- БУЛГАКОВ
-
1.
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-1940), русский писатель. Цикл "Записки юного врача" (1925-1926) отразил опыт Булгакова -провинциального начинающего врача. В романе "Белая гвардия" (1925-27), пьесах "Дни Турбиных" (пост. в 1926), "Бег" (1926-28, пост. в 1957), окрашенных ностальгической грустью по уходящему миру, показал обречённость белого движения, трагедию русской эмиграции. В повестях "Роковые яйца" (1925), "Собачье сердце" (1925, опубл. в 1987), "Театральный роман" (не закончен, 1936-37, опубл. в 1965) - ироническое, гротескно-сатирическое, с элементами фантастики изображение советского быта. В биографической повести "Жизнь господина де Мольера" (1932-33, опубл. в 1962), символико-фанта-стическом и сатирическом романе "Мастер и Маргарита" (1929, опубл. в 1966-67), использующем мифологические и евангельские образы, - идея вечного противостояния добра и зла, истинной праведности и фарисейства, художника и власти. Пьесы ("Зойкина квартира", пост. в 1926; "Багровый остров", пост. в 1928). Рассказы (сб. "Дьяволиада", 1925).М.А. Булгаков2.БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944), богослов, философ, экономист; священник (с 1918). С 1923 в эмиграции, один из идейных руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД), с 1925 - профессор и декан русского Богословского института в Париже. От марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, в начале 1900-х гг. перешёл к религиозной философии, в 1920-х гг.- к православному богословию. Участвовал в сборниках "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). Вслед за Вл. С. Соловьёвым считал своей центральной задачей обоснование целостного христианского мировоззрения ("Философия хозяйства", 1912; "Свет невечерний", 1917). Предметом острых споров стало учение Булгакова об "ипостасной" Софии как "живой связи между Богом и миром" (осуждено Московской патриархией в 1935). Осн. богословские труды парижского периода: "Купина неопалимая" (1927); "Друг Жениха" (1927); "Лествица Иаковля" (1929); трилогия "О Богочеловечестве" ("Агнец Божий", 1933; "Утешитель", 1936; "Невеста Агнца", 1945).3.БУЛГАКОВ Яков Иванович (1743-1809), дипломат, писатель, переводчик; почётный член Петербургской АН (1795). В 1781-89 чрезвычайный посланник и полномочный министр в Константинополе. Добился признания Турцией присоединения к России Крыма, Тамани и земель по р. Кубань. С 1790 посланник в Варшаве. В течение мн. лет занимался переводами западноевропейских авторов.Источник: Энциклопедия "Отечество"
Михаил Афанасьевич (3/15.05.1891-10.03.1940), русский писатель, драматург. Яркий выразитель двойственности н обреченности русской творческой интеллигенции периода господства еврейских большевиков. В главном произведении — романе «Мастер и Маргарита», написанном в 1920-х, но так и не увидевшем свет при его жизни (напечатан только в 1966 — 67), Булгаков, опираясь на православные традиции, используя евангельские образы, создает удивительную по своей достоверности и конкретности картину борьбы Божественных и сатанинских начал, добра и зла, света и тьмы в современной России. Художественным языком он раскрывает перед читателем правду о сатанинской сущности еврейского большевизма, манипулирующего террором и соблазнами, чтобы подавить православную душу русского человека. Главный вывод романа — только Бог может спасти людей от наглого вторжения сатаны.
В повести «Собачье сердце» (1925, опубл. в 1987) Булгаков показывает невозможность построения нового мира на партийных началах и отрицании христианской культуры. Союз Швондеров — еврейских большевиков и Шариковых — деклассированных элементов, отбросов общества не имеет будущего, ведет к окончательному крушению России.
В романе «Белая гвардия» (1925 — 27), пьесах «Дни Турбиных» (пост. в 1926), «Бег» (1926-28; пост. в 1957) писатель прощается с Великой Россией, показывая историческую обреченность и белых, и красных, одинаковую чуждость их русскому народу. О. П.
Сергей Николаевич (16.07.1871-13.07.1944), философ, богослов, экономист. Родился в г. Ливны Орловской губ. в семье священника. Окончив в 1896 юридический факультет Московского университета, уезжает в Германию, где занимается политэкономией. До 1906 занимает кафедру политической экономии в Киевском политехническом институте. Примыкает к марксистам. В 1903 выпускает книгу «От марксизма к идеализму», знаменовавшую отход Булгакова от экономического материализма и намечавшую сближение с Православной Церковью. Совместно с Н. А. Бердяевым издавал в 1905 журнал религиозно-философского направления «Вопросы жизни». С 1906 по 1918 профессор политэкономии Московского университета. В 1906 был избран депутатом во 2-ю Государственную думу. В 1909 в сборнике «Вехи» поместил статью «Героизм и подвижничество». Активно участвует в издании журнала «Путь». В 1918 Булгаков принимает священнический сан, а в 1919 переезжает в Крым, где преподает политэкономию и богословие. В 1923 был выслан за пределы СССР. Преподавал сначала в Праге, в 1924 переехал в Париж. Работал в Парижском богословском институте, был его деканом. Принимает активное участие в Русском христианском студенческом движении, регулярно печатается в журнале «Путь», издаваемом Н. А. Бердяевым. В 1927 выходит первая часть трилогии «Купина Неопалимая», в том же году появляется вторая часть — «Друг Жениха», в 1929 — третья — «Лестница Иакова». В 1933 — 45 выходит в свет вторая трилогия Булгакова: «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936), «Невеста Агнца» (1945). Посмертно вышли книги «Апокалипсис Иоанна» (1948) и «Философия имени» (1953). Восприняв от В. С. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков развивает учение о Софии Премудрости Божией как предвечно сущей в Божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По представлению Булгакова, София имеет двойственный характер — одновременно небесный, Божественный и тварно-человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж н жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего.
Ф. Р.Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"