинградская симфония" на музыку Д. Д. Шостаковича) и др.Источник: Энциклопедия "Отечество"
1. Владимир Сергеевич (16.01.1853-31.07.1900), философ, поэт, публицист и критик. Сын историка С. М. Соловьева. Общий пафос философского творчества Соловьева — освобождение человека как от пагубной власти индивидуалистических заблуждений, так и антигуманистического давления нуждающегося в преобразовании общества.
В основе всего философского творчества Соловьева лежит стремление к универсальному всеединству, достижению «цельной жизни» на основе «цельного знания» и «цельного творчества». Путь к этому он видел в универсальном синтезе философии, науки и религии (опыта, знания и веры).
Антропологическое учение Соловьева двойственно. Как христианский философ, он считает теоретическую потребность частной, одной из многих: «У человека есть общая высшая потребность всецелой или абсолютной жизни». В сфере личной и общественной нравственности эта потребность удовлетворяется «последованием Христу». Цель человеческой истории он видит в преображении мира. Но преображение человека и человечества Соловьев вопреки христианской традиции понимает магически-натуралистически, призывая к «теургическому деланию» — к участию человека в осуществлении божественного Промысла, к превращению мирского царства в царство Божие».
Идея универсального всеединства Соловьева подразумевала подчинение Православия католицизму. Отсутствие православного национального сознания толкало Соловьева на утопические проекты соединения Православия и католичества в «свободную теократию, в рамках которой русский народ должен пойти на самоотречение и признать папу главой вселенской церкви». (См. также: Философия русская).
Д.К.
2. Сергей Михайлович (5.05.1820-4.10.1879), выдающийся русский историк, академик (1872). Сын московского священника. Учился в Московском университете (1838 — 42), по окончании которого в качестве домашнего учителя детей графа А. П. Строганова в 1842 — 44 побывал за границей, где слушал лекции немецких и французских историков и философов в Берлине, Париже, Гейдельберге. С 1845 приступил к чтению курса русской истории в Московском университете, защитил магистерскую диссертацию «Отношение Новгорода к великим князьям», а в 1847 докторскую — «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». С 1847 — профессор Московского университета.
С 1851 стал выходить (ежегодно по одному тому) капитальный труд Соловьева «История России с древнейших времен» (до смерти Соловьева вышло 28 томов; 29-й вышел посмертно), доведенный до 1775. Крупным научным и общественным явлением стали «Публичные чтения о Петре Великом» (1872), приуроченные к 200-летию со дня рождения Петра I. По своим методологическим воззрениям Соловьев принадлежал к так называемой «государственной школе», которая считала государство движущей силой исторического развития.
В 1871—77 Соловьев занимал должность ректора Московского университета. В последние годы жизни Соловьев — председатель «Московского общества истории и древностей Российских». Оставил мемуары «Мои записки для детей моих, а если можно, и для других».
В.А.ФедоровИсточник: Энциклопедия "Русская цивилизация"