- ПОТЁМКИН
-
1.
ПОТЁМКИН Владимир Петрович (1874-1946), государственный деятель, академик АН СССР (1943). В 1922-40 на дипломатической работе; в 1937-40 1-й заместитель наркома иностранных дел СССР. С 1940 нарком просвещения РСФСР, президент АПН РСФСР с 1943. Труды по истории Франции, английского рабочего движения, международных отношений. Главный редактор "Истории дипломатии" (Государственные премии СССР, 1942, 1946).2.ПОТЁМКИН Григорий Александрович (1739-91), генерал-фельдмаршал (1784), один из участников дворцового переворота 1762, фаворит и ближайший помощник императрицы Екатерины П. Отличился во время русско-турецкой войны 1768-74. В 1774 назначен вице-президентом Военной коллегии, возведён в графское достоинство. После реализации своего плана присоединения Крыма к России в 1783 получил титул "светлейшего князя Таврического". Способствовал освоению Северного Причерноморья, руководил строительством Черноморского флота. Во время русско-турецкой войны 1787-91 главнокомандующий российской армией. Личное расположение Екатерины II, высокое положение при дворе и в государственном аппарате сделали Потёмкина одним из самых могущественных людей России.Г.А. Потемкин3."ПОТЁМКИН" ("Князь Потёмкин Таврический"), эскадренный броненосец Черноморского флота, в строю с 1904. В ходе Революции 1905-07 на "П." произошло массовое революционное выступление матросов (14-15.6.1905). Не получив поддержки других кораблей флота, команда "П." увела броненосец в Констанцу и сдала корабль румынским властям. В 1905 корабль возвращён России, переименован в "Пантелеймон", участвовал в 1-й мировой войне. С 1917 - "Борец за свободу". После Гражданской войны пущен на слом.Источник: Энциклопедия "Отечество"
Владимир Петрович (7/19.10.1874-23.02.1946), русский педагог, военачальник, дипломат, государственный деятель.
С 1940 — народный комиссар просвещения, первый в истории России министр-педагог с многолетним опытом практической работы в средней школе. Патриот-государственник, Потемкин поставил цель — сделать советскую школу лучшей в мире. Главное внимание уделял патриотическому воспитанию учащихся. Заслуга Потемкина — возвращение в школу русских национально-культурных ценностей. Программа по литературе, разработанная при Потемкине, была лучшей за всю историю советской школы. В 8—10 классах были введены курсы логики и психологии, а в женских школах и педагогика. В 1943 введены «Правила для учащихся», сыгравшие большую роль в воспитании школьников и укреплении учебной дисциплины. В школе, созданной Потемкиным, царил культ знаний, а учитель пользовался высочайшим авторитетом и уважением в обществе.
Потемкин — инициатор создания и первый президент Академии педагогических наук, главной задачей которой было изучение и использование классического наследия русской национальной педагогики. По замыслу Потемкина Академия была должна сделать это наследие достоянием широких масс учительства: «Академия педагогических наук призвана выполнять серьезную творческую научную работу. Не подлежит сомнению, что эту свою работу она построит на лучших традициях национальной русской педагогики... Ее главные черты — гуманизм, демократизм, пламенная вера в творческую силу науки и просвещения, глубокий патриотизм и народность, бережное отношение к личности ребенка и стремление развить в нем лучшие черты, свойственные нашему великому народу, — трудолюбие, скромность, самоотверженная преданность Родине, любовь к свободе». Потемкину принадлежит также заслуга возвращения в педагогику имени и произведений К. Д. Ушинского.
В. ГорячевИсточник: Энциклопедия "Русская цивилизация"