АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ


АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (ок. 1111-1174), князь владимиро-суздаль-ский с 1157. Сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Инициатор постройки Успенского собора, укреплений и Золотых ворот во Владимире. Совершил поход в Волжскую Булгарию, неоднократно ходил на Киев. Убит в результате боярского заговора в своей резиденции в с. Боголюбове близ Владимира. Канонизирован Русской православной церковью.
Источник: Энциклопедия "Отечество"

святой (ок. 1110-1174), внук Владимира Мономаха, второй сын Юрия Долгорукого. Когда умер его дед, Андрею было около пятнадцати лет, и он, несмотря на то что жил большей частью в Ростово-Суздальских краях, вполне мог слышать наставления Мономаха или читать их. Отношение к власти как к личной религиозной обязанности утверждалось трудно, взламывая многовековую привычку князей глядеть на Русскую землю как на совместное владение всего княжеского рода Рюриковичей.
При таком порядке старший в роде одновременно являлся вел. князем и сидел на старшем — Киевском — столе. Остальные владели княжествами менее значительными в зависимости от степени своего старшинства. Внутри княжеского рода при этом не было места государственным отношениям — они принимали чисто семейный характер. Князь никак не был связан со своими временными подданными. Он знал: умрет Киевский вел. князь — его достоинство вместе с престолом перейдет к следующему за ним по старшинству члену рода, и это вызовет перемещение остальных князей в те уделы, которые теперь соответствуют степени их старшинства. Новое положение будет сохраняться до тех пор, пока жив новый глава рода. Затем — новая передвижка. Такой порядок был неудобен и сложен из-за вечных споров по поводу старшинства и попыток не в очередь занять тот или иной стол.
Так, молодость св. Андрея омрачилась спорами отца его, Юрия, со своим братом Мстиславом за великое Киевское княжение. Св. Мстислав был старшим и имел все права на него, но честолюбие и неуживчивый нрав Юрия толкали его к распре, тем более что кротость брата он принимал за слабость или робость.
Св. Андрей Боголюбский видел настоятельную необходимость сломать, упразднить этот родовой строй с тем, чтобы расчистить место единому Русскому государству. Смолоду известный набожностью, умом и боевой удалью, он на собственном опыте убедился в гибельности родственных княжеских споров и несогласий. Не желая участвовать в междоусобице родичей, в 1115 Андрей ушел на север, где ростовцы и суздальцы признали его своим князем. Там он основал новое великое княжение Владимирское, которому Промысл Божий предназначил стать почти на два столетия сердцем Русского государства.
На великокняжеском столе св. Андрей вел себя не как старший родич, но как полновластный государь, дающий ответ в своих попечениях о стране и народе единому Богу. Его княжение было ознаменовано многочисленными чудесами, память о которых доселе сохраняется Церковью в празднестве Всемилостивому Спасу (1 августа), благословившему князя на его державное служение. Тогда же был установлен и праздник в честь Покрова Божией Матери, ставший любимым церковным праздником русского народа.
Чувствуя, что Россия гибнет от разделения власти, св. Андрей в своих стараниях ввести единодержавие особо рассчитывал на покров и заступление Пресвятой Богородицы. Уходя в северные земли, он взял с собой чудотворную икону, писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал в дни своей юности Сам Спаситель со Своей Матерью и св. Иосифом Обручником. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с сей иконой!»
Дважды утром икону находили сошедшей со своего места в Вышгородском соборе и стоящей на воздухе, как бы приглашая князя в путь, благословение на который он испрашивал у Пречистой в своих усердных молитвах. Когда св. Андрей миновал Владимир, бывший в то время незначительным ремесленным городком, то кони, везшие икону, остановились и не могли сдвинуться с места. Князь назвал это место Боголюбовом, потому что в происшедшем усмотрел знамение Божие, а Владимир сделал столицей княжества. Многочисленные чудеса, явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя установить церковное празднование Покрова Божией Матери, явленного над Россией во всем течении ее истории. Праздник этот чтится в России не менее двунадесятых. Показательно, что только Русская Церковь столь торжественно отмечает его, несмотря на то что событие, вспоминаемое в этот день (видение покрова над собором молящихся), произошло в Византии.
Столь ревностное стремление к объединению народа не могло остаться без противления со стороны антиправославных сил. Знаменательна, с этой точки зрения, мученическая кончина князя в 1174. Летопись недвусмысленно подчеркивает религиозный характер кончины св. Андрея. Главное лицо среди «начальников убийства» — ключник Анбал Ясин — иудей. Совет злоумышленников летописец уподобляет совещанию «Иуды с жидами» перед предательством Спасителя.
Летопись приводит и непосредственную причину преступления — это активная просветительская деятельность князя среди иноверных купцов, в результате которой увеличилось число иудеев, принимавших Православие. Оплакивая своего господина, верный слуга Кузьма говорит: «Бывало, придет гость какой из Царьграда... или латынин... даже поганин какой если придет, князь сейчас скажет: поведите его в церковь, в ризницу, пусть видят истинное христианство и крестятся; так и случалось: болгары и жиды и всякая погань, видя славу Божию и украшение церковное, крестились и теперь горько плачут по тебе...» Согласно воззрениям Талмуда, гой, «совративший» еврея в христианство, заслуживает безусловной смерти.
Узнав об убийстве князя, владимирцы взбунтовались, и лишь крестные ходы по улицам города с чудотворной иконой Богоматери Владимирской предотвратили дальнейшие кровопролития. Церковь, свидетельствуя богоугодность трудов великого киязя, прославила его святым. В памяти потомков он остался русским властителем, почувствовавшим себя не владельцем земли, а Божьим слугой, попытавшимся воплотить в жизнь идеал христианской государственности.
Митрополит Иоанн (Снычев)
Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

.

Смотреть что такое "АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ" в других словарях:

  • АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ — (ок. 1111 74) князь владимиро суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.* * *АНДРЕЙ Юрьевич БОГОЛЮБСКИЙ (около 1111 29 июня 1174), князь владимиро суздальский и великий… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ — (около 1111 1174), князь владимиро суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей город Владимир. В 1169 завоевал Киев. Убит боярами в своей резиденции в селе Боголюбово …   Современная энциклопедия

  • АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ — Андрей Боголюбский. Реконструкция М. М. Герасимова. 1939. Государственный исторический музей …   Энциклопедия Кольера

  • Андрей Боголюбский — (около 1111 1174), князь владимиро суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей город Владимир. В 1169 завоевал Киев. Убит боярами в своей резиденции в селе Боголюбово.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Андрей Боголюбский — (не ранее 1100  1174), великий князь владимирский (с 1157), сын князя Юрия Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за Киев (с 1149), княжил в Вышгороде, Турове, Пинске и др. Сделал г. Владимир столицей Ростово Суздальской земли. Инициатор постройки… …   Энциклопедический словарь

  • Андрей Боголюбский — – великий князь, св., родился 1111 году, происхождения был очень высокого, даже знатного: отец его был вел. кн. Юрий Владимирович Долгорукий, а мать – дочь половецкого хана Аэпы Асеневича. Выращенный в прекрасных условиях, он получил… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Андрей Боголюбский — великий князь Владимирский и Киевский, внук Владимира Мономаха, сын Юрия и дочери половецкого хана Аспы, род. около 1111 г. Его отец, Юрий, получил от Владимира Мономаха в удел отдаленную и глухую Ростовско Суздальскую землю и дал своему сыну… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Андрей Боголюбский — (около 1111 1174)         князь владимиро суздальский с 1157, сын Юрия Долгорукого (См. Юрий Долгорукий), который и посадил А. Б. князем в Вышгороде (под Киевом). Самовольно покинул Вышгород в 1155 и обосновался во Владимире. Содействуя развитию… …   Большая советская энциклопедия

  • АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ — (ок. 1111 1174) кн. владимиро суздальский с 1157, сын Юрия Долгорукого. В юности участвовал в походах отца, был князем в Вышгороде под Киевом. В 1155 ушел в Ростово Суздальский край, где родился, вырос и имел крепкие связи; обосновался во… …   Советская историческая энциклопедия

  • Андрей Боголюбский — …   Википедия

Книги

  • Андрей Боголюбский, Василий Осипович Ключевский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будитьчужую» – в этом… Подробнее  Купить за 1950 руб
  • Андрей Боголюбский, Г. Блок, Г. Северцев-Полилов, А. Кузьмин. Вошедшие в том произведения повествуют о жизни и деятельности великого князя владимирского Андрея Боголюбского. Это романы Г. Блока "Московляне", Г. Северцева-Полилова "Под удельной власти" и… Подробнее  Купить за 260 руб
  • Андрей Боголюбский, Наталия Соломко, Геннадий Скоков. Русский князь Андрей Юрьевич был князем-воином. Но имя свое он прославил не на поле брани, а строительством городов и храмов. Его отец, Юрий Долгорукий, основал Москву, но Андрей, прозванный… Подробнее  Купить за 233 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.