- ГРИГОРОВИЧ
-
1.
ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич (1822-1899/1900), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1888 ). Антикрепостнические повести "Деревня" (1846) и "Антон Горемыка" (1847). Романы 50-х гг. ("Рыбаки" и "Переселенцы") насыщены этнографическим материалом. Повесть "Гуттаперчевый мальчик" (1883).2.ГРИГОРОВИЧ Иван Константинович (1853-1930), адмирал (1911). Участник обороны Порт-Артура во время русско-японской войны 1904-05. В марте 1911 - феврале 1917 морской министр. Под его руководством разработан и осуществлён ряд судостроительных программ, начато восстановление русского флота после его разгрома в русско-японской войне. С 1913 член Государственного совета. После 1917 сотрудничал в Морской исторической комиссии по изучению опыта 1-й мировой войны и Морском архиве. С 1923 в эмиграции.3.ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич (род. 1927), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946-64 в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова (Ленинград), в 1964-95 главный балетмейстер Большого театра (Москва). Поставил: "Каменный цветок" С. С. Прокофьева (1957), "Легенда о любви" А. Д. Меликова (1961), "Щелкунчик" П. И. Чайковского (1966). В балете "Спартак" А. И. Хачатуряна впервые раскрыл героическую тему средствами симфонизированного классического танца (1968). Поставил также балеты: "Иван Грозный" на музыку Прокофьева (1975), "Ангара" А. Я. Эшпая (1976), "Золотой век" Д. Д. Шостаковича (1982), "Раймонда" А. К. Глазунова (1984), "Корсар" А. Адана - Ч. Пуни (1994) и др. Ленинская премия (1970), Государственные премии СССР (1977, 1985).Источник: Энциклопедия "Отечество"
Дмитрий Васильевич (19.03.1822-22.12.1899), русский прозаик, переводчик, искусствовед. Учась в Петербургском Главном инженерном училище (1836 — 40), подружился с Ф. М. Достоевским. Н. А. Некрасов привлекает его к участию в альманахе «Физиология Петербурга» (очерк «Петербургские шарманщики»). Ободренный успехом, пишет повесть о трагической истории девушки-сироты, жанрово ориентированную на «физиологический очерк»; «Деревня» (1846).
Серьезным, единодушно признанным творческим успехом стала повесть Григоровича «Антон Горемыка» (1847), посвященная судьбе от природы одаренного, но задавленного нуждой и произволом космополитизированного барина русского мужика.
В последующие годы Григорович обращается к жанру романа, как правило, в традициях «натуральной школы» («Проселочные дороги», 1852, о паразитическом существовании помещиков-«небокоптителей»; «Рыбаки», 1853, о гибели крестьянской общины под натиском «прогресса» и капитализма; «Переселенцы», 1855, о взаимоотношениях «просвещенных» помещиков с их «крещеной собственностью»).
На отмену крепостного права Григорович откликнулся романом «Два генерала» (1864), где отразил «нигилистов», не увидев в них ничего, кроме дешевой демагогии.
Вновь к литературному творчеству Григорович возвращается в сер. 1880-х. Его повесть «Гуттаперчевый мальчик» — «маленький шедевр» (И. С. Тургенев) — и поныне числится в классике детского чтения.Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"