- ЗАЙЦЕВ
-
1.
ЗАЙЦЕВ Александр Геннадьевич (род. 1952), спортсмен (фигурное катание), з. м. с. (1973). Чемпион Олимпийских игр (1976, 1980), мира (1973-78), Европы (1973-78, 1980), СССР (1973-75, 1977) в парном катании (с И. К. Родниной).2.ЗАЙЦЕВ Борис Константинович (1881-1972), русский писатель. Чувство мистического единения человеческого и природного миров в рассказах и повестях, отмеченных импрессионистичностью ("Аграфена", 1908; "Голубая звезда", 1918); в романе "Дальний край" (1913) -искания интеллигенции на фоне событий Революции 1905-07. С 1922 в эмиграции. Книга воспоминаний "Москва" (1939), художественные биографии русских писателей, "житийные портреты" (в т.ч. "Преподобный Сергий Радонежский", 1925).3.ЗАЙЦЕВ Варфоломей Александрович (1842-82), публицист и критик, сотрудник журнала "Русское слово"; в 60-х гг. участвовал в полемике с "Современником", получившей название "раскол в нигилистах".4.ЗАЙЦЕВ Вячеслав Алексеевич (род. 1952), спортсмен (волейбол), з. м. с. (1977). Выступал за команду "Автомобилист" (Ленинград) в 1977-85. Чемпион Олимпийских игр (1980), мира (1978, 1982), Европы (6 раз в 1975-85), обладатель Кубка мира (1977, 1981).5.ЗАЙЦЕВ Вячеслав Михайлович (род. 1938), модельер одежды, живописец, график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1991). С 1979 возглавляет Дом моды "Слава Зайцев" в Москве. Творчество Зайцева, нередко опирающееся на принципы народного искусства, отличается декоративностью, неисчерпаемой фантазией, подчас сюжетно-тематическими решениями. Создаёт костюмы для театра, кино, эстрады; выполняет эскизы рисунков для тканей, моделей обуви, шляп, бижутерии. Основатель (1980) "Театра мод" в Москве. Государственная премия Российской Федерации (1996).6.ЗАЙЦЕВ Михаил Алексеевич (род. 1938), председатель Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан с 1995. С 1963 на комсомольской и партийной работе, с 1980 на административной работе в Уфе, в 1992-95 мэр Уфы.Источник: Энциклопедия "Отечество"
Борис Константинович (29.01/10.02.1881-28.01.1972), русский писатель. Родился в Орле, в дворянской семье. Страдания и потрясения революционных лет приводят Зайцева к осознанному принятию православной веры и к Церкви, верным чадом которой он остается до конца дней. С этого времени в его творчестве, по собственным словам писателя, «хаосу, крови и безобразию» будут противостоять «гармония и свет Евангелия, Церкви». Православное мировоззрение автора отразилось уже в рассказах 1918—21 («Душа», «Белый свет», «Уединение»), где Зайцев, расценивая революцию как закономерное возмездие за «распущенность, беззаботность... и маловерие», не впадает в озлобленность или ненависть, но призывает современника-интеллигента к покаянию, любви, кротости и милосердию. Рассказ «Улица св. Николая» — образная хроника исторической жизни России начала века, редкая по точности и глубине осмысления событий; кроткий старичок-возница Миколка (не сам ли Николай Чудотворец?), спокойно погоняющий лошаденку по Арбату, крестящийся на церкви, вывезет страну, как верится автору, из самых тяжких исторических испытаний. Главнейший мотив, проходящий сквозь все творчество Зайцева, — мотив смирения, понимаемого в христианском смысле, как мужественное принятие всего, посылаемого Богом.
Благодаря страданиям и потрясениям революции, как писал сам Зайцев, он открыл для себя неведомый прежде материк — «Россию Святой Руси». В эмиграции, вдали от родины, тема Святой Руси становится главной в творчестве художника. В 1925 вышла в свет книга Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский». Монашеский подвиг Сергия, возродившего духовную силу Руси в годы ордынского ига, ободрял русских эмигрантов, вдохновлял на созидательную работу. Книга открывала характер русской православной духовности. Устоявшемуся представлению, что все русское — «гримаса, истерия и юродство, достоевщина», Зайцев противополагал духовную трезвенность Сергия — пример «ясности, света прозрачного и ровного», любимейшего самим русским народом.
«Россия Святой Руси» воссоздается Зайцевым во множестве очерков и заметок 1920—60-х — об Оптиной пустыни и ее старцах, о святых Серафиме Саровском, Иоанне Кронштадтском, патриархе Тихоне, церковных деятелях русской эмиграции, Богословском институте и Сергиевом подворье в Париже, русских монастырях во Франции.
В мае 1927 Зайцев совершил паломничество в центр вселенского Православия — на Св. Гору Афон, а в 1935 вместе с женой посетил Валаамский монастырь, принадлежавший тогда Финляндии. Итогом этих поездок явились книги очерков «Афон» (1928) и «Валаам» (1936), ставших лучшими описаниями этих святых мест в литературе XX столетия. Зайцев дает читателю возможность почувствовать мир православного монашества, пережить вместе с автором минуты тихого созерцания. Щемящим чувством родины проникнуты картины уникального оазиса русской духовности, образы приветливых иноков и молитвенников-старцев.
В романе «Дом в Пасси» (1935) воссоздана жизнь русской эмиграции во Франции. Драматические судьбы русских изгнанников, выходцев из различных слоев общества, объединяет мотив «просветляющего страдания». Центральный персонаж романа — монах Мельхиседек, подвизающийся в миру. Он воплощает православный взгляд на мир, на происходящие вокруг события, на проблему зла и страдания: «Последние тайны справедливости Божьей, зла, судеб мира для нас закрыты. Скажем лишь так: любим Бога и верим, плохо Он не устроит». А. М. Любомудров ЗАКАРПАТСКАЯ РУСЬ
историческое название одной из древнейших частей России, входившей в Малороссию. С древнейших времен население этой русской территории являлось частью восточнославянской этнической группы. В X—XI вв. входила в состав Киевской Руси. С XI в. оккупирована Венгрией, позже — Австрией и Австро-Венгрией, в 1919 — Чехословакией. Возвращена России в 1944. Центр Закарпатской Руси — город Ужгород.
О. П. ЗАКАРПАТЬЕ
историческая русская земля в бассейне р. Тиса. К Закарпатью относятся Закарпатская низменность и предгорье Карпат. Главные города: Ужгород, Хуст, Мукачево.Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"