- ДАНИЛЕВСКИЙ
-
1.
ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Яковлевич (1838-1923), один из основоположников биохимии в России. Осн. труды по химии белков, в т. ч. про-теолитических ферментов, биохимии питания.2.ДАНИЛЕВСКИЙ Григорий Петрович (1829-90), русский писатель. Исторические романы "Мирович" (1879), "Княжна Тараканова" (1883), "Чёрный год" (1888-89) - психологически насыщенные повествования о событиях 18 в.; "Сожжённая Москва" (1886) - из истории Отечественной войны 1812.3.ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-85), публицист и социолог, идеолог панславизма. В конце 40-х гг. участвовал в кружках петрашевцев, по делу которых был в 1850 выслан из Петербурга. В соч. "Россия и Европа" (1869) выдвинул теорию обособленных "культурно-исторических типов" (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; качественно новым считал "славянский" тип.Источник: Энциклопедия "Отечество"
Николай Яковлевич (28.11.1822-7.11.1885), русский мыслитель, философ, социолог, естествоиспытатель. В 1850-е занимался рыбоводством на Волге, в Каспийском море, на Русском Севере. В 1860-е приступил к исследованию проблем цивилизации. В книге «Россия и Европа» (1869) развивает теорию «культурно-исторических типов» человечества. По его учению, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь ее различные типы, такие, как египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий, римский. В современной истории Данилевский более всего уделяет внимание германским и славянским типам, последний из которых только начинает оформляться. Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизации другого типа. Период роста культурно-исторического типа не определен. Период же его цветения и плодоношения краток. Последний период исчерпывает раз и навсегда жизненные силы культурно-исторического типа. «Человечество», по мнению Данилевского, это абстракция, пустое понятие, а народ — конкретная и существенная действительность. Значение культурно-исторических типов состоит в том, что каждый из них выражает идею человека по-своему, а эти идеи, взятые как целое, составляют нечто всечеловеческое. Господство одного культурно-исторического типа, распространенное на весь мир, означало бы постепенную деградацию (подробнее об учении Данилевского в Предисловии к словарю).
В последние годы жизни занимался опровержением дарвиновской теории.
Д.К.Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"