Бардезан


Бардезан
    или Bardaisan. Сирийский гностик, ошибочно принимаемый за христианского богослова; родился в Эдессе ("Edessene Chronicle") в 155 г. н.э. (Assemani, "Bibl. Crient.", I, 389). Он был великим астрологом, последователем Восточной Оккультной Системы. Согласно Порфирию (который называет его вавилонянином - наверно вследствие его Халдеизма или астрологии), "Бардезан... поддерживал связь с индийцами, которые были посланы к римскому императору под предводительством Дамадамиса" ("De Abst.", IV, 17), и свои сведения получал от индийских гимнософов. Фактом является то, что большинство его учений, как бы сильно они не были изменены его многочисленными гностическими последователями, можно проследить до индийской философии, и еще дальше - до Оккультных учений Тайной Системы. Так, в своих "Гимнах" он говорит о творящем Божестве как об "Отце-Матери", и где-то в другом месте - об "Астральной Судьбе"  (Карма), о "Разумах Огня" (Агни-Дэвы) и т.д. Он связывал Душу  (личный Манас) с Семью Звездами, устанавливая ее происхождение от Высших Существ  (божественное Эго); и поэтому "признавал духовное воскресение, но отрицал воскресение тела", как гласит обвинение Отцов Церкви. Ефраим показывает его учащим знакам Зодиака, важности часа рождения и "провозглашающим семь". Называя Солнце "Отцом Жизни", и Луну "Матерью Жизни", он изображает последнюю "выделяющей свое одеяние света (принципы) для возрождения Земли". Фотий не может понять, как, признавая Душу свободной от власти genesis (удела рождения)" и обладающей свободной волей, он все же подчиняет тело закону рождения (genesis). Ибо "они (бардезанцы) говорят, что богатство и нищета, болезнь и здоровье, и смерть, и все вещи вне нашего управления суть дела судьбы"  ("Bibl. Cod.", 223, с.221 и след). Это несомненно Карма, которая отнюдь не препятствует свободной воле. Ипполит делает из него представителя Восточной Школы. Говоря о Крещении, Бардезан якобы сказал  (там же, с.985 и след.): "Все таки не одно Купание освобождает нас, но Знание того, кем мы являемся, кем становимся, где были раньше, куда спешим, от чего избавляемся; что есть зарождение  (рождение), что есть возрождение (перерождение)". Это прямо указывает на доктрину реинкарнации. Его разговор  ("Дизлог") с Авидой и Барджаминой о Судьбе и Свободной Воле доказывает это: "То, что названо Судьбой, есть порядок истечения, данный Владыкам  (Богам) и Элементам; согласно которому Разумы (Духовные Эго) изменяются своим нисшествием в Душу, а Душа - своим нисшествием в тело".  (см. Трактат, найденный в его сирийском оригинале и опубликованный с английским переводом в 1855 г. доктором Кэртоном. "Spicileg. Syriac.", в Британском музее.)
Источник: "Теософский словарь"

.

Смотреть что такое "Бардезан" в других словарях:

  • БАРДЕЗАН или BARDAISAN — Сирийский гностик, ошибочно принимаемый за христианского богослова; родился в Эдессе ( Edessene Chronicle ) в 155 г. н.э. (Assemani, Bibl. Crient. , I, 389). Он был великим астрологом, последователем Восточной Оккультной Системы. Согласно… …   Теософский словарь

  • Кодекс Назареев —     (Лат.) Книга Адама Адам означает anthropos, Человек или Человечество. Вера назареев иногда называется Бардезанской системой, хотя Бардезан (155 228 г. н.э.), по видимому, не имел ни какого отношения к ней. Правда, он родился в Эдессе в Сирии… …   Религиозные термины

  • КОДЕКС НАЗАРЕЕВ — (Лат.) Книга Адама Адам означает anthropos, Человек или Человечество. Вера назареев иногда называется Бардезанской системой, хотя Бардезан (155 228 г. н.э.), по видимому, не имел ни какого отношения к ней. Правда, он родился в Эдессе в Сирии и… …   Теософский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.