- ПОГОДИН
-
1.
ПОГОДИН Михаил Петрович (1800-1875), историк, писатель, академик Петербургской АН (1841). Издавал журналы "Московский вестник", "Москвитянин". Сторонник норманнской теории происхождения русского государства. Во взглядах близок к славянофилам. Пропагандировал идею славянского единства. Труды по истории Древней Руси, летописанию. Коллекция исторических памятников ("Древлехранилище"). Бытовые повести, исторические драмы.2.ПОГОДИН (настоящая фамилия Стукалов) Николай Фёдорович (1900-1962), русский драматург. Пьесы на производственные темы, в т.ч. "Аристократы" (постановка 1934), посвящены "перековке" человека на Беломорско-Балтийском канале. Трилогия о В. И. Ленине: "Человек с ружьём" (постановка 1937), "Кремлёвские куранты" (постановка 1942, в новой редакции - 1956), "Третья патетическая" (1958). Ленинская премия (1959), Государственные премии СССР (1941, 1951).3.ПОГОДИН Радий Петрович (1925-1993), русский писатель. Рассказы и повести, отчасти автобиографические, для детей и юношества: книги "Кирпичные острова..." (1960), "Трень-брень" (1966), "Про жеребёнка Мишу и мышонка Терентия" (1978) - о становлении характера подростка; сборники "Перейти речку вброд" (1979), "Лазоревый петух моего детства" (1983), "Живи, солдат" (1985) - о войне и трудной послевоенной жизни молодого поколения. В 1947 - 54 репрессирован.Источник: Энциклопедия "Отечество"
Михаил Петрович (11.11.1800-8.12.1875), русский историк, писатель, журналист и публицист. Академик (1841). Сын крепостного крестьянина. В 1821 окончил Московский университет. В 1826—44 — профессор Московского университета, сначала всеобщей, с 1835 — русской истории. В 1827 — 30 издавал журнал «Московский вестник», в 1841—56 при тесном участии С. П. Шевырева — «Москвитянин». В 1820—30-х Погодин написал несколько беллетристических и драматических произведений («Черная немочь», 1829, «Петр I», 1831, и др.). В те же годы Погодин выступил и как историк с критикой М. Т. Каченовского и скептической школы. Собственные интересы Погодина находились в области древней русской и славянской истории. Во время заграничной поездки, в Праге (1835), Погодин установил связи с видными славянскими учеными П. Шафариком, Ф. Палацким, способствовал сближению русской и зарубежной славянской науки. Исследования Погодина по отдельным вопросам русской истории были основаны на изучении первоисточников, имели большое научное значение. Сюда относятся: установление источников Начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы, выяснение постепенного характера закрепощения крестьян и т. д.
Признание самобытности русского исторического процесса составляло основу исторических взглядов Погодина. Он справедливо полагал, что «вечное начало, русский дух» лежит в основе русской истории и что в ней полностью отсутствует внутренняя борьба. Наличие этой борьбы, как основной черты общественной жизни, Погодин признавал только для стран Западной Европы. В вопросах всеобщей истории солидаризировался с Ф. Гизо, упрекая его лишь в том, что он рассматривал историю Запада без истории восточных (гл. обр. славянских) стран, представлявших, по Погодину, особый мир. Источником внутренней борьбы на Западе Погодин считал завоевания, которых не видел в России, т. к. полагал, что Русское государство основано без насилия. Считал невозможным осмысление русского исторического процесса с выводами и обобщениями, ибо, по Погодину, русская история не может быть подведена под ту или иную теорию, в ней много «чудесного и необъяснимого». Главную задачу истории видел в том, чтобы она сделалась «...охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия...».
В публицистике 1830-х — н. 1850-х Погодин твердо стоял на патриотической позиции — «Православие, Самодержавие, Народность». В славянском вопросе Погодин был сторонником организации и поддержки славянского национального движения на Балканах и в Австро-Венгрии. По ряду вопросов (самобытность русского исторического процесса, роль Православия и некоторые др.) взгляды Погодина были близки к воззрениям славянофилов.
Погодин вел большую публикаторскую работу: впервые подготовил издание сочинений И. Т. Посошкова (1842-63), «Псковской летописи» (1837), собрал и издал много писем Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева и др. С 1830-х начал собирать письменные вещественные памятники русской истории, составившие обширную и весьма ценную коллекцию («Древлехранилище»), большая часть которой в 1850-х была приобретена Публичной библиотекой в Петербурге.
Соч.: «О происхождении Руси» (1825); «Исследования, замечания и лекции о русской истории» (1846 — 57); «Историко-критические отрывки» (1846 — 57); «Древняя русская история до монгольского ига» (1871); «Историко-политические письма и записки в продолжение Крымской войны 1853-1856 гг.» (1874).Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"