- БРЮЛЛОВ
-
1.
БРЮЛЛОВ Александр Павлович (1798-1877), архитектор эпохи позднего классицизма. Брат К. П. Брюллова. Здания бывшего штаба гвардейского корпуса (1837-43) на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, Пулковской обсерватории (1834-39); в ряде работ использовал стилистику неоготической архитектуры.2.БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799-1852), живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. В 1823-35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма романтически-эмоциональную струю. Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человека ("Вирсавия", 1832), драматической напряжённостью образов ("Последний день Помпеи", 1830-33), тонким психологизмом (портрет М. Ланчи, 1851; автопортрет, 1848). Блестящий мастер парадного портрета ("Всадница", 1832).К.П. БрюлловИсточник: Энциклопедия "Отечество"
Карл Павлович (12.12.1799-11.06.1852), выдающий русский живописец. Родился в Петербурге в семье мастера художественной резьбы, преподавателя Петербургской Академии художеств. Первые уроки рисования Брюллов получил от отца. Десяти лет Брюллов был отдан в Академию художеств, где показал свои незаурядные способности к рисованию. По окончании академии (1821) Брюллов получил золотую медаль за картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» и право заграничной командировки на казенный счет.
В 1822-35 Брюллов работал в Италии, где им были написаны «Утро», «Итальянский полдень» и знаменитая картина «Последний день Помпеи» (1830 — 33), которая выставлялась в Италии, во Франции и в Петербурге (ныне находится в Русском музее). Картина произвела большое впечатление на современников. «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день», — писал Е.А. Баратынский.
С 1836 Брюллов, профессор Петербургской Академии художеств, сблизился с живописцем-портретистом В.А. Тропининым, композитором А.Н. Верстовским, актером М.С. Щепкиным, поэтами В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным и Е.А. Баратынским.
В 1830-40-е Брюллов написал серию полотен на исторические сюжеты («Осада Пскова», «Нашествие Гейзериха на Рим» и др.). Много работал Брюллов и в области религиозной живописи: запрестольный образ Божией Матери в Казанском соборе, «Св. Троица» в Сергиевской пустыни (в Петербурге), несколько икон для церкви на Аптекарском острове.
Им были проведены большие работы по росписи Исаакиевского собора (вместе с Ф. Л. Бруни). Брюллов был большим мастером портретной живописи (портреты И. А. Крылова, Н. В. Кукольника, В. А. Жуковского). Брюллов поддерживал молодых художников П. А. Федотова и Т. Г. Шевченко (содействовал выкупу последнего из крепостной неволи). В. А. ФедоровИсточник: Энциклопедия "Русская цивилизация"