- КОЗЛОВСКИЙ
-
1.
КОЗЛОВСКИЙ Иван Семёнович (1900-93), певец (лирич. тенор), народный артист СССР (1940), Герой Социалистического Тру да (1980). В 1926-54 в Большом театре. Лучшие партии: Ленский ("Евгений Онегин" П. И. Чайковского), Юродивый ("Борис Годунов" М. П. Мусоргского), Лоэнгрин ("Лоэнгрин" Р. Вагнера). Государственные премии СССР (1941, 1949).2.КОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович (1753-1802), скульптор и рисовальщик. Творчество Козловского проникнуто характерными для русского классицизма просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью (статуя "Самсон, раздирающий пасть льва" для каскада в Петергофе, 1800-02; памятник А. В. Суворову в Санкт-Петербурге, 1799-1801).3.КОЗЛОВСКИЙ Осип (Иосиф, Юзеф) Антонович (1757-1831), композитор. По происхождению поляк. С 1791 в Петербурге. Один из создателей русского романса ("российских песен"), автор героико-патриотиче-ских полонезов (в т. ч. для хора и оркестра "Гром победы раздавайся" на слова Г. Р. Державина, 1791), монументального Реквиема (1798), увертюр, музыки к трагедиям В. А. Озерова.Источник: Энциклопедия "Отечество"
1. Иван Семенович (11/24.03.1900-21.12.1993), выдающийся русский певец (тенор). Родился в крестьянской семье в Малороссии. Учился в Киевском музыкально-драматическом институте. С 1924 солист Харьковского, с 1925 Свердловского оперных театров. В 1926 — 54 солист Большого театра; руководил оперным ансамблем (1938-41).
Лучшие партии: Юродивый («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Лоэнгрин («Лоэнгрин» Р. Вагнера), Берендей («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Владимир Дубровский («Дубровский» Э. Ф. Направника), Принц («Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева). С 1919 регулярно выступал с концертами, исполнял произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, а также старинные романсы и народные песни.
2. Михаил Иванович (1753-1802), скульптор. Учился в Петербургской Академии художеств (1764 — 73) у Н. Ф. Жилле, долгие годы жил и работал в Риме (1774 — 79) и Париже (1779-80, 1788-90).
Творчество Козловского (рельеф, статуарная пластика, монументы, надгробия) проникнуто возвышенным гуманизмом и глубокой эмоциональностью. В ранних произведениях Козловского (рельефы для Мраморного дворца в Петербурге, 1787; «Бдение Александра Македонского», 1780-е) видно стремление мастера к уравновешенной композиции, интерес к гражданской и исторической тематике. Талант Козловского был многогранен: статуя «Поликрат» (1790) полна трагического пафоса, а «Спящий Амур» — нежного изящества и очарования. Козловского волновала тема подвига. Аллегорией победы России над Швецией в Северной войне явилась статуя для Большого каскада в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва» (1800-02).
Важнейшее произведение Козловского — памятник А. В. Суворову (1799— 1801) в Петербурге на Марсовом поле. Козловский создал обобщенный образ воина, идеального полководца, героя, воплотив в нем идею военной мощи и триумфа России, гражданственности и героики.
Л. Н. ВдовинаИсточник: Энциклопедия "Русская цивилизация"