- ДИОНИСИЙ
-
1.
ДИОНИСИЙ (ок. 1440 - после 1502 или 1503), живописец, ведущий мастер московской школы 15 в. Иконы ("Спас в силах", 1500), фрески (в соборе Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря близ г. Кириллов, между 1500 и 1503; с сыновьями) выделяются изысканностью пропорций и рисунка, тонкостью колорита, отмечены чертами праздничности и нарядности.2.ДИОНИСИЙ (в миру Давид Фёдорович Зобниковский) (ок. 1570-1633), архимандрит Троице-Сергие-ва монастыря в 1610-18 и с 1619. В 1611-12 рассылал грамоты по городам с призывом подняться на борьбу с интервентами. Участвовал в исправлении богослужебных книг.3.ДИОНИСИЙ (в миру Димитрий Васильевич Хитров) (1818-96), православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка и перевод на якутский язык новозаветных и богослужебных книг.Источник: Энциклопедия "Отечество"
(ок. 1440 — после 1502), иконописец и живописец, один из величайших художников Святой Руси.
Дионисий расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря (1467 — 76); написал иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля; иконы и фрески соборной церкви Иосифо-Волоколамского монастыря (после 1485). В иконах и фресках Дионисия по сравнению с искусством эпохи Андрея Рублева проявляются единообразие приемов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько отступает психологическая выразительность образов. Иконам Дионисия с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами присущи нарядность и торжественность («Богоматерь Одигитрия», 1482; «Спас в силах», «Распятие», обе 1500; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500 — 02, совместно с сыновьями Владимиром и Феодосией). Дионисию приписывают также иконы «Митрополит Петр в житии» (Успенский собор Московского Кремля), «Митрополит Алексий в житии» и ряд др. работ. Созданные Дионисием с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500 — 02) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов русского средневекового монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчиненных плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишенными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, преобладанием светлых оттенков.
Б.C.Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"